Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня термин «мягкая сила» все чаще используется, как современными СМИ, так и политиками. По большому счету сегодня под термином «мягкая сила» принято принимать пропаганду.
Однако на самом деле «мягка сила» термин намного более многогранный. Дело в том, что «мягкая сила» - это с одной стороны пропаганда страной своих национальных, культурных, языковых, исторических, морально-нравственных традиций и ценностей.
Государство выступает с позиций защиты и охраны интересов своих граждан по всему миру. В частности, речь идет об охране и защите иммигрантов или переселенцев. Так же в рамках «мягкой силы» государство поводит линию охраны и развития применения своего языка на территории других стран и применения своей национальной валюты.
Если выражаться словами современного мира, то можно сказать, что «мягкая сила» - это навязывание всему миру своей культурно-дипломатической и политической парадигмы по средствам СМИ и других средств массового донесения информации. Кроме этого создаются условия для обеспечения демонстрации силы и влияния данной страны на мировые процессы.
Яркий пример «мягкой силы» - это основания, которые США нашли для обоснования применения оружия против Югославии или для вторжения в Ирак и Афганистан. Для обоснования вторжения в Югославию американские и европейские СМИ буквально обрушили на обывателей миллионы «фактов» о «зверствах» сербов против мирных албанцев в Косово. Обывателям каждый день рассказывали о притеснениях, которым подвергаются албанцы, которые хотят жить на своей земле и т.д.
С Ираком и Афганистаном было еще проще. Здесь СМИ объявили, что в Афганистане готовят террористов, которые убивают мирных американцев, а Ирак имеет столько денег, что оплачивает строительство тренировочных лагерей.
Только в этой картине, которую нарисовали СМИ, была одна не стыковка. В Югославии албанцев стались за пределы Албании не выпускать. Просто все знали, что толку от албанских колоний не будет. Албанцы не любят работать, зато любят получать пособия. В Косово албанцы были гостями, а не сербы. Геноцида албанцев так же не было, поскольку сербы даже не успели ввести в тот район войска.
Ирак был захвачен США и союзниками исключительно ради нефти. Факта производства химического или другого оружия массового поражения специальной комиссии найти так и не удалось. Скорее выяснилось, что Саддам Хусейн просто пугал соседей.
В Афганистане союзникам так же не удалось добиться победы. Правда, позднее СМИ выяснили, что террористов для атаки на США готовили в Пакистане. Деньги на эту программу выделили так же власти Пакистана и «Алькаида». Сами террористы по национальности были афганцы, но это единственное что связывало эту историю с Афганистаном.
Примеров подобно этим можно привести множество. Современный мир для этого дает множество поводов и материалов. Однако про сегодняшний день хочется сказать, что, пожалуй, самой эффективной «мягкой силой» сегодня обладает Китай.
КНР за короткий срок смог добиться размещения офисов своих государственных программ по продвижению китайской культуры, языка и искусства по всему миру. Особенно важно сказать, что Китай особенно внимательно следит за китайскими диаспорами в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и в Европе.
Особой гордостью Китая является организация больших выставок посвященных китайкой культуре, а так же запуск проектов «Год культуры и языка Китая в такой-то стране. Развивает Китай так же «институт конфуцуианства и даосизма». Эти направления культуры и философии сегодня являются трендом китайского бренда.
К сожалению, в России нет ничего похожего. Обширные программы по гастролям русского балета в Европе трудно назвать массовым явлением. Нет в России и программ по поддержке и развитию русских общин за рубежом. Более того Россия да же не имеет собственных торговых платформ. Хотя при этом во многих странах, которые поддерживали общение с СССР ждут специалистов и запасные части для ремонта советской техники или поставки новых образцов автомобильного транспорта.
Цель исследования – выявить особенности современных российских СМИ как «soft power» («мягкой силы»). Рассмотреть коммуникативные стратегии и тактики авторов публикаций.
Объект исследования – термин «soft power» («мягкая сила»).
Предмет исследования – Современные российские СМИ как «soft power» («мягкой силы»). Коммуникативные стратегии и тактики авторов публикаций.
Задачи исследования:
1. Дать определение «мягкой силе».
2. Дать характеристику современной российской «мягкой силе» и роли СМИ в ее проведении.
3. Выявить особенности СМИ как средства пропаганды.
4. Выявить особенности СМИ как ресурса «мягкой силы».
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Современная российская «мягкая сила» и журналистика
1.1. Понятие о российской «мягкой силе»
Россия небезосновательно гордится своими новейшими разработками в области оружия и обороны, зачастую не имеющими аналогов в мире. Достижения в этой области, безусловно, огромны – с «жесткой силой» у нас все в порядке.
На днях московский Центр поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия» провел открытую экспертную дискуссию по теме «Куда движется российская публичная дипломатия».
Что такое публичная дипломатия и «мягкая сила», в чем их различие, есть ли они в России и зачем они нам нужны – именно эти вопросы были вынесены на обсуждение.
В общих чертах «мягкая сила» – это концепция, подразумевающая достижение внешнеполитических целей государства путем создания его привлекательного образа. А публичная дипломатия – это те инструменты влияния, с помощью которых «мягкая сила» реализуется. Публичная дипломатия имеет целью воздействие на правительства и общества, прежде всего, зарубежных стран, а ее близким аналогом можно считать пропаганду. Сюда входят и иностранное вещание через СМИ, и различные образовательные и культурные обмены, и аналитические центры, и программы гуманитарного сотрудничества, и многие другие направления, реализуемые в основном через различные НПО и НКО [1, с. 12].
В современном мире публичной дипломатией очень активно занимаются Соединенные Штаты. Так, согласно отчету за 2016 год, опубликованному Комиссией по публичной дипломатии при Госдепартаменте США, на реализацию ее программ в России было выделено более $9,7 миллионов, что стало самым объемным финансированием в регионе «Европа и Евразия». На весь этот регион по данному направлению выделялось около $170,7 миллионов.
А совсем недавно, в начале марта этого года, на портале государственных грантов правительства США был размещен тендер по программам «Молодежного лидерства в России». Об этом сообщил Life. Такие программы подразумевают «изучение американской системы воспитания гражданского общества» и «содействие росту уважения к ценностям толерантности». В рамках проекта подразумевается отбор «молодых лидеров» и их месячные стажировки в США при обязательном условии последующего применения полученных навыков в России. И это – отличный пример американской soft power.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Современная журналистика и «мягкая сила». – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Современная журналистика и ее место в «мягкой силе». – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. «Мягкая сила» государства. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Современная российская журналистика и российская «мягкая сила». Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Российская «мягкая сила» и способы ее распространения. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Российская журналистика во внешней политике России. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Внешняя политика России и ее отражение в СМИ. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Политическая журналистика в России. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Российская политическая журналистика в кризисе 2021 года. – Чебоксары: Вершина, 2021. – 558 с.
10. Фадеева А.Ю. Современная политическая журналистика. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.