Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас многие, родители в том числе, по совершенно непонятной причине под любым предлогом стараются освободить своих детей от занятий физической культурой в школе. А заставляет их это делать стойкое неприятие детьми физических нагрузок, неготовность терпеть даже небольшое напряжение, неумение и нежелание получать удовольствие от физического занятия. И чем дальше идет время, тем все больше становится таких детей, и ограждающих от занятий физкультуры в школе их родителей. Это ошибочное непонимание возникло из желание оградить своих чад от любого физического воздействия, которое, по мнению родителей, совершенно их детям не нужно, так как ничего им не дает для будущей жизни. А между тем физкультура в школе нужна необыкновенно, в гораздо больших объемах, чем это предусмотрено сегодня и прежде всего для того, чтобы дети имели возможность отдохнуть от умственной нагрузки путём выполнения физических упражнений. Давно замечено, что дети после физкультуры в школе получают хорошее настроение и готовы к новым интеллектуальным свершениям.
Далеко не всем после окончания школы придётся ещё хоть раз вспомнить математические или химические формулы, в то время как регулярная, грамотно составленная программа физических нагрузок помогает человеку долгие годы оставаться здоровым и продуктивно работать. Образ жизни современных детей – малоподвижный, чаще всего свой досуг они проводят пассивно, а компанию им вместо спортивных снарядов составляют гаджеты.
Не понимают некоторые родители, что именно регулярная двигательная активность детей и подростков определяет их физическое развитие, и не последнее место в этом занимает физкультура в школе. Чтобы обратить внимание школьников на этот предмет, важно вывести его преподавание на новый уровень, соответствующий современным потребностям детей и подростков.
Нормальное физическое развитие растущего организма невозможно без полноценной и разнообразной двигательной активности ребёнка, лучше всего на свежем воздухе. Движение создает оптимальные условия для активизации кровообращения, притока кислорода ко всем органам, гармоничного развития всех систем подрастающего организма, способствует формированию психической и эмоциональной устойчивости. Конечно, существуют и свои риски, например: во время физических упражнений происходит серьезная нагрузка на сердце, существует риск травм, накапливается общая усталость, вследствие перегрузки ребенка дополнительными занятиями в кружках, занятий с репетитором, чрезмерное увлечение гаджетами и т.п. Но избежать полностью неприятностей в жизни вряд ли у кого получится, надо просто свести к минимуму риск негативных последствий от попадания в такие ситуации, а не стремится закрыться от них полностью, что просто невозможно. Если организм в порядке, то физическая нагрузка ему совсем не повредит, а наоборот, существенно ему поможет. Плюсов в физических упражнениях гораздо больше, чем минусов. Даже участвуя в командных играх в классе, ребенок существенно поднимает свои коммуникационные способности, что кране важно для дальнейшей его работы во взрослом коллективе.
Систематические занятия физкультурой и регулярные сбалансированные физические нагрузки приносят исключительную пользу детскому и подростковому организму, приводя к активизации протекания обменных процессов и обеспечивая более продуктивную умственную работу.
Главная задача школьной программы – обучить школьника важности и необходимости самостоятельной организации занятий физической культурой для укрепления из здоровья, ведения здорового образа жизни и повышения функционального состояния организма.
В процессе проведения занятия по физической культуре результат школьника оценивается, как с этим происходит и по другим предметам.
Система оценки результатов призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечивать преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются ориентация образовательной деятельности на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, общего, основного общего и среднего общего образования, а также эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательной деятельностью. Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей программы учебного предмета «Физическая культура» предполагает комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов образования. Личностные результаты обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего не подлежат оценке (их оценка осуществляется в ходе внешних мониторинговых исследований).
В процессе освоения предмета «Физическая культура» у обучающихся формируются система знаний о физической культуре, опыт двигательной (физкультурной) деятельности, умения физического совершенствования. Для определения уровней физической подготовленности предлагается воспользоваться методическими рекомендациями по механизмам учёта результатов выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура» (письмо Министерства образования и науки РФ от 02.12.2015 г. № 08-1447). Выполнение нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО на золотой, серебряный и бронзовый знаки ГТО является качественным показателем решения поставленной перед обучающимися задачи в соответствии с ФГОС. Это может соответствовать оценке «отлично».
Согласно статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации, установление его форм, периодичности и порядка проведения, индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ относятся к компетенции образовательной организации и осуществляются в соответствии с ее уставом и другими локальными нормативными актами. Соответственно, оценка уровня физической подготовленности учащихся, сориентированная на нормативы ГТО, является исключительно примерной. Вопросы состояния здоровья обучающихся, как при подготовке и проведении оценки результатов обучающихся по учебному предмету «Физическая культура», так и при интеграции в нее элементов Комплекса ГТО, необходимо рассматривать как ключевые. Если у обучающихся есть противопоказания по состоянию здоровья, оценка успеваемости производится с учетом медицинских ограничений (письмо Минобрнауки России от 30 мая 2012 г. № МД-583/19 «Об особенностях медикопедагогического контроля за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»).
Цель данного проекта: систематизировать наиболее эффективные средства оценки результатов учащихся, позволяющие отслеживать индивидуальный прогресс ученика в образовательном процессе по физической культуре.
Объект проекта: образовательный процесс по физической культуре.
Предмет проекта: эффективные средства оценки результатов учащихся.
Задачи:
• Изучить теоретический материал по оцениванию на уроках физической культуры.
• Выбрать эффективные средства оценки результатов учащихся, позволяющих отслеживать индивидуальный прогресс ученика в образовательном процессе по физкультуре.
• Обосновать эффективность форм и средств, способствующих индивидуальному прогрессу обучающегося.
• Разработать практические рекомендации по оцениванию на уроках физической культуры.
Продукт педагогического проекта:
1. Учебный комплект «Средства оценки результатов учащихся по физической культуре».
2. Методические рекомендации по оцениванию на уроках физической культуры.
Система оценивания на уроках физической культуры специфична. Достижения физической культуре, во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели, достижение которых поощряется тем или иным образом, как правило, – оценками. Оценки являются не только инструментом рейтинга одноклассников, но и позволяют школьникам выделиться, проявить себя перед сверстниками и родителями. Поэтому необходимо очень ответственно относиться к диагностике уровня знаний и умений учеников, максимально гибко работая с отметками.
Глава I ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАГРУЗКЕ
1.1 Величина нагрузки
В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физического занятия, одним из основных является понятие «нагрузка». Этот термин отчасти совпадает с такими понятиями, как «упражнение», «работа» и т.п., но полностью не тождественно им. Здесь характеризуется преимущественно величина запросов, предъявляемых организму упражнением, определяя, насколько они велики и в какой мере они посильны для выполняющего упражнение школьником (соответственно различают предельную, большую, среднюю, малую и другие степени нагрузки).
Понятие «нагрузка» отражает тот факт, что выполнение любого физического упражнения связано с переводом функционального состояния организма на более высокий, чем в покое, уровень активности и в этом смысле является дополнительным напряжением, надбавкой, нагружающей функциональные системы и вызывающие, если она достаточна велика, перегрузку и утомление. Нагрузка в данном отношении - это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения. Эффект физических упражнений закономерно связан с параметрами предъявляемых нагрузок. Отсюда необходимость тщательного анализа и оценки, нормирования и регулирования нагрузок, чтобы не нанести этими действиями вред вместо ожидаемой помощи.
Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движения и т. д.); с другой стороны - функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови и т. д.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барышников Ю.А. Уроки физической культуры в 7 – 8 классах средней школы / Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов, Б.Д. Ионов и др. – М.: Просвещение, 2016.
2. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение, 2012.
3. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 2006.
4. Мейксон Г.Б. Методика физического воспитания школьников / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский. – М.: Просвещение, 2001.
5. Сидоров Л.К. Формирование и реализация потребностей в движении детей и школьников в системе непрерывного физкультурного образования: концепции, условия, структура / Л.К. Сидоров, В.Л. Высоцкий, Е.Ю. Емельянчик, В.А. Иванов. – Красноярс: КГПУ , 2001.
6. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей – Ярославль, 1998.
7. Уроки физической культуры в школе: Пособие для учителей / В.А. Барков, А.И. Навойчик, Ю.К. Рахматов и др. Под ред. В.А. Баркова. – Мн.: Технология, 2001. – 240 с.
8. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. / Лях В.И. - М.: 1998.
9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. - М.: Издательский центр «Академия»,2002.
10. Кошман, Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кошмана. - М.: 1998.
11. Утомление при занятиях физической культурой и спортом. Изд. "Советский спорт". Роженцов В.В.; Полевщиков М.М. 2006 г.
12. Объективные критерии выбора оптимального метода физических нагрузок у детей в период школьного обучения. Материал Всероссийской научно-практической конференции. Алексеева Ю.А., Борисова М.А. и др.; Москва , 11-12 ноября 2013 год.
13. Ягодин В. В. Физическая культура. Основы спортивной этики. М.: Юрайт, 2019. 114 с.
14. Рубанович В. Б. Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
15. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
16. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
17. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 256 с.
18. Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. / А. Г. Сухарев. М.: Медицина, 2011. - 270 с.
19. Нилуашев, С. Г. Физической воспитание и здоровье / С. Г. Нилуашев // Физическая культура в школе. - 2013. - № 3. - с. - 2- 9. с.
20. Настольная книга учителя физической культуры / под. ред. проф. Кофмана Л. Б.; авт.- сост. Погадаев Г. И., Никандрова М. Д. - М.: физкультура и спорт, 2012. - 496 с.
21. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. / Л. И. Лубышева. - М: ГЦОЛИФК, 2012. - 120 с.
22. Демидова, Е. В. Спорт или школа? [Текст] / Е. В. Демидова //газета «Российская неделя». - 2013. - № 150. - с. 28 - 33
23. Давыдов, В. Ю., Попова, Г. Н. Меры безопасности на уроках физической культуры: (Всё для учителя физической культуры) / В. Ю. Давыдов, Г. Н. Попова// учебно-методическое пособие. - Уфа, 2013. - 150 с.
24. Гущина, С. В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). / С. В. Гущина // 25. Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. - с. 177 - 179.
26. Быховская, И. М., Лубышева, Л. И., Столяров, В. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / И. М. Быховская, Л. И. Лубышева, В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 5. - с. 11- 15.
27. Бальсевич, В. К., Лубышева, Л. И. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева //Теория и практика физической культуры, 2012, № 4, - с.2 - 7
28.Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Академия, 2018. - 288 c.
29. Малейченко, Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие / Е.А. Малейченко и др. - М.: Юнити, 2016. - 208 c.
30. Кузнецов, В.С. Физическая культура (спо) / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: КноРус, 2016. - 224 c.
31. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
32. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5– 9 классов / С.Г. Арзуманов. – М.: Феникс, 2018. – 112 c.
33. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5– 9 классов / С.Г. Арзуманов. – М.: Феникс, 2018. – 112 c.
34. Макеева, Вера Степановна Методы Педагогического Контроля На Уроках Физической Культуры / Макеева Вера Степановна. – Москва: ИЛ, 2018. – 315 c.
35. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно – педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. – М.: Феникс, 2013. – 640 c.
36. Анализ различных Интернет-источники по проблеме оптимизации физического воспитания обучающихся 13-14 лет, возрастных особенностях детей данного возраста, нагрузок и норм.