Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
1 Законодательная инициатива как институт
конституционного права .........................................
1.1 Понятие законодательной инициативы…………
и ее виды
1.2 Право законодательной инициативы……………………
2 Законодательная инициатива субъектов……………………...
Российской Федерации
2.1 Содержание законодательной инициативы………………
субъектов Российской Федерации
2.2 Реализация законодательной………………………………
инициативы субъектами Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………….
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Законодательная инициатива является первичной стадией законодательного процесса, и все вопросы его правового регулирования представляются актуальными в связи с тем, что это, в известной степени предопределяет всю дальнейшую «законодательную судьбу» любого законопроекта.
Вопросы законодательной инициативы субъектов Российской Федерации еще слабо изучены в научной литературе, а в учебной представляют собой воспроизведенный в несистематизированном виде обильный поток нормативных ссылок и цитат из нормативных, а часто даже и не из нормативных правовых актов, из которых вообще нельзя понять: как нас самом деле организован сам законодательный процесс, так и его начальная стадия – законодательная инициатива.
Цель курсовой работы состоит в исследовании законодательной инициативы института конституционного права и его реализации в деятельности субъектов права законодательной инициативы, которым такое право предоставлено Конституцией Российской Федерации.
Задачами курсовой работы было рассмотрение сущность и цели законодательной инициативы, виды законодательной инициативы.
На примере законодательства Иркутской области дано обозрение установленного субъектом Российской Федерации порядка реализации законодательной инициативы в отношении законов Иркутской области и Устава Иркутской области.
1 Законодательная инициатива как институт
конституционного права
1.1 Понятие, сущность, цели и виды законодательной инициативы
В теории права законодательный процесс рассматривается как строго регламентированный государством процесс принятия законов – законодательных актов.
Принимаются законы – законодательные акты по особой процедуре, которая устанавливается самим государством, преимущественно в виде закона, принимаемого парламентом.
К сожалению, в нашем случае необходимо констатировать, что как такового федерального закона о порядке принятия собственно самих федеральных законов у нас до настоящего времени не имеется. Этот вопрос регулируются только регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации: Регламентом Совета Федерации и Регламентом Государственной Думы, в которых, кстати, на достаточно высоком уровне юридической техники «прописан» порядок рассмотрения и принятия законопроектов. Эти регламенты утверждены раздельными постановлениями Совета Федерации и Государственной Думы и, связи с этим, не носят нормативно-правового характера, то есть всеобщей обязательности их исполнения вне парламента.
Законодательный процесс, как правило, включает в себя целый ряд последовательных и логически связанных стадий, таких как: подготовка текста законопроекта, его внесение в парламент, рассмотрение, принятие законопроекта Государственной Думой в так называемых «трех чтениях» (для законопроекта о федеральном бюджете предусмотрено еще и «четвертое чтение»), рассмотрение принятого Государственной Думой закона, рассмотрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона, после одобрения закона Советом Федерации – направление его для подписания и обнародования Президентом, а в случае отклонения — его возврат в Государственную Думу, и, наконец, законодательный процесс заканчивается только тогда, когда Президент российской Федерации подпишет федеральный закон (обладая при этом конституционным правом не подписать принятый палатами Федерального Собрания закон – так называемое право «вето») и его обнародует в установленном порядке.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://pravo.gov.ru/ (дата входа 18.04.2022).
2. Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации / Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации; Редкол.: Т.Я. Хабриева-отв. ред. [и др.]. - М. : Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2003. 775 с.
3. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений обучающихся по специальности «Юриспруденция»: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»; по научной специализации 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» / [Б. С. Эбзеев и др.] ; под ред. Б. С. Эбзеева, Е. Н. Хазова, А. С. Прудникова. - 7-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 711 с.
4. Законодательная техника: учебник /Г. М. Морозова и др.; под редакцией Рукавишниковой И. В., Позднышова А. Н., Напалковой И. Г. Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2017. с. 116–122.
5. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений обучающихся по специальности «Юриспруденция» : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»; по научной специальности 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» / [Б. С. Эбзеев и др.] ; под ред. Б. С. Эбзеева, Е. Н. Хазова, А. С. Прудникова. - 8-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 671 с.
6. Классификация источников конституционного права: вопросы теории и практики: монография / Л. Г. Берлявский, С. Н. Данихно ; под редакцией доктора юридических наук, профессора Е. В. Колесникова. – М.: Юрлитинформ, 2019. 460с.
7. Нормография: теория и технология нормотворчества : учебник для вузов / Ю. Г. Арзамасов [и др.] ; под редакцией Ю. Г. Арзамасова. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 542 с.