Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. В то же время необходимо учитывать личностную индивидуализацию учащихся, соотносить речевые действия с их реальными чувствами, мыслями и интересами.
По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в визуальной поддержке, потому что воспринимать речь только на слух крайне сложно. Это особенно актуально для тех детей, у которых зрительная память развита лучше, чем слуховая. Вот почему чтение так важно.
Чтение - один из важнейших видов коммуникативной и познавательной деятельности студентов. Это упражнение направлено на извлечение информации из письменного фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: оно служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационно-образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение дает наибольшие возможности для обучения и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.
Для эффективной реализации различных стратегий чтения учащиеся должны овладеть навыками, обеспечивающими сознательное и активное усвоение знаний, полученных во время чтения; открывающими возможность широкой ориентации в различных предметных областях.
Итак, обучение технике чтения вслух является на начальном этапе и целью и средством обучения чтению, так как позволяет управлять через внешнюю форму формированием механизмов чтения, дает возможность упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности.
Чтобы понять саму структуру техники чтения, нужно ознакомиться с различными методами и приемами, которые применяются в процессе обучения и способствуют поддержанию интереса к чтению на иностранном языке. Для этого необходимо изучить подходы, которые способствуют интенсивному развитию чтения на иностранном языке, нужно дать характеристику методике обучения чтению и выявить трудности в обучении чтению на английском языке в средней общеобразовательной школе.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - обучение чтению на английском языке в средней общеобразовательной школе на среднем этапе обучения.
Цель исследования заключается в обобщении и анализе обучения чтению на иностранном языке на среднем этапе средней школы.
Исходя из указанной цели мы можем выделить следующие задачи:
-рассмотреть чтение как вид речевой деятельности;
-определить цели и содержание обучения чтению в средней школе;
-исследовать современные технологии обучения чтению на иностранном языке;
-провести анализ современных учебников обучения чтению на иностранном языке на среднем этапе средней школы.
Методы исследования: анализ, сравнение, классификация, описание.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении теоретических основ формирования и развития умений чтения в школе. Методологической основой нашего исследования выступают работы Миролюбова А.А; Солововой Е.Н; Гальсковой Н.Д; Зимней И.А; Пассова Е.И; Мильруд Р.П; Давыдова В.В; Талызиной Н.Ф; Гальперина П.Я; Гез Н.И и других.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1.1 Чтение как вид речевой деятельности
Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, обеспечивающий письменную форму общения. Он занимает одно из главных мест с точки зрения использования, важности и доступности [22].
Чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. При чтении существует содержательный план (то есть о чем текст) и процедурный план (как читать и озвучивать текст). С точки зрения содержания, результатом деятельности по чтению будет понимание прочитанного; в процедурном – сам процесс чтения, то есть соотнесение графем с морфемами, формирование целостных приемов распознавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, который находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом [14].
Обучение чтению - одна из проблем, получивших наиболее полное освещение на предыдущих этапах разработки методики. Большое внимание всегда уделялось проблеме формирования навыков чтения. Перед преподавателем стоит задача научить студентов читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно быть самостоятельным, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учащихся. Однако практика показывает, что интерес к чтению у школьников очень низкий. Этот вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия.
В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом всегда является общение или общение с помощью печатного слова; цель - получить информацию по интересующему читателя вопросу. Условия читательской деятельности включают овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из того, что было прочитано с разной степенью точности и глубины [17].
В процессе преподавания иностранного языка в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником информации; во втором – они должны использовать чтение для лучшего усвоения языкового и речевого материала. Использование чтения в качестве источника информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе, который ученик может удовлетворить самостоятельно, поскольку для чтения не требуется собеседник или слушатели, а нужна только книга. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение образовательных, воспитательных и развивающих целей изучения этого предмета.
Чтение тесно связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего, это тесно связано с письмом, поскольку и при чтении, и при письме используется одна и та же графическая система языка. При обучении иностранным языкам необходимо учитывать это и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. И это особенно верно для начального этапа [1].
Чтение связано со слушанием, поскольку и то, и другое основано на перцептивной и умственной деятельности, связанной с восприятием, анализом и синтезом. При прослушивании слушатель воспринимает устную речь, а читатель - письменную. При чтении, так же как и при прослушивании, большое значение имеет вероятное предсказание, которое может быть как на вербальном, так и на семантическом уровне.
Чтение также связано с устной речью. Чтение вслух (или чтение вслух) - это "контролируемая речь". Чтение про себя - это внутреннее слушание и внутреннее говорение одновременно.
Программа изучения иностранного языка для средней школы предусматривает как общие требования к чтению, так и требования к классу. Обращаясь к определенным типам текстов, человек ставит перед собой разные цели и использует различные стратегические и тактические действия для их достижения. Это в значительной степени определяет методологию работы с текстом в учебном процессе [25].
На протяжении последних десятилетий в отечественных программах в качестве цели обучения выдвигалось развитие способности учащихся читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:
- с пониманием основного содержания;
- с полным пониманием содержания;
- с извлечением необходимой (интересной) значимой информации.
Однако цели, представленные в программах, имели более "лингвистическую" направленность. И только в последние годы в конкретизации целей все более ярко проявляется их прагматическая составляющая, ориентированная на реальное непрямое общение.
Чтение имеет два основных компонента содержания обучения чтению на иностранном языке:
- иноязычный материал, облеченный в графическую форму, т.е. соответствующую звуко-буквенную символику, словарный и грамматический материал;
- навыки чтения [10].
Что касается последних, то вряд ли можно ожидать, что их перевод с родного языка на иностранный будет осуществляться сам по себе: он должен стать предметом целенаправленного обучения. В то же время следует иметь в виду, что эта передача означает их дальнейшее развитие и совершенствование.
1.2 Цели и содержание обучения чтению в средней школе
Содержание инструкции по чтению включает в себя:
-лингвистический компонент (языковой и речевой материал: система графических знаков, слов, фраз, текстов разных жанров);
-психологический компонент (формируемые навыки и умения чтения, основанные на овладении действиями и операциями чтения);
-методологический компонент (стратегии чтения) [4].
Можно сформулировать педагогические принципы организации процесса обучения чтению на иностранном языке и развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
1. Практическая направленность учебного процесса:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабайлова А.Э. Структурно–содержательные особенности текстов учебников иностранного языка. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.
2.Борисенко И.А., Сомова Ж.П. Обучение чтению текста на иностранном языке // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-1. – С. 50-52
3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2018. - 192 с.
4. Гордеева И. В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка // Молодой ученый. - 2021. - №19 (99). - С. 569-571
5. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. - СПб: Каро, 2017. - 304 с.
6.Ильина И. Методика преподавания английского языка: учебное пособие. - Астана: Фолиант, 2020.- 372с.
7. Клычникова 3. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2018. - 205 с.
8. Колкер Я.М. Практическая методика обучению иностранному языку: Учеб. пособие – М.: Академия, 2021.- 258с.
9.Кужель О. Н. Особенности обучения англоязычному чтению учащихся основной школы. // Молодой ученый. - 2020. - №4(84). - С. 584-586
10. Куклина С.С. Комплекс средств организации коллективной учебной деятельности для развития умений чтения на английском языке // ИЯШ. – 2018. – № 6. – С. 27 – 33
11. Леонтьев А. Н. Психология обучения чтению // Начальная школа: плюс-минус. - 2019. - № 10. - С.9-13.
12. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка – М.: Высшая школа, 2017 – 522с.
13.Масюченко И.П. Правила современного английского языка. – Ростовна-Дону: ООО “Издательство БАРО-РПЕСС”, 2019. – 448 с.
14. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей/ под. ред. В.М. Филатова - Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 292 с.
15.Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. / Под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2020. - 464 c.
16.Ощепкова Т.В. Приемы обучения различным видам чтения // Иностранные языки в школе. – 2020. - №3 – С.14-21.
17. Пассов Е. И. Обучение чтению: Учебное пособие. – Воронеж: Интерлингва, 2018. – 257 с.
18. Полякова С. В. Восприятие и понимание текста в психологии чтения // Вестник Пермского университета. Иностранные языки и литературы. - 2017. - Вып. 2 (7). - С. 150-154.
19.Потапова, Н. В. Обучение чтению на иностранном языке в средн школе // Современная филология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2019 г.). — Уфа : Лето, 2019. — С. 4-7.
20. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе – М.: Просвещение, 2021. – 142 с.
21. Семененко Л.Н. Виды чтения и их роль при обучении иностранному языку // Наука и практика. – 2020. – № 4 (65). – С. 188-191.
22. Соколова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2018. – 148 с.
223.Федоткина Е. В. Чтение на иностранном языке и его роль в учебном процессе // Концепт. – 2020. – Т. 13. – С. 1056–1060.
24.Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в средней школе. – М.: Высшая школа, 2018. – 255 с.
25.Ягодина Б.С. К Проблеме обучения чтению на иностранном языке в средней школе языке // Успехи современного естествознания. – 2020. – № 1-1. – С. 149-151