Фрагмент для ознакомления
2
Раздел 1. Проработка вопроса смешанных перевозок «река – море» и их эффективность
При смешанном "река--море" сообщении грузы, следующие из морского порта в речной или в обратном направлении, перевозят в специальных судах, приспособленных для плавания в морских и речных условиях. При этом перегрузка груза из морского судна в речное (или наоборот) полностью исключается. В результате сокращается время оборота транспортных средств и повышается их производительность.
Бесперевалочные перевозки грузов в сообщении "река--море" осуществляют теплоходы смешанного плавания типа "Волго-Балт", "Сормовский", "Нефтерудовоз" грузоподъемностью 2 700-3 000 т. Для перевозок нефти и нефтепродуктов в сообщении "река-море" используют танкеры типа "Волгонефть" грузоподъемностью 4 800-5 000 т на Единой глубоководной системе (ЕГС) Европейской части России с заходом в порты Балтийского, Черного и Каспийского морей. Ввод в эксплуатацию Волго-Балтийского водного пути способствовал расширению полигона водной транспортной сети, где работают суда смешанного плавания. В Северо-Западном и Северном бассейнах в смешанном "река-море" сообщении эксплуатируются суда грузоподъемностью 1000-1700 т типа "Беломорский", "Морской" и другие, а на Сайменском канале -- типа "Ладога".
Суда смешанного плавания имеют различные технические и эксплуатационные характеристики, которые зависят от назначения судна и района его плавания. Большая часть теплоходов эксплуатируется практически круглый год. В навигацию они осуществляют бесперегрузочные перевозки между морскими и речными портами, а в межнавигационный период работают на морских линиях.
Суда смешанного "река-море" плавания широко используются при перевозках грузов внешней торговли. Схема грузовых международных линий, на которых используются суда смешанного "река--море" плавания, приведена на рис 1.
Перевозки в судах смешанного плавания начаты сравнительно недавно -- в 1960-е годы, но благодаря высокой экономической эффективности они быстро развились. География этих перевозок стала охватывать главные реки и каналы Европейской части России, а также порты бассейна реки Амур, моря: Белое, Балтийское, Северное, Азовское, Черное, Каспийское и Японское.
В последние годы в деятельности речных пароходств все большее развитие получали международные перевозки грузов судами смешанного плавания. Были организованы три международные регулярные грузовые линии: Каспийская Волго-Балтийская линия, Средиземноморская Волго-Донская линия, работающая круглогодично, и грузовая лесная линия Череповец-Ростов (Ейск)-порты Болгарии Варна и Бургас. Опыт работы этих трех линий показал высокую экономическую эффективность линейного судоходства судами смешанного "река-море" плавания по сравнению с характерным для речных пароходств трамповым судоходством. Линейное судоходство улучшает показатели работы флота, повышает валютно-финансовые результаты пароходств. Сообщение "река-море" является перспективной формой организации перевозок, особенно внешнеторговых грузов.
Этот вывод подтверждает динамика объема перевозок в судах смешанного "река-море" плавания. За два десятилетия (1967- 1986 годы) он увеличился в 6 раз и достиг 20-22 млн т/ год, а рентабельность перевозок составила 68%. Даже в условиях глубокого экономического кризиса, в результате которого объем перевозок речным транспортом России упал по сравнению с достигнутым к концу 80-х годов максимальным уровнем почти на 70%, перевозки в судах смешанного "река-море" плавания сократились всего на 25% и стабилизировались на уровне 16-17 млн т/год.
Ощущается острый недостаток транспортного флота смешанного плавания, доля которого в объеме тоннажа речного флота составляет лишь 10%. Дефицит судов смешанного плавания для международных перевозок оценивается в 80-90 тыс. т тоннажа. По расчетам, в 2005 г., было списано и переведен на внутренние перевозки почти весь существующий флот смешанного плавания. Это существенным образом повлияло на общие экономические показатели внешнеторговых перевозок в связи с резким удорожанием строительства судов и увеличением расходов по их эксплуатации. Анализ отчетных данных показывает, что в сложившихся к началу 90-х годов условиях, как ни парадоксально, эффективными оказались суда смешанного плавания со значительным сроком службы (20 лет и более). У судов типа "Балтийский" постройки 1964-1966 годов прибыль была в 2,6 раза выше, чем у судов постройки 1978 г., а валютная эффективность больше в 2,5 раза. У судов типа "Сормовский" постройки 1969 г. прибыль была в 10 раз больше, чем у судов постройки 1981 г., а валютная эффективность выше в 4 раза. Суда типа "Ладога" постройки 1972 г. работали в 2,3 раза более прибыльно, чем суда того же типа постройки 1980 г., а их валютная эффективность выше на 35 %.
Высокая прибыльность судов старой постройки объясняется их низкой строительной стоимостью. В 80-е годы стоимость новых судов резко (в 4-5 раз) возросла, что привело к увеличению амортизационных отчислений на полное восстановление и, как следствие, в условиях регулируемых тарифов к более низкой рентабельности.
Разгосударствление на речном транспорте в 1992-1993 годах привело к дезинтеграции пароходств, получивших статус акционерных судоходных компаний. Либерализация тарифов способствует развитию конкурентной среды в сфере перевозок судами смешанного плавания "река-море". Это, однако, не снижает остроты проблемы модернизации существующего транспортного флота смешанного плавания, а также закупки новых судов. Перспективы использования судов смешанного плавания для внутренних и заграничных перевозок благоприятны, и капитальные вложения быстро окупятся. Благодаря высокой экономичности грузовые перевозки в смешанном "река--море" сообщении найдут широкое применение в транспортно-экономических связях Поволжья с районами, тяготеющими к Каспийскому, Азово-Черноморскому и Балтийскому морским бассейнам; Волжско-Камского и Доно-Кубанского речных бассейнов с портами Каспийского, Черного, Азовского и Балтийского морей; обширных районов Заполярья, тяготеющих к Северному Ледовитом океану, с районами тяготения великих сибирских рек -- Лены, Енисея, Оби, Иртыша; среднего и нижнего Приамурья с районами, расположенными на побережье Охотского и Японского морей. Отечественный флот смешанного плавания способен взять на себя большой объем заграничных перевозок в сообщении со странами Европейского Союза, Японии, Кореи и Китая.
Суда смешанного («река-море») плавания (ССП) предназначены для бес-перевал очных перевозок грузов по морским и внутренним водным путям. В состав флота смешанного плавания входят суда, построенные или переоборудованные на класс МР (I-СП, П-СП, Ш-СП) и на класс РР (М-СП). К ним относятся также суда внутреннего плавания классов «М» и «О», оборудованные для плавания в морских прибрежный районах и имеющие в формуле класса РР символ «пр» (М-пр, О-пр).
Суда классов 1-СП, М-СП, М-пр, О-пр допускаются к плаванию во внутренних водных бассейнах в соответствии с Правилами классификации и постройки судов внутреннего плавания, а также в морских (суда классов I-СП, II-СП, Ш-СП, М-СП) и морских прибрежных (суда классов М-пр и О-пр) районах.
Районы и условия плавания в море судов смешанного плавания приведены в действующем межведомственном протоколе.
На суда классов I-СП, П-СП, Ш-СП распространяются требования Правил классификации и постройки морских судов МР, на судах классов М-СП, М-пр и О-пр - требования Правил классификации и постройки судов смешанного плавания РР. Во всех случаях, не оговоренных правилами классификации и постройки судов смешанного плавания, необходимо руководствоваться: для судов классов М-СП и М-пр - требованиями к судам класса «М»; для судов класса О-пр - требованиями к судам класса «О».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волков А. И. Экономика предприятия: учеб. пособие / А. И. Волков, В. К. Скляренко. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 279 с.
2. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: учебник МВА, 2-е изд. / Р. Чумпитас, И. Шулинг; пер. с англ. Под ред. В. Б. Колчанова. — СПб.: Питер, 2010. — 720 с.
3. Лимонов Э. Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мульти¬модальные перевозки: учебник для вузов по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» и в качестве учеб. пособия по спе¬циальности «Экономика и управление» / Э. Л. Лимонов.— 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Модуль, 2009. — 634 с.
4. Поваров Г. В. Экономика предприятия: учеб. пособие / Г. В. Поваров, Е. В. Черняева. — СПб.: ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2013. — 232 с.
5. Секерин В. Д. Экономика предприятия в схемах и таблицах: учеб. пособие / В. Д. Секерин, А. Е. Горохова. — М.: Проспект, 2016. — 160 с.
6. Сханова С. Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: учеб. пособие для студ. высших учеб. завед.- 2-е изд., стер. — (Серия «Высшее професси¬ональное образование — Транспорт») (ГРИФ) / С. Э. Сханова, О. В. Попова, А. Э. Горев. — М.: Академия, 2010. — 432 с.
7. Черняева Е. В. Организация предпринимательской деятельности / Е. В. Чер¬няева, М. Э. Федоров, Н. С. Корюкин. — СПб.: ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2014. — 95 с.
8. Экономика предприятия (организации): учебник / Под ред. проф. В. Я. Позд¬някова и доц. О. В. Девяткина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 640 с. + СД-R.
9. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб.-практ. пособие. — М.: Изд-во ГНОМ и Д., 2001. — 121 с.
10. Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика предприятия». Определение эффективности работы транспортной линии и разработка предложений по ее повышению. Черняева Е.В., Приходько И.В. ГУМиРФ им адмирала С.О. Макарова. 2017 г. – 28 с.
11. Интернет -ресурс Смешанные перевозки "река--море" и их эффективность - Прямые смешанные перевозки и их эффективность (vuzlit.com) (запрос 03.04.2022 г.)
12. Интернет -ресурс Техническая эксплуатация судов смешанного («река-море») плавания - Суда речного флота и их техническая эксплуатация (vuzdoc.org) (vuzlit.com) (запрос 03.04.2022 г.)