Фрагмент для ознакомления
2
При планировании и достижении стратегических и тактических целей руководство компании постоянно сталкивается с рядом актуальных управленческих проблем, связанных с неопределенностью на рынке, с одной стороны, и необходимостью достижения и обеспечения конкурентных преимуществ и стабильной рыночной позиции. В условиях дальнейшей глобализации рынков стратегическое планирование становится неотъемлемой частью непрерывного и постоянно развивающегося процесса создания конкурентных преимуществ. Важность стратегии, которая позволяет компании выжить в нынешней кризисной ситуации, резко возросла за последние два-три года.
Чтобы выжить в условиях нынешнего кризиса, компании должны более четко выражать свои отличия от конкурирующих фирм. Основным критерием здесь является степень соответствия потребностям и ожиданиям потребителей за счет производимых товаров, уровень продаж услуг, эффективность производственной деятельности. Это возможно благодаря разработке стратегии, позволяющей использовать возможности и динамику адаптации к условиям кризиса. Сегодня компания должна как никогда сконцентрироваться на существующих преимуществах и минимизировать негативное влияние негативных факторов. Другими словами, необходимо превратить слабости в достоинства, чтобы умело противостоять действиям конкурентов.
Общеизвестно, что конкурентоспособность товаров и услуг является основным критерием успешной коммерческой деятельности предприятия. Разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной.
Объект работы – ООО «СТЕЛЛА»
Предмет работы – конкурентоспособность компании.
Цель работы – проанализировать деятельность и разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «СТЕЛЛА»
Цель работы обусловила необходимость решения следующих задач:
1) изучить сущность конкурентоспособности компании;
2) проанализировать деятельность и конкурентные позиции ООО «СТЕЛЛА»;
3) разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «СТЕЛЛА» и дать их экономическую оценку.
В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы исследования:
1) теоретический анализ использовался для выявления основ конкурентоспособности организации;
2) теоретико-методологический анализ дал возможность сформулировать исходные позиции исследования;
3) системный подход позволил осуществить целостное рассмотрение проблемы.
Эмпирические методы:
1) изучение литературы и данных в Интернете;
2) рассмотрение и анализ организационно-управленческой структуры ООО «СТЕЛЛА»;
3) исследование и обобщение конкурентоспособности компании.
Раздел 1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности компании ООО «СТЕЛЛА»
1.1 Характеристика компании
ООО «СТЕЛЛА» 624080, Свердловская область, город Верхняя Пышма, село Балтым, улица Животноводов, дом 2/1.
Основной вид деятельности: 46.73 торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, грузоперевозки.
ООО «СТЕЛЛА» - Занимается продажей строительных материалов оптом и в розницу, комплектует строительные магазины, строительные компании, также есть розничный магазин.
В соответствии с существующей организационной структурой ООО «СТЕЛЛА», распределение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.
ООО «СТЕЛЛА» - это производство, продажа и доставка строительных отделочных материалов и хозяйственных товаров в сегменте B2B.
ООО «СТЕЛЛА» использует 2 вида источников заемных средств: лизинг крупной техники и автомобилей, ставка – 18%, срок – 36 мес., оборудование сразу переходит на баланс предприятия; кредитные линии с различными сроками погашения, средняя ставка – 15%, срок от 12 до 36 мес.
Автоперевозки являются наиболее популярными и выгодными в использовании. Они идеально подходят для перевозки любого назначения. Их проще всего контролировать, отслеживая движение груза. Автомобильный транспорт подходит для любых видов грузов и их габаритов. С его помощью обеспечивается высокая сохранность транспортируемого товара. Преимуществами такого вида перевозок являются возможность прямой доставки груза от адресанта к адресату, возможность совмещать в одной партии несколько видов груза или осуществлять доставку грузов в специальных холодильных камерах. Среди недостатков отмечаются высокие цены на перевозки на большие расстояния и невозможность доставки грузов в регионы без соответствующей автомобильной развязки.
ООО «СТЕЛЛА» использует общую систему налогообложения. Были рассчитаны такие показатели как: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль(убыток) до налогообложения, выручка на 1 рабочего, затраты на 1 руб. объема проданной продукции, оборачиваемость, среднегодовая стоимость оборотных активов, фондовооруженность и рентабельность. В таблице 5 представлены основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ООО «СТЕЛЛА» за 2019-2021 гг.
Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели ООО «СТЕЛЛА»
Показатель
2019
г.
2020
г.
2021
г. Изменения, тыс. руб. Темп роста, %
2020г/ 2019г. 2021г/ 2020г. 2020 г. /
2019г. 2021 г.
/ 2020г.
Выручка, тыс.руб. 2 430 8 737 13 415 6 307 4 678 359,55 153,54
Себестоимость продаж, тыс.руб. 2 345 8 001 12 529 5 656 4 528 341,19 156,59
Валовая прибыль, тыс.руб. 85 736 886 651 150 865,88 120,38
Прибыль от продаж, тыс.руб. 85 736 886 651 150 865,88 120,38
Прочие доходы, тыс.руб. 0 0 8 0 8 - -
Прочие расходы, тыс.руб. 51 103 128 52 25 201,96 124,27
Прибыль до
налогообложения, тыс.руб.
34
633
766
599
133
1861,7
121,01
Чистая прибыль, тыс.руб. 31 491 594 470 103 2338,1 120,98
Стоимость основных
средств, тыс.руб. 0 678 508 678 -170 - 74,93
Стоимость активов, тыс.руб. 192 1185 1716 993 531 617,19 144,81
Собственный капитал, тыс.руб. 31 522 1116 491 594 1683,8 213,79
.Заемный капитал,
тыс.руб. 161 663 600 502 -63 411,80 90,50
Численность,чел. 53 55 59 2 4 103,77 107,27
Производительность
труда, тыс.руб. 45,85 158,85 227,37 113 69 346,47 143,13
Фондоотдача, тыс.руб. - 12,89 26,41 - 14 - 204,92
Оборачиваемость
активов, раз 12,66 7,37 7,82 -5 0 58,26 106,03
Рентабельность
собственного капитала по чистой прибыли, %
67,74
94,06
53,23
26
-41
138,85
56,59
Рентабельность продаж, % 0,00 0,00 0,06 0 0 - -
Рентабельность капитала по прибыли до налогообложения,%
17,71
53,42
44,64
36
-9
301,65
83,57
Как видно из представленной таблицы 5, в ООО «СТЕЛАА» в 2021 году существенно выросли доходы по обычным видам деятельности, так в сравнении с 2019 годом выручка повысилась на 259,55%, а в сравнении с 2020 годом – на 53,54%.
При этом, в 2021 году увеличилась себестоимость продаж на 4528 тыс. руб. (43,01%) по сравнению с 2020 годом и на 241,19% в 2020 г. по сравнению с 2019 г.
Так как выручка в 2020 г. по сравнению с 2019 г. опережает рост себестоимости - это является хорошим показателем работы предприятия.
Валовая прибыль увеличилась на 651 тыс. руб. за счет увеличения выручки по сравнению с 2020 г. и на 150 тыс. руб. в 2021 г. по сравнению с 2020 г.
Организация имеет прибыль до налогообложения, которая увеличивается на 21% по сравнению с 2020 г., а именно на 133 тыс. руб., это связанно с уменьшением себестоимости продаж. Рост чистой прибыли за 2021 год составил 470 тыс. руб. или 20,9% по сравнению с 2020 г.
Среднесписочная численность увеличилась на 6 человек в связи с расширением бизнеса. Производительность труда – выросла на 43,13% в 2021 г. по сравнению с 2020 г.
В 2021 году выросли такие показатели как оборотные активы и основные средства, активы возрастают на 531 тыс. руб., за счет финансовых вложений и запасов.
Основные средства увеличились на 678 тыс. руб. в 2020 г., т.к. организация закупила оборудование и транспортные средства.
Оборачиваемость активов в 2021 г. по сравнению с 2020 г. увеличилась на 6,03% в связи с увеличением выручки и возрастанием самой стоимости оборачиваемых активов.
Рентабельность продаж в 2021 г. по отношению к 2020 г. увеличилась почти на 0,06%, рентабельность собственного капитала сократилась на 41%, рентабельность капитала по прибыли тоже выросла на 9% , но ряду с этим мы можем отметить, что все показатели рентабельности предприятия оказались ниже плановых значений.
Чистая прибыль компании растет более низкими темпами, чем объем ее продаж, а темп роста объема продаж превышает темп изменения активов, что говорит об эффективном использовании ресурсов и увеличении экономического потенциала бизнеса.
Снижение показателей рентабельности является отрицательным фактором, что требует проведения более тщательного анализа финансового состояния компании.
Горизонтальный анализ величины валюты баланса ООО «СТЕЛЛА» отображен в таблице 2
Таблица 2 –Горизонтальный анализ актива и пассива ООО «СТЕЛЛА»
Наименование Отклонение, тыс. руб. Темп роста, %
2020 г./ 2019 г. 2021 г./ 2020 г. 2021 г./
2019 г. 2020 /.
2019
2021 /.
2020
2021 /.
2019
.
Оборотные активы 315 701 1016 264,1 238,3 629,2
Денежные средства и их
Эквиваленты 127 -169 -42 267,1 16,7 44,7
Дебиторская задолженность 188 870 1058 262,1 386,2 в 10 р.
Внеоборотные активы 678 -170 508 - 74,9 -
Основные средства 678 -170 508 - 74,9 -
Итого актив 993 531 1524 617,2 144,8 893,8
Краткосрочные обязательства 502 -103 399 411,8 84,5 347,8
Кредиторская задолженность 501 -103 398 921,3 81,7 752,5
Краткосрочные заемные средства 1 0 1 101,0 100,0 101,0
Долгосрочные обязательства: 0 40 40 - - -
Долгосрочные заемные средства 0 40 40 - - -
Собственный капитал 491 594 1085 1683,9 213,8 в 36р.
Нераспределенная прибыль 491 594 1085 1683,9 213,8 в 36р.
Итого пассив 993 531 1524 617,2 144,8 893,8
Как видим, из данных таблицы 6 на протяжении исследуемого периода почти у всех статей баланса прослеживается тенденция к росту, что объясняется постепенным завоеванием рынка и расширением деятельности компании. При этом, стоимость основных средств и величина кредиторской задолженности на протяжении 2020-2021гг. наоборот несколько снизились.
Единственным активом ООО «СТЕЛЛА», который показывает отрицательную динамику, стал объем денежных средств, который в 2020 г. значительно снизился (на 83,3%) и по сравнению с базисным годом (на 55,3%).
Проведем вертикальный анализ баланса ООО «СТЕЛЛА» (таблица 3)
Таблица 3 –Вертикальный анализ актива и пассива ООО «СТЕЛЛА»
Наименование 2019 г. 2020 г. 2021 г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Оборотные активы: 192,0 100,0 507,0 42,8 1208,0 70,4
Денежные средства и их
эквиваленты 76,0 39,6 203,0 17,1 34,0 2,0
Дебиторская задолженность 116,0 60,4 304,0 25,7 1174,0 68,4
Внеоборотные активы:
- - 678,0 57,2 508,0 29,6
Основные средства - - 678,0 57,2 508,0 29,6
Итого актив 192,0 100,0 1185,0 100,0 1716,0 100,0
Краткосрочные
обязательства: 161,0 83,9 663,0 55,9 560,0 32,6
Кредиторская задолженность 61,0 31,8 562,0 47,4 459,0 26,7
Краткосрочные заемные
средства 100,0 52,1 101,0 8,5 101,0 5,9
Долгосрочные обязательства: - - - - 40,0 2,3
Долгосрочные заемные
средства - - - - 40,0 2,3
Собственный капитал: 31,0 16,1 522,0 44,1 1116,0 65,0
Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток) 31,0 16,1 522,0 44,1 1116,0 65,0
Итого пассив 192,0 100,0 1185,0 100,0 1716,0 100,0
Как видим, на протяжении исследуемого периода наибольший удельный вес в структуре актива баланса занимают оборотные активы.
В частности, значительную часть составляет дебиторская задолженность, величина которой в 2019 г. и 2021 г. превышала 60% от величины всего имущества компании ООО «СТЕЛЛА», и только в 2020 г. составила менее 50%.
Так, на протяжении 2019-2021 гг. объем долгосрочных обязательств снизился от 83,9% (в 2019 г.) до 32,6% (в 2021 г.). Что объясняется погашением предприятием значительной доли своих краткосрочных кредитов.
Объем кредиторской задолженности на протяжении рассматриваемого периода имеет тенденцию к росту, при этом ее удельный вес в среднем пребывал на уровне 30% (от общей величины пассива). Это связано с тем, что, не смотря на рост кредиторской задолженности с 61 тыс. руб. до 459 тыс. руб., одновременно росли и другие статьи пассива.
Такие изменения связаны с тем, что организация наращивала обороты продаж, тем самым получая большую прибыль, с помощью которой смогла существенно сократить величину своих краткосрочных обязательств. Как видим, чистая прибыль ООО «СТЕЛЛА» всего за 3 года выросла больше чем в 28 раз, что, безусловно, говорит о положительном развитии фирмы и ее высоком финансовом положении.
Однако, величина прибыли является далеко не основным критерием, характеризующим устойчивость и финансовую независимость организации. Поэтому проведем детальный анализ его платежеспособности, ликвидности, деловой активности и рентабельности, а также финансовых результатов деятельности за период 2019-2021 гг.
Оценка ликвидности начинается с сопоставления групп активов по степени их ликвидности с пассивами, сгруппированными по срокам погашения [7]. Анализ ликвидности баланса ООО «СТЕЛЛА» за рассматриваемый период представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Оценка ликвидности баланса ООО «СТЕЛЛА» за 2019-2021 гг.