Фрагмент для ознакомления
2
Как отмечает Рассказова-Николаева С. А. модель «директ-костинг» представляет собой систему управленческого учета, в основе которой лежит классификация затрат на постоянные и переменные в зависимости от объема производства (загрузки мощностей), и включающей в себя учет и анализ затрат и результатов производственной деятельности с целью принятия обоснованных управленческих решений. Главной особенностью данной системы является калькулирование себестоимость продукции (работ, услуг) исключительно на базе переменных затрат, с отнесением постоянных расходов на уменьшение финансовых результатов того отчетного периода, в котором они были признаны.
Проблемам применения системы «директ-костинг» в организациях АПК уделяли пристальное внимание Хоружий Л. И. и Алборов Р. А., причем экономисты отдают предпочтение данной модели по отношению к традиционным вариантам учета затрат и калькулирования себестоимости.
Главной особенностью «Директ – костинга», основанного на классификации расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например, счет 99 «Прибыли и убытки».
Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года, и незавершенное производство.
При системе «Директ – костинг» схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержатся, по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.
Отчет о доходах не обязательно должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет о доходах будет трехступенчатым. В этом случае на первом этапе определяется производственный маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами.
На втором этапе как разность между производственными маржинальными и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по предприятию, на третьем этапе – прибыль путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных расходов. Отчеты о доходах можно изменять подразделением общей суммы постоянных затрат на два различных мелких блока. Этот метод можно было бы назвать «многоблочной системой».
Важной особенностью «Директ – костинга» является то, что, благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью.
Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.
Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционного и регрессивного анализа, математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки мощностей; строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.
Значение метода Директ-костинг заключается в исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода. Современная система директ-костинг предлагает два варианта учета:
1. Простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты.
2. Развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные, и косвенные переменные общехозяйственные расходы.
Учет себестоимости ведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли. В процессе применения этого метода определяется маржинальный доход и чистая прибыль.
Взаимосвязь показателей при маржинальном подходе:
• Выручка от продажи продукции (В)
• Переменные затраты (ПЗ)
• Маржинальный доход (МД = В - ПЗ)
• Постоянные затраты (ПоЗ)
• Прибыль (П = М - ПоЗ)
Изменение величины маржинального дохода характеризует влияние продажных цен и переменных издержек на себестоимость единицы продукции. Величина прибыли зависит от суммы постоянных затрат. Взаимосвязь показателей позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства.
Директ-костинг позволяет определить критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли.
Важной особенностью директ-костинга является основанная на используемой им группировке затрат на постоянные и переменные возможность изучить взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства и продаж, затратами и прибылью. Большое значение здесь имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства.
Используя методы корреляционного и регрессионного анализа, математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей; составлять сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема; рассчитывать критическую точку объема производства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, т.е. решать стратегические задачи управления предприятием.
В рамках применения директ-костинга необходимо вычислить «истинную» себестоимость производимой продукции. В нее включаются следующие элементы учета расходов:
- в зависимости от вида трат;
- учет по месту формирования расходов;
- носители затрат (учет стоимости каждой отдельной единицы продукции);
- учет затрат за отдельно взятый период.
Серьезное затруднение, которое может возникнуть при применении этой системы, связано с неоднозначностью дифференциации расходов. Постоянные в одних случаях, в других расходы могут оказаться в положении переменных. Соответствующих положений, которые бы однозначно декларировали такое разделение, на предприятиях обычно нет. Расходы относят к постоянным или переменным на основании ряда допущений, которые могут оказаться и ошибочными. Поэтому следует периодически пересматривать принципы разделения затрат, а также вычислять маржинальную прибыль (по отдельным видам производства и в целом по организации).
Применение данной системы не только приближает отечественные компании к мировым рыночным стандартам, но и открывает ряд дополнительных перспектив в повышении эффективности учета и управления:
- возможность выгодно комбинировать объем продукции и цену готовых изделий;
- эффективное управление ценовой или демпинговой политикой;
- совершенствование ассортимента выпускаемых товаров;
- удобство расчета «точки безубыточности» фирмы – то есть выхода «на ноль», на полную окупаемость издержек;
- возможность быстрой переориентации производства в зависимости отменяющихся реалий рынка;
- оценка резервов постоянных затрат при существующей рентабельности производства;
- глубокое исследование работы организации с применением статистических методов, например, корреляционного анализа и др.
Самое главное преимущество директ-костинга как управленческой системы – ее высокая эффективность в принятии оперативных решений.
Основной особенностью системы директ-костинг является расчет себестоимости продукции по переменным затратам. Эта система опирается прежде всего не на функциональную классификацию затрат (производственные, закупочно-сбытовые, управленческие), а на их отношение к уровню деловой активности (объему выпуска).
Себестоимость исчисляется по переменной части затрат. В этой системе только переменные затраты будут считаться затратами на продукт, то есть участвовать в исчислении запасов и прибыли в соответствии с движением физических единиц продукции.
Система «директ-костинг» в России используется достаточно широко как на малых, так и на крупных предприятиях, но зачастую на предприятии данная система носит сугубо формальный характер.
Использование директ-костинга даёт возможность исследовать взаимосвязи между объемами производства, затратами и доходами, также может прогнозировать поведение себестоимости при изменении активной деятельности компании, устанавливать порог рентабельности предприятия, точно исчислять себестоимость продукции, осуществлять сопоставимый анализ рентабельностей различных видов продукции с целью определения программы выпуска и реализации продукции.
Сведения, получаемые в системе директ-костинг, дают возможность осуществлять успешную политику цен, указывая наиболее выгодные комбинации цены и объема. Большинство предприятий России неэффективно используют денежные средства. Для того чтобы предприятие эффективно использовало свой рабочий потенциал необходима правильная организация директ-костинга и эффективная система аналитики. Не стоит забывать и о достаточно квалифицированном штате компании, которые способны вовремя проанализировать состояние организации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. риценко, А.Н. Методы расчета себестоимости / А.Н. Гриценко // В сборнике: Экономика, управление и право: инновационное решение проблем. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 частях. — 2018.
2. Насырова, А.Д. Управление затратами при формировании себестоимости продукции / А.Д. Насырова // В сборнике: Молодежь. Образование. Экономика сборник научных статей. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, — 2018.
3. Рассказова, Е.В. Управление затратами и себестоимостью продукции на основе оценки уровня инновационного потенциала / Е.В. Рассказова // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. — 2020.
4. Сидавская, В.В. Способы исчисления себестоимости отдельных видов продукции / В.В. Сидавская // Аллея науки. — 2018.
5. Шанин, И.И. Методы расчета себестоимости производимой продукции на предприятиях / И.И. Шанин // Международный студенческий научный вестник. — 2018.
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. - М.: ГроссМедиа.
7. Николаева формирования и калькулирования себестоимости. Особенности учета условиях рынка: система «директ – костинг». - М.: Аналитика – Пресс.
8. УДК 338 методы управления производственными затратами: «Стандарт-костинг» и «Директ-костинг». 2019 №8.
9. Абдукаримов, И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – Москва : ИНФРА-М, 2022.
10. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник / под ред. А.П. Гарнова. – Москва : ИНФРА-М, 2022.
11. Губина, О. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / О. В. Губина, В. Е. Губин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021.
12. Дудник, Д. В. Основы финансового анализа : учебное пособие / Д. В. Дудник, М. Л. Шер. – Москва : РГУП, 2020.
13. Илышева, Н. Н. Анализ финансовой отчетности : учебник / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – Москва : Финансы и Статистика, 2021.
14. Камысовская, С. В. Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей : учебное пособие / С.В. Камысовская, Т.В. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2022.
15. Кобелева, И. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учебное пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. – Москва : ИНФРА-М, 2020.
16. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций : практическое пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021.
17. https://kpfu.ru/docs/F1950266205/t6.pdf
18.https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/osobennosti_sistemy_direkt_kosting/
19. http://оаотшф.рф/
20. https://www.rusprofile.ru/id/2492250
21. https://www.testfirm.ru/result/6905005430_ao-tverskaya-shveynaya-fabrika
22. https://www.audit-it.ru/contragent/1026900526344_ao-tverskaya-shveynaya-fabrika
23. http://docs.pp.ru/?cl=19 – библиотека типовых документов: договоры, заявления, доверенности.
24. http://subscribe.ru/catalog/tax.oviont – финансы, бухгалтерия, налоги и электронная отчетность. Рассылка по бухгалтерии.
25. http://www.berator.ru/mbpractic – сайт журнала «Бератор практическая бухгалтерия».
26. http://www.buhgalteria.ru/ – информационно-аналитическое электронное издание в области бухгалтерского учета и налогообложения.
27. http://www.dist-cons.ru – портал дистанционного правового консультирования предпринимателей.
28. http://www.glavbukh.ru/ – сайт журнала «Главбух». Практический журнал для бухгалтера.
29. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 №129-ФЗ.
30. Глазырин // В сборнике: Современные проблемы экономики Сборник трудов научной студенческой конференции. — 2019.
31. Гриценко, А.Н. Методы расчета себестоимости / А.Н. Гриценко // В сборнике: Экономика, управление и право: инновационное решение проблем. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 частях. — 2018.
32. Дрок, Т.Е. Роль анализа себестоимости продукции в деятельности малого производственного предприятия / Т.Е. Дрок // Сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. В 2 частях. — 2018.
33. Мусалаева, С.М. Материальные затраты в составе себестоимости / С.М. Мусалаева // В сборнике: Мировое научное пространство и социум Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. — 2018.
34. Ошовская, Н.В. Теоретические походы к формированию понятия «себестоимость» / Н.В. Ошовская // В сборнике: Интеграционные процессы в науке в современных условиях. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. — 2018.
35. Рассказова, Е.В. Управление затратами и себестоимостью продукции на основе оценки уровня инновационного потенциала / Е.В. Рассказова // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. — 2020.
36. Сидавская, В.В. Способы исчисления себестоимости отдельных видов продукции / В.В. Сидавская // Аллея науки. — 2018.
37. Уралиева, А.Ш. Понятие себестоимости продукции и факторы, влияющие на себестоимость / А.Ш. Уралиева // В сборнике: Актуальные проблемы экономики, учета, аудита и анализа в современных условиях Сборник научных работ студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава по итогам Национальной научно-практической конференции. Под редакцией М.В. Петровской, В.З. Чаплюка, Л.Н. Сорокиной. — 2019.
38. Оскинова, Е.В. Калькулирование себестоимости продукции. Резервы снижения себестоимости, оптимизация затрат / Е.В. Оскинова // Студенческая наука и XXI век. — 2018.
39. Ржавина, Ю.Б. Себестоимость продукции и пути ее снижения / Ю.Б. Ржавина // В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. — 2018.
40. Ситдикова, Э.Х. Пути снижения себестоимости продукции / Э.Х. Ситдикова // Форум молодых ученых. — 2018.
41. Федорова, М. Ю. Применение модели «директ-костинг» для повышения эффективности управленческого контроля в организациях, оказывающих услуги по хранению зерновой продукции / М. Ю. Федорова, А. А. Грибанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 183-188. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47446/ (дата обращения: 22.04.2022).