Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети. Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек. В целом состояние дорожно-транспортной аварийности в России характеризуется следующими параметрами:
За 12 месяцев 2021 года в Российской Федерации произошло 199720 дорожно транспортных происшествий в которых погибло 26936 человек и ранено 251785 человек. Из них с участием детей в возрасте до 16 лет зафиксировано 20376 ДТП в которых погибло 878 и ранено 21588 детей. В Ярославской области за этот период произошло 1982 ДТП в которых погибли 276 человек и ранено 2444 человека, из них 135 ДТП с участием детей в которых 8 детей погибли и 137 ранены. Статистика показывает, что из общего количества ДТП около 70 процентов дорожно-транспортных происшествий происходит на территории городов и населенных пунктов, в них погибают более 40 процентов и получают ранения более 65 процентов общего числа пострадавших.
В общей структуре аварийности наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, в таких дорожно-транспортных происшествиях погибает и получает ранения подавляющее большинство пострадавших. Однако данный фактор не является темой данной работы. Тема данной работы - анализ опасностей возникающих при эксплуатации несвоевременно обслуженных транспортных средств
1. Основные факторы аварийности
К основным факторам аварийности, выявляемым при анализе статистических данных о ДТП, можно отнести следующие:
1. Низкая дисциплина участников дорожного движения. Нарушения водителями ПДД зафиксированы в 88,1 % ДТП (175862 ДТП в них в 2021 г. погибло 23143 и ранено 230617 человек). Основная часть этих происшествий (78,9 %) связана с нарушениями ПДД водителями легковых автомобилей; 6,6 % - с нарушениями ПДД водителями грузовых автомобилей; 2,8 % - водителями автобусов; 5% - водителями мототранспортных средств.
2. Низкая квалификация водителей. Высокая опасность совершения ДТП молодыми водителями(водителями с малым стажем управления автомобилем). Наряду с широко распространенными случаями сознательного нарушения ПДД, отмечается незнание и неумение водителей, особенно водителей с малым водительским стажем, прогнозировать возникновение критических дорожно транспортных ситуаций и правильно действовать в них. Четвертая часть происшествий совершается водителями со стажем управления до 3 лет, из них 40 % - водителями на первом году после получения права на управление транспортным средством. Учитывая, что ежегодно около 2 млн. водителей получают водительские удостоверения, этот фактор становится одним из важнейших, определяющих уровень безопасности движения.
3. Участниками ДТП, в т.ч. ДТП с особо тяжкими последствиями, часто бывают водители автобусов.
4. Высокая степень опасности ДТП в ночное время. Недостаточная видимость, недостаточный уровень (степень) видимости участников дорожного движения, особенно в ночное время.
5. Высокая частота ДТП в летнее и осеннее время. Максимальное количество ДТП регистрируется в период с июля по октябрь. Наибольшее количество ДТП и пострадавших в них людей приходится на август, а максимальная тяжесть последствий - на октябрь
6. Неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств.
7. Дороги и улицы во многих местах не соответствуют установленным требованиям.
В данной работе детально остановимся на пункте 6.
2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения
Безопасность автотранспортных средств (АТС) определяется их конструктивными свойствами, реализованными при проектировании и изготовлении промышленностью, а также эксплуатационными свойствами, связанными с уровнем технической эксплуатации АТС. Конструктивные и эксплуатационные свойства АТС, определяющие безопасность, подразделяют на несколько групп по различным аспектам обеспечения безопасности движения: активная, пассивная, послеаварийная и экологическая.
Активная безопасность - конструктивные и эксплуатационные свойства АТС, способствующие предотвращению ДТП при возникновении опасных дорожно-транспортных ситуаций, а также предотвращению возникновения таких ситуаций.
Пассивная безопасность - конструктивные и эксплуатационные свойства АТС, влияющие на предупреждение, либо уменьшение тяжести травмирования участников дорожного движения, а также снижение тяжести всех видов механических повреждений при возникновении ДТП.
ПБ подразделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя ПБ направлена на предупреждение или снижение травматизма пассажиров, водителя и обеспечение сохранности грузов. Внешняя ПБ уменьшает травматизм других участников движения - пешеходов, водителей и пассажиров, других транспортных средств, вовлеченных в ДТП, а также сокращает механические повреждения других транспортных средств.
Послеаварийная безопасность - конструктивные и эксплуатационные свойства АТС, уменьшающие тяжесть последствий после остановки АТС в результате ДТП. Это свойства, позволяющие быстро эвакуировать пассажиров, погасить пожар, ликвидировать последствия ДТП и предотвратить возникновение новых аварийных ситуаций.
Замки дверей должны выдерживать большие перегрузки, не открываясь, чтобы предотвратить выпадение пассажира при ДТП (пассивная безопасность). Вместе с тем, они не должны заклиниваться и препятствовать эвакуации пострадавших из автомобиля (послеаварийная безопасность).
Экологическая безопасность - конструктивные и эксплуатационные свойства АТС, определяющие уровень вредного воздействия на участников движения и окружающую среду в процессе эксплуатации автомобиля. Экологическая безопасность, проявляющаяся во время повседневной работы автомобиля, коренным образом отличается от перечисленных выше трех видов безопасности, которые проявляются лишь при ДТП.
Взаимосвязь различных видов безопасности и противоречивость требований, предъявляемых к конструкции автомобиля, вынуждают конструкторов и технологов принимать компромиссные решения. При этом неизбежно ухудшаются одни свойства, менее существенные для автомобиля данного типа, и улучшаются другие, имеющие большее значение.
Далее рассмотрим основные свойства автомобиля, влияющие на безопасность движения.
Компоновочные параметры автомобиля.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ 50897. Менеджмент риска. Термины и определения
2. ГОСТ Р 51901.1-2002. Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем.
3. ГОСТ ИСО/ТО 12100-2-2002. Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования.
4. Е.Р. Петросян. Менеджмент рисков. — М. «Росиспытания», 2009. — 540с.
5. Б.В. Кисуленко. Оценка рисков причинения вреда автомобильной техникой в целях технического нормирования. Стандарты и качество, 2007, № 6, с. 80-82.
6. Б.В. Кисуленко. Взаимосвязь конструктивной безопасности автотранспортных средств с безопасностью дорожного движения. Сборник научных трудов НАМИ, выпуск 2, с.
7. Л.В. Вершков, В.Л. Грошев, В.В. Гаврилов и др. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба /. — М., 1999. — 68 с.
8. А.В. Куликов. Оценка соответствия автомобильных компонентов. Журнал ААИ №№ 3 и 4, 2010.
9. Principles for ensuring comprehensive vehicle safety in an international procedure for type approval for whole automobiles. — ЕCE/TRANS/WP29/2010/87, World Forum for Harmonization of Vehicle Regulations, United Nations Economic Commission for Europe. Geneva, 2010. — 5 p.
10. Азаров В.К., Гайсин С.В., Кутенѐв В.Ф. К вопросу о комплексной безопасности автомобилей. Журнал «Известия Московского государственного технического университета МАМИ». № 2(28), 2016, с. 46-54.
11. Гайсин С.В., Бахмутов С.В., Ендачѐв Д.В., Мезенцев Н.П. Развитие интеллектуальных систем помощи водителю (ADAS) в Российской Федерации». Журнал «Труды НАМИ» - Выпуск № 265, 2016 г., с. 6 – 11.
12. Азаров В.К. «Разработка комплексной методики исследований и оценки экологической безопасности автомобилей». Диссертация к.т.н., М., 2014 г., 135 стр.
13. Нцахристос Л., Боутлер П. Руководство EMEП/ЕАОС по инвентаризации выбросов. 2009 г.
14. Трофименко Ю.В., Чижова В.С. «Оценка загрязнения воздуха аэрозольными частицами менее 10 мкм от транспортных потоков на городских автомагистралях», журнал «Экология и промышленность России», сентябрь 2012 г., с. 41-45.
15. Азаров В.К., Гайсин С.В., Кутенѐв В.Ф. «К вопросу об экологически чистом городском транспорте». Журнал «ААИ», № 2(97), 2016, с. 36-41.