Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди приоритетных задач государства особое значение имеет защита населения от ЧС.
Катастрофы представляют большую опасность, поскольку часто возникают внезапно и причиняют
значительный ущерб имуществу, коммуникациям, уносят жизни, разрушают дома. Под
постоянной угрозой находятся люди, работающие на объектах техногенного характера. Для
3
предотвращения стихийных бедствий, ликвидации последствий, которые они влекут, необходимы
глубокие знания об их природе, причинах возникновения, механизме, характере проявления.
Постоянный мониторинг ситуации, точный своевременный прогноз – важнейшие условия
обеспечения защиты населения от ЧС. Он является одним из ключевых элементов процесса
управления рисками.
Она предназначена для наблюдения, контроля и предвидения опасных явлений и процессов,
происходящих в природе, технологической сфере, динамики их развития. Прогноз аварийности
позволяет определить масштабы катастроф, предупредить их возникновение и организовать
эффективные мероприятия по их предотвращению. Участники системы Мониторинг
осуществляется многими учреждениями и организациями.
Прогнозированием и предупреждением чрезвычайных ситуаций гидрометеорологического
характера, к примеру, занимаются подразделения Росгидромета. Эта служба, кроме прочего,
следит за состоянием атмосферы, почвы и воды. Сейсмическими наблюдениями,
прогнозированием землетрясений занимается сразу несколько ведомств. Среди них МЧС РФ,
Госстрой, Минобороны, РАН и пр. Особая роль в прогнозировании принадлежит Минприроды.
Это ведомство координирует работы Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору, деятельность других структур, осуществляющих наблюдения за состоянием
природы. Министерство и его подразделения организуют и осуществляют мониторинг.
Прогнозирование ЧС обычно имеет цель установить возможный факт ее появления и возможные
последствия. Для прогнозирования ЧС используют закономерности территориального
распределения, и проявления во времени различных процессов и явлений, происходящих в
живой и неживой природе. Методика прогнозирования заключается в определении вероятности
аварий и катастроф путем выявления источников опасности; определения части оборудования,
которое может вызвать опасные состояния; исключения из анализа маловероятных случаев.
Обычно источником опасности являются источники энергии, процесс производства и условия его
осуществления. Окончательно опасность можно оценить только после оценки ЧС.
Целью работы является рассмотрение организации и проведения мероприятий по
прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера.
Задачами работы являются:
• Изучение видов, характеристик и классификаций чрезвычайных ситуаций.
• основных этапов организации мероприятий по предупреждению биолого-социальных
чрезвычайных ситуаций.
Предметом работы являются чрезвычайные ситуации.
Глава I. Организация планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1.1 Виды чрезвычайных ситуаций, характеристика и классификация
4
Проблема чрезвычайных ситуаций оставалась актуальной практически всегда. Наверное, каждый
человек должен знать, что такое ЧС и какие типы их бывают. В данной статье будет приведено
понятие чрезвычайной ситуации, а также основные классификации, составляемые в зависимости
от характера и последствий ЧС.
На сегодняшний день представлено невероятно много трактовок понятия "чрезвычайная
ситуация". Можно, однако, выделить самое распространенное определение, наиболее часто
используемое различными источниками. Оно гласит, что чрезвычайная ситуация - это
сложившаяся на определенной территории обстановка, сформировавшаяся из-за опасных
явлений. Как правило, это природные катаклизмы, техногенные или химические аварии или иные
формы бедствий. Все они обязательно влекут опасность для жизни или здоровья человека,
разрушение или уничтожение различных материальных ценностей или ресурсов и т. д.
Представленное выше понятие включает в себя и определенные виды чрезвычайных ситуаций. О
том, что это за виды и как они классифицируются, будет рассказано далее.
Классификация ЧС по характеру происхождения событий
Первая и основная классификация, о которой стоит рассказать, зависит от характера и условий
происхождения различных опасных событий. Какие же виды чрезвычайных ситуаций здесь можно
выделить? Существует четыре основные группы.
ЧС техногенного характера. Если вкратце, то к авариям, считающимся техногенными, относятся
транспортные катастрофы, взрывы или угрозы взрывов, некоторые виды пожаров, выброс или
угроза выброса различных ядохимикатов, радиоактивных или биологических веществ,
разрушение построек, зданий или сооружений.
Сюда же стоит отнести аварии и катастрофы, произошедшие на инженерных сетях, угрозы аварий
или непосредственные катастрофы на дамбах, плотинах, других водных сооружения и т. д.
Виды чрезвычайных ситуаций техногенного характера, таким образом, довольно многочисленны
и обширны.
Военные ЧС. Эта группа характеризуется массовыми и обширными мероприятиями по
разрушению или заражению определенных территорий. Использование оружия массового
поражения стоит во главе угла в этой группе. Сюда относятся религиозные, социальные,
политические взрывы и волнения, терроризм, противостояние государств и многое другое.
Социально-политические ЧС. Все виды чрезвычайных ситуаций этой группы можно
охарактеризовать как антиконституционные и террористические. Как правило, сюда относится
похищение людей, взятие группы лиц в заложники, незаконная торговля оружием т. д.
Социально-политические ЧС характеризуются как опасные явления, возникшие в результате
общественных и политических конфликтов.
Природные ЧС. Характеризуются крайне опасными природными явлениями. Существует
множество видов различных ситуаций, входящих в данную группу. Однако все они приводят, как
правило, к заболеванию людей, массовым поражениям биологических существ и т. д. Природной
чрезвычайной ситуацией называют сложившуюся на определенной территории обстановку,
являющуюся опасной из-за источника, способного повлечь причинение вреда окружающей
природной среде, населению, материальной культуре и т. д.
5
Таким образом, четыре перечисленные выше группы считаются основой всех дальнейших
классификаций и подтипов.
Рассмотрим классификацию ЧС по территориальному признаку.
Следующая по важности классификация связана с территориальным распространением опасных
явлений. Основные виды чрезвычайных ситуаций в данном случае опять-таки делятся на четыре
группы.
Среди них:
ЧС на уровне объекта. Подобный вид опасных явлений распространяется лишь на определенные
объекты, зоны или небольшие территории. Основная особенность этой группы заключается в том,
что последствия ЧС не выходят за границы самого объекта. В качестве примера можно привести
санитарно-защитную зону, на которой произошла авария.
ЧС на уровне местности. Данный тип опасных явлений несколько схож с предыдущим, ведь
авария происходит, как правило, на определенном объекте. Однако последствия свершившейся
катастрофы могут выходить далеко за пределы обозначенной зоны. Касаться они могут какого-то
процента населения, некоторой части территорий и т. д. ЧС на уровне местности неизменно
влекут за собой бюджетные затраты и ухудшение общего экономического состояния.
1.2. Мониторинг ЧС
В России ведутся также социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование чрезвычайных
ситуаций в сфере здравоохранения. Этой деятельностью занимается Минздравсоцразвития. За
состоянием техногенных объектов следят надзорные ведомства: Госатомнадзор и
Госгортехнадзор России, а также подразделения, входящие в структуру федеральной
исполнительной власти. Контрольные органы сформированы также на региональном уровне. На
предприятиях мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций осуществляют отделы по
промышленной безопасности.
Качество мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций определяет эффективность
уменьшения рисков возникновения катастроф и их масштаба. Особое значение этого направления
в сфере обеспечения защиты населения и территории страны нашло отражение в распоряжении
Президента № 86-РП от 2000 г. В этом акте была констатирована необходимость ведения
мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, определен порядок создания
эффективной системы контроля. После проведения соответствующей работы она стала
функциональным информационно-аналитическим звеном РСЧС
Структура системы была сформирована на основании принципов организации ведомств и
министерств, входящих в РСЧС. Уровни управления Методическое руководство, координацию
деятельности системы на федеральном уровне осуществляет Всероссийский центр
прогнозирования и мониторинга при МЧС РФ. В федеральных округах, субъектах РФ работу ведут
региональные и территориальные подразделения мониторинга, прогнозирования, лабораторного
контроля.
6
Система в целом включает в себя множество межведомственных, территориальных,
ведомственных подсистем. К ним в первую очередь относят:
• Всероссийский мониторинговый центр.
• Региональные подразделения, находящиеся в составе органов управления гражданской
обороны и чрезвычайных ситуаций.
• Сеть лабораторного контроля.
• Систему экологических наблюдений.
• Специальные учреждения и центры, подведомственные исполнительным структурам
региональных и муниципальных органов.
Взаимодействие структурных элементов системы осуществляется на основе специальных
нормативно-правовых документов.
Центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в регионах и муниципалитетах
осуществляют:
• Сбор и изучение сведений о возможных и потенциальных источниках опасности, причинах
их появления, передачу этой информации в компетентные органы госвласти.
• Прогнозирование возникновения и масштабов ЧС.
• Организационно-методическое руководство, контроль, координацию деятельности
звеньев территориального и регионального уровней системы.
• Организацию и проведение контрольных анализов микробиологического и химикорадиологического состояния объектов природы, фуражного, пищевого сырья, продуктов питания,
воды, являющихся потенциальными источниками опасности возникновения ЧС.
• Создание и развитие информационной базы о чрезвычайных ситуациях,
геоинформсистемы.
• Организацию информационного обмена между территориальными центрами
Основу технического обеспечения составляют авиационно-космические и наземные средства
министерств и ведомств, территориальных подразделений органов госвласти, предприятий и
организаций в соответствии со сферами ответственности.
Ключевым звеном технического обеспечения являются наземные средства системы
лабораторного контроля и наблюдения учреждений ГО, подведомственных Минздраву,
Росгидромету, Минсельхозу, Федеральной службе по экологическому, атомному,
технологическому надзору. Космический и авиационный мониторинг используется для выявления
и уточнения ситуаций, связанных с пожарами, наводнениями, иными крупномасштабными
природными явлениями с незначительной динамикой.
Авиационные средства, кроме того, предназначены для получения сведений о радиационном
фоне, обстановке на участках разрушений, состоянии магистральных трубопроводных систем и пр.
7
Они обладают более широкими возможностями в сравнении с космическими средствами и по
составу объектов мониторинга, и по оперативности.
Общий порядок работы определен в Положении, утвержденном Приказом МЧС № 483 от 2001 г.
Отдельные звенья и элементы системы функционируют в соответствии с положениями,
принятыми соответствующими ведомствами и министерствами, территориальными и
региональными подразделениями управления ГО и ЧС.
Режим работы системы определяется в зависимости от обстановки, масштаба возникшей либо
прогнозируемой ситуации:
1. Повседневная деятельность.
2. Повышенная готовность.
3. Чрезвычайная ситуация.
1.3.Основные мероприятия по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
Проблемами предупреждения инфекционных и других заболеваний населения обычно
занимаются соответствующие государственные структуры путем проведения следующих основных
мероприятий на основе постоянного мониторинга и научных исследований: проведение
комплекса санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий среди населения
при угрозе инфекционных заболеваний; совершенствование медицинского оборудования и
методик диагностики; вакцинация, синтез новых лекарств и препаратов; разъяснительная работа
среди населения; оповещение населения об эпидемиях инфекционных болезней; объявление
карантина или обсервации.
Наиболее эффективными способами не допустить распространения эпидемии являются карантин
и обсервация.
Карантин объявляется, если вид возбудителя особо опасен. В этом случае проводятся следующие
мероприятия:
- организуется полная изоляция очага заражения с вооруженной охраной;
- выход и выезд людей, вывоз животных, а также имущества запрещается;
- прекращается работа предприятий и учреждений за исключением крайне необходимых;
- проводится комплекс медицинских мероприятий;
- снабжение продуктами осуществляется через перегрузочные пункты;
- организуется максимальная разобщенность людей;
- запрещается транзитный проезд через очаг заражения.
Обсервация объявляется, если вид возбудителя не особо опасен. В этом случае проводятся
следующие мероприятия:
8
- ограничивается въезд и выезд на территорию;
- вывоз имущества разрешается только после дезинфекции;
- усиливается медицинский контроль за качеством продуктов;
- проводится медицинская профилактика населения;
- выявленные больные своевременно изолируются и направляются в лечебные учреждения.
Население также самостоятельно может применить средства неспецифической и специфической
профилактики. К средствам неспецифической профилактики относятся антибиотики и
интерфероны, а к средствам специфической профилактики – сыворотки, вакцины, анатоксины,
бактериофаги. Неспецифическая экстренная профилактика проводится с момента заражения
территории бактериальными средствами до момента индикации вида возбудителя,
специфическая – с момента установления вида возбудителя.
Для предупреждения инфекционных заболеваний домашних животных обычно проводят
вакцинацию, ветеринарную обработку животных и дезинфекцию мест нахождения животных. Для
обработки используются различные дезинфицирующие растворы и приборы.
2.3.Прогнозирование биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
Для прогнозирования биолого-социальных ЧС обычно проводится биологический мониторинг
государственными научно-исследовательскими учреждениями. Он включает: прогнозирование
эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
Прогнозирование эпидемий - определение вероятности возникновения, масштабов развития
эпидемий и их последствий с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению
распространения инфекционных болезней среди населения, снижению общей инфекционной
заболеваемости людей и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных
эпидемиями.
Прогнозирование эпизоотий - определение вероятности возникновения, масштабов развития
эпизоотий и их последствий с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению
распространения инфекционных болезней сельскохозяйственных животных, снижению их общей
инфекционной заболеваемости и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных
эпизоотиями.
Прогнозирование эпифитотий - определение вероятности возникновения, масштабов развития
эпифитотий и их последствий, а также появления и размножения вредителей
сельскохозяйственных структур с целью разработки и обоснования мероприятий по
предупреждению распространения инфекционных болезней и вредителей сельскохозяйственных
растений и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпифитотиями.
Глава II. ЗАДАНИЕ ПО ОЦЕНКЕ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
НА РОО
9
Задача 1 (4)
На объекте через 1 час после радиоактивного загрязнения замерен уровень радиации 230 р/ч.
Определить дозы, которые получат рабочие объекта в подвале жилого деревянного дома за 4
часа, если известно, что облучение началось через 8 часов после радиоактивного загрязнения.
Заключение
Чрезвычайные ситуации негативно влияют на развитие экономики и государства в целом. При их
возникновении ресурсы перенаправляются на ликвидацию последствий. В зависимости от
масштаба ЧС могут прерываться действующие программы социально-экономического развития,
поскольку средства используются для восстановления условий нормальной жизнедеятельности
населения в зоне поражения. В регионе, в котором произошла чрезвычайная ситуация, может
начаться безработица, вероятен спад производства. Именно поэтому своевременные и
качественные мониторинг и прогнозирование позволяют предотвратить последствия, сохранить
человеческие жизни и уменьшить финансовые потери.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров. 19-е изд., пер.
и доп. / Э.А. Арустамов. — М.: Дашков и К, 2016. — 448 c.
2. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров, 19-е изд.,
перераб. и доп.(изд:19) / Э.А. Арустамов. — М.: ИТК Дашков и К, 2016. — 448 c.
3. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений
средних профессиональных образования / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В.
Гуськов. — М.: ИЦ Академия, 2010. — 176 c.
4. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная
безопасность): Учебник для бакалавров / С.В. Белов. — М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. — 682 c.
5. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (Техносферная
Безопасность): Учебник. 5-н изд., пер. и доп. / С.В. Белов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 702 c.
6. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности. Терминология: Учебное пособие / С.В. Белов,
В.С. Ванаев, А.Ф. Козьяков. — М.: МГТУ им. Баумана, 2007. — 304 c.
7. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. охрана труда в 2 т. том 2 3-е изд., пер. и
доп. учебник для академического бакалавриата / Г.И. Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 352 c.
8. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. охрана труда в 2 т. т.1 3-е изд., пер. и доп.
учебник для академического бакалавриата / Г.И. Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 404 c.
9. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебник для бакалавров /
Г.И. Беляков. — М.: Юрайт, 2012. — 572 c.
10
10. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебник для бакалавров /
Г.И. Беляков. — М.: Юрайт, 2013. — 572 c.
11. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. охрана труда: учебник для бакалавров. 2-е
изд., пер. и доп. / Г.И. Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 572 c.
12. Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г.
Семехин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2013. — 349 c.
13. Бурашников, Ю.М. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда на предприятиях
пищевых производств / Ю.М. Бурашников. — СПб.: Гиорд, 2007. — 416 c.
14. Верзилин М.М., Повзик Я.С. Пожарная тактика. – М., 2010. – 440 с.
15. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности 4-е изд., пер. и доп. учебник для спо /
Я.Д. Вишняков. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 543 c.
16. Вишняков, Я.Д. безопасность жизнедеятельности. теория и практика 4-е изд., пер. и доп.
учебник для бакалавров / Я.Д. Вишняков. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 543 c.
17. Графкина, М.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин,
В.А. Михайлов. — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 416 c.
18. Евсеев, В.О. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров / В.О. Евсеев, В.В.
Кастерин, Т.А. Коржинек; Под ред. Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. — М.: Дашков и К, 2013. — 456
c.
19. Зазулинский, В.Д. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях / В.Д.
Зазулинский. — М.: Экзамен, 2006. — 254 c.
20. Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: 15-е изд., стер / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян и
др… — СПб.: Лань, 2016. — 696 c.
21. Иванов, А.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений
высшего профессионального образования / С.А. Полиевский, А.А. Иванов, Э.А. Зюрин; Под ред.
С.А. Полиевский. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 368 c.
22. Калыгин, В.Н. Безопасность жизнедеятельности. Промышленная и экологическая
безопасность в техногенных чрезвычайных ситуациях / В.Н. Калыгин, В.А. Бондарь, Р.Я. Дедеян. —
М.: КолосС, 2008. — 520 c.
23. Каракеян, В.И. Безопасность Жизнедеятельности 2-е изд., пер. и доп. Учебник И Практикум
Для Академического Бакалавриата / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. — Люберцы: Юрайт, 2015. —
330 c.
24. Теребнёв В.В. и др. Тактическая подготовка должностных лиц органов управления силами
и средствами на пожаре: Учебное пособие. – М., 2011. –286 с.
25. Теребнёв В.В., Грачев В.А., Теребнѐв А.В. Организация службы начальника караула
пожарной части. – М., 2011. – 268 с.
11
26. Теребнев В.В., Теребнев А.В.. Управление силами и средствами на пожаре. МЧС, РФ.
Академия ГПС. М, 2013. – 260с.