Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Принятому в 1993 г., в период первоначального становления современной российской государственности, Закону Российской Федерации «О государственной тайне» [1] в 2022 году исполнится двадцать девять лет. За прошедшие четверть века российский закон не претерпел концептуальных изменений, но за это время для Российского государства значительно изменились внешнеполитические и социально-экономические условия, претерпели кардинальные перемены многие положения законодательства.
Сейчас охрана государственных секретов проходит в условиях сформировавшихся, и вновь появляющихся новых рисков глобального информационного общества, что детерминирует необходимость анализа.
Охрана государственной тайны приобретает важнейшее значение в условиях трансформации мира в мультиполярный, при ужесточении межгосударственного и регионального политического противоборства, и экономической конкуренции. Правовой режим государственной тайны направлен на охрану наиболее значимых для обеспечения безопасности государства сведений, неправомерное распространение которых может нанести наиболее тяжкие неблагоприятные последствия.
В советский период сложилась в достаточной мере слаженная система обеспечения режима государственных секретов, впоследствии унаследованная Россией и иными странами на постсоветском пространстве [20, с. 47]. В системе специальных правовых режимов охраняемых законом тайн государственная тайна имеет наиболее разработанный и устойчивый характер. Охрана государственной тайны реализуется на базе комплексного межотраслевого правового режима. Время, прошедшее с момента принятия действующего Закона, с одной стороны, способствовало формированию новых взглядов и проблем, с другой, - по-прежнему не конкретизированы определенные стороны первоначальных решений, что позволяет ставить вопрос не только о необходимости совершенствования соответствующего законодательства. Известно, что при принятии Закона Российской Федерации «О государственной тайне» традиционно используемая в советский период для служебной тайны степень «Секретно» была отнесена законодателем к степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну. В.Н. Верютин верно подметил, что у этого решения имеются положительные и отрицательные последствия. Положительным представляется, что это позволило сохранить от бесконтрольного распространения огромный массив ценной государственно значимой информации, а отрицательным - многократное и не всегда обоснованное увеличение объема сведений, защищаемых в режиме государственной тайны [15, с. 313].
Потребности гармонизации законодательства в свете региональных интеграционных процессов требуют исследования разумности дальнейшего сохранения существующей системы и возможности возвращения к использовавшемуся в советский период понятию «государственные секреты», объединявшему государственную и служебную тайну, что соответствует основным идеям Модельного закона о государственной тайне, принятого Парламентской ассамблеей ОДКБ, и поддерживается рядом специалистов. В этом аспекте в новом ракурсе встает вопрос о правовом режиме служебной тайны.
Целью данной работы является рассмотрение сущности и форм государственной тайны.
Задачи:
- описать сущность государственной тайны, ее отличие от коммерческой и служебной;
- рассмотреть средства защиты государственной тайны; допуск и доступ с ней;
- изучить законодательное регулирование вопросов государственной тайны.
Объект исследования – государственная тайна. Предмет исследования – законодательство РФ в сфере государственной тайны.
1 Теоретические основы государственной тайны
1.1. Понятие государственной тайны. Отличие государственной тайны от служебной, коммерческой
Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне, «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» [1].
Таким образом, дефиниция охватывает собой сведения (совокупность информации) в определенных сферах жизнедеятельности государства. Закон о государственной тайне относит к носителям сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
Как следует из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8], информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Отметим, что данный закон содержит более широкую трактовку: конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Общеизвестно, что видов конфиденциальной информации достаточно много: коммерческая тайна, тайна следствия, адвокатская тайна и другие.
Согласно п. 3 Указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 [7], служебной тайной являются сведения служебного характера, доступ к которым ограничивается органами власти государства в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
В этом же пункте указывается, что такое «коммерческая тайна» - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен аналогично.
Термин «служебная тайна» больше применим к работе государственных и муниципальных органов, соответствующих должностных лиц и сотрудников. Имеются в виду данные, тайный характер которых связывается со служебными интересами.
Служебная и коммерческая тайна отличаются универсальностью среди других объектов интеллектуальной собственности. Связывается это с тем, что под этими понятиями подводятся самые разные сведения, связанные с производством и др.
Служебная и коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности не требуют официального признания своей охраноспособности, регистрации в государственных органах или выполнения других формальностей, уплаты пошлин государству.
Информация, которая представляет собой служебную тайну, не должна находиться в свободном доступе на основании закона. Если информация может быть получена при использовании закона и другим заинтересованным лицом, при помощи анализа открытых данных или анализа образцов продукции, то информация не является в таком случае служебной и коммерческой.
Информация считается служебной или коммерческой тайной в том случае, если владелец информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Это различные меры, связанные с охраной технического характера, организационные меры, юридические. Эта информация, таки образом, специально ограждается от несанкционированного доступа третьим лицам [19, с 103].
Информация должна представлять коммерческую ценность, поскольку она не известна третьим лицам. Поэтому сведения, включаемые в служебную и коммерческую тайну, исключаются из тех сведений, которые не представляют интереса для других.
Информация, которая относится к служебной тайне, группируется по функционально-целевым признакам:
1) Информация делового характера (о переговорах, записи переговоров, сведения о контрактах и сами контракты, сведения о партнерах, переписки различного характера)
2) Информация производственного характера (технологии и их особенности, инновации, используемое оборудование)
3) Информация финансового характера (способы финансирования, инвестирование)
4) Информация о работниках и специфике и труда (личные карточки сотрудников, планы кадровых перестановок, структура подчиненности и др)
5) Информация маркетингового характера (проводимые исследования, стратегия рыночного завоевания, виды и способы рекламы и др)
6) Информация, связанная с НТР, планами на будущее развитие компании.
7) Пароли, логины, программы
8) Информация о том, какую продукцию производит компания (структура, рецепты, характеристики и др)
Служебная тайна содержит в себе информацию, которая делится на две группы:
1 Сведения, которые связаны с деятельностью должностных лиц. Это, к примеру, данные предварительного расследования (тайна следствия), военная тайна
2 Информация, которая получена государственными служащими в их работе (информация, которая относится к коммерческой тайне).