Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена традиционным вниманием исследователей к разделению властей, исследованию теории, в соответствии с которой выделяется три ветви власти в государстве. В настоящее время актуальность темы связана также и с развитием, расширением полномочий контрольных и надзорных органов в государстве. Такие органы формально не относятся ни к одной из трех ветвей, между тем, выполняют важные функции в управлении государством.
Также исследование выбранной темы связано с необходимостью выявления роли каждой из ветвей власти в функционировании общества. Государственная власть, являясь одним из основных признаков функционирования социума, длительное время является предметом научных исследований. Труды исследователей в этом направлении построены на разнообразных и многочисленных проявлениях власти. Необходимость данных исследований состоит не только в сборе информации, накапливаемой на протяжении длительного времени, но и в применении данной информации в различных областях исследований, в том числе, в юриспруденции.
Принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную закреплён в Конституции Российской Федерации как одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что органы государственной власти должны формироваться и взаимодействовать на основе данного принципа. Самостоятельность и независимость органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, не исключает их активного взаимодействия при осуществлении их полномочий, а также слаженность их работы.
В Конституции РФ 1993 года, закрепившей принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя, предусмотрены основы порядка взаимодействия органов различных ветвей государственной власти. Этот порядок конкретизируется в текущем законодательстве, которое не является застывшим, а постоянно меняется и совершенствуется.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти в аспекте разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Предмет исследования – законодательство, которым регулируется осуществление государственной власти в России, труды, включающие исследования концепции разделения властей.
Цель данной работы – комплексное исследование разделения властей как принципа правового государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить историко-правовые корни принципа разделения властей;
2) рассмотреть основное содержание принципа разделения властей;
3) исследовать особенности законодательной власти;
4) изучить исполнительную власть;
5) рассмотреть осуществление судебной власти в РФ.
Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Возникновение и развитие концепции разделения властей
1.1.Историко-правовые корни принципа разделения властей
Деятельность государства с разных ее сторон обсуждалась еще в памятниках Древнего Египта и Вавилона, а также Древней Греции (Аристотель) и средних веков (Марсилий Падуанский) (Чиркин, 1996). В настоящее время теория разделения властей рассматривается как необходимый элемент учений о правовом государстве. Начало развития теории разделения властей связывается с возникновением политико-правовых теорий Нового времени, прежде всего, в Англии.
Наиболее авторитетным политическим мыслителем Англии XVII в. Являлся Дж. Локк, у которого идеи черпали другие философы, развивающие идею об ограниченной монархии и о разделении законодательной и исполнительной властей как гарантии политической свободы. Концепцию разделения властей Локк стал развивать в работе «Два трактата о правлении 1690 года» . Согласно точки зрения мыслителя, государство имеет троякое назначение. Это издание законов, наказание преступников и отражение внешних нападений. Поэтому в государстве должно быть три вида власти: законодательная, исполнительная и федеративная, каждая из которых выполняет отдельную функцию.
Законодательная власть должна быть наделена правом формулировать законы и представлять собой ту власть, которая имеет право указывать, как следует распределять силу государства для сохранения его населения. Она предписывает в нормах правила поведения, а также устанавливает санкции для нарушителей закрепленных правил.
Роль исполнительной власть заключается в исполнении предписаний законодательной власти и осуществлении надзора за выполнением законов. Данная власть может принимать решения по отдельным конкретным вопросам в соответствии с постоянными законами и исполняет их, используя силу членов общества.
Что касается третьей ветви власти, союзной (федеративной) власть, то она имеет целью обеспечение безопасности общества от внешней опасности. Она занимается вопросами войны и мира, коалициями и союзами и ведет другие дела с иностранными лицами и государствами (Локк, 1960) .
То есть, отличающиеся друг от друга своими функциями власти, по мысли Локка, должны быть разделены. И в своем учении Локк реально различал две власти: законодательную и исполнительную, считая правильным разделение исполнительной и федеративной власти, хотя они почти всегда объединены, и не следует передавать одновременно в руки разных лиц. Таким образом, разделение властей в понимании Локка, являлось практической необходимостью, результатом различия в функциях и порядке деятельности органов законодательной и исполнительной власти, а также отражением усложнения и специализации функций государственного управления и разделения труда между различными органами государства.
Теория разделения властей появилась в ее классической формулировке в учении Монтескье, цель концепции которого состояла в обеспечении гарантий безопасности граждан от произвола и злоупотреблений со стороны власти, обеспечение политической свободы в государстве. Монтескье, как и Локк, подразумевал в разделении властей гарантию правового строя в конституционном государстве. В то же время, Монтескье подчеркивал необходимость достижения равновесия, независимости и обособления властей. Кроме того, согласно его воззрениям, ни одна власть не может была вторгаться в компетенцию другой, при этом каждая из них должна быть наделена правом контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая превышение полномочий, злоупотребления.
Однако Монтескье не исключал существование власти, ведающей международным правом, но относил ее к исполнительной. По его мнению, в каждом государстве, существует три рода власти: законодательная, исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть, ведающая вопросами права гражданского . Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную в силу принципа разделения труда между различными государственными органами в то время было наиболее очевидным, но Монтескье, отметивший его объективную необходимость, первый связал его с конституционным устройством государства.
Рассматриваемая теория стала отражением соотношения социальных сил в обществе. Теоретическими принципами деятельности свободного государства согласно Монтескье, считались принципы разделения властей, взаимного сдерживания властей от произвола и злоупотреблений, распределения государственной власти между различными социальными слоями общества.
Теория разделения властей в последующем стала развиваться в трудах ученых ХIХ-ХХ вв. Впервые юридическое закрепление концепция получила в Конституции США 1787 г., а затем в основных законах большинства государств. В то же время постепенно концепция разделения властей стала подвергаться изменениям. Создатели некоторых новых конституций считали, что выделение трех властей недостаточно отражает существующие реалии, дополняли структуру четвертой властью – избирательной . В некоторых актах называлось и большее количество властей.
Таким образом, в зарубежных государствах существуют различные взгляды на теорию разделения властей, которые отражаются в разных неодинаковые конституционных нормах.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. № 3. 06.01.1997.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. - № 138 – 139. - 23.07.1994.
4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) О Верховном Суде Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // Российская газета, N 27, 07.02.2014
5. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Российская газета, N 251, 09.11.2020
6. Федеральный закон от 22.12.2020 N 439-ФЗ О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 28.12.2020, N 52 (Часть I), ст. 8585
7. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета, № 45, 26.02.2014.
Научная и учебная литература:
8. Барашков Е.О., Пяткин В.Н. Теория разделения властей: вопросы становления, развития, реализации // Журнал «Пробелы в российском законодательстве». - 2021. - Т. 14. - № 7. - С. 48-58.
9. Ветрик Ю.А., Де Е.П. Особенности принципа разделения властей в федеративном государстве // Журнал «Закон и право». -2019. - № 6. - С. 187-190.
10. Владимирова Е.В. Принцип разделения властей в РФ // Сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции. Пенза. - 2020. - С. 159-161.
11. Власова Е.А. Судебная власть в России: ее задачи, цели, функции в обеспечении прав и свобод человека // Журнал «Закон и право».- 2020. - С. 119-122.
12. Гайнутдинова Л.А., Гайнутдинов Р.И. Концепция разделения властей ш. Монтескье и ее практическое измерение // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. № 4. С. 174-177.
13. Еловенко Н.С. Правовые основы реализации принципа разделения властей в России // Журнал «Студенческий вестник». - 2020. - № 17-2 (115). - С. 65-68.
14. Кузьмин Р.С. Судебная власть: понятие и признаки // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 5. - № 4 (20). - С. 177-180.
15. Мирзоева Ф.Г. Конституционный принцип разделения властей и его реализация в механизме власти России // Журнал «Образование. Наука. Научные кадры». - 2021. - № 2. - С. 82-83.
16. Монгуш О.О. Современный подход к толкованию принципа разделения властей в россии // Символ науки. 2019. № 6. С. 56-59.
17. Нарутто С.В. Верховенство Конституции как основа конституционного правопорядка в России // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 3 (105). С. 30-35.
18. Пахомов В.Г. Теория разделения властей: дискуссионные вопросы // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 53-55.
19. Савиных М.А. Законодательная власть с точки зрения теории разделения властей // Журнал «Молодой ученый». - 2019. - № 41 (279). - С. 111-113.
20. Троицкий А.А. Принцип разделения властей: история и современность // Актуальные проблемы российского права: теоретические и правоприменительные аспекты. Сборник статей. –Рязань. -2021. - С. 133-136.
21. Файзуллин Р.Р. Понятие и правовой статус мировых судей // Журнал «Перо науки». -2019. -№ 6 (6). -С. 27-31.
22. Федорова А.А. Принцип разделения властей и его реализация в современной России // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. Сборник научных статей. - 2021. - № 17. - С. 348-350
23. Филиппова В.П. Исполнительная власть в системе разделения властей // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей. - 2018. - С. 430-435.
24. Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Конституционный принцип разделения властей: теория и практика реализации // Вестник Поволжского института управления. 2018. № 5. С. 56-62.
25. Шитова В.О. Разделение властей как конституционный принцип // Журнал «Молодежный научный форум». - 2020. - С. 41-45.
Материалы правоприменительной практики:
26. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.98 № 28-П «По делу о толковании Положений части 4 статьи 111 конституции Российской Федерации» // «Российская газета». - № 247. - 29.12.1998.