Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ораторское искусство, мастерство вербальной презентации в современном мире обретают огромное значение. Новое информационное общество требует от человека владения речевыми умениями на высочайшем уровне. Такие требования предъявляет и профессиональная деятельность, и любые творческие проекты, и сам процесс сосуществования в обществе с другими людьми.
Речью человек овладевает довольно рано, еще в дошкольном возрасте, и затем она служит инструментом взаимодействия с окружающими в течение всей его жизни. От развития речи напрямую зависят все остальные функции психики, речь создает в сознании человека особую картину мира, связанную со специфическими образами его национальности, окружения, места обитания.
Но при этом речь, так широко используемая человеком, на бытовом уровне не равна ораторскому искусству и умению грамотно общаться с аудиторией. Бытовая речь имеет другие законы и структуры, чем те, которыми пользуется оратор.
Потому ораторское искусство мы рассматриваем как специфическую область реализации речевых функций человека, характеризуемую собственными требованиями к ясности речи, ее выразительности, структурированию, подаче материала.
По этой причине деятельность общения с человеком или аудиторией и абстрактная речевая деятельность рассматриваются в общей психологии как общее и частное, как целое и часть. Речь в этом аспекте рассматривается и как форма, и как способ деятельности общения.
Таким образом, актуальность исследования темы определяется высокими требованиями современного мира к умению самопрезентации личности и высокой востребованностью ораторского искусства, отличного от бытового повседневного использования речи.
Объект исследования: ораторская речь.
Предмет исследования: свойства и функции, система организации речи оратора.
Цель: теоретически исследовать особенности ораторской речи и функционирования ее в различных ситуациях.
Задачи:
1. провести анализ теоретических подходов к изучению ораторской речи и публичного выступления;
2. изучить специфику выделения свойств и функций ораторской речи в сравнении с бытовой речью разными авторами;
3. обосновать возможности использования ораторской речи в самопрезентации и работе с аудиторией.
Теоретическая значимость исследования: исследованы и уточнены особенности свойств и функций речи оратора, ее структура.
Практическая значимость исследования: освещены приемы ораторского искусства, позволяющие взаимодействовать со слушателем, активизировать его внимание, делать выступление оратора убедительным и эффективным.
Методологическую базу исследования составили работы О.А. Баевой, М.В. Колтуновой, А.Н. Леонтьева и др.
Методы исследования: анализ психологической и лингвистической литературы по теме исследования, сопоставление данных.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Исторический и теоретический аспекты риторики
1.1. Риторика как наука
Риторика – 1) это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи; 2) это абстрактная наука, оснащенная математикой и своими формализмами, выясняющая объективные законы речи; 3) это ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно [9, 53].
Анализируя представленные определения, мы можем сделать вывод, что наука риторики в общем смысле включает в себя системы построения гармоничной речи и методы воздействия на слушателя, направленные на усиление эффективности восприятия.
Наука эта не нова, ее история начинается с трудов Аристотеля, которому принадлежит одноименное произведение.
Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
Цель изучения риторики – как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.
Предметом современной общей риторики служат закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Основные категории и понятия классической риторики так же были сформулированы Аристотелем.
Понятие логоса предполагает подачу материала в убедительной, доказательной научной форме, это часть риторического искусства, отвечающая за наполнение речи, ее смыслосодержание, четкость внутренних структур аргументации [10, 15].
Понятие этоса обращается к нормативным законам поведения человека в обществе, апеллирует к традиции и морали. Эту часть ораторского искусства можно назвать наиболее гибкой и варьируемой, поскольку она наиболее подвержена изменению в зависимости от аудитории слушателей.
Понятие пафоса соотносится со средствами убеждения, которые апеллируют к чувствам, эмоциям. Эта сторона выступления, как правило, является наиболее зрелищной [10, 32].
Как уже было сказано выше, еще древние греки пришли к выводу о необходимости специфическим образом оформить свою речь во время публичного выступления, и эмоциональное наполнение, инструменты, позволяющие зрителю начать сопереживать оратору и его идее, здесь являются наиболее важными. Зачастую пафос ораторского выступления может сглаживать многие содержательные недочеты самих декларируемых тезисов.
Составляющие ораторского искусства, сформулированные Аристотелем, остаются неизменными, и используются по сей день. Но и современная наука, занимаясь изучением ораторской речи, неоднократно обращалась к ее структуре.
Современная риторика в качестве объекта исследования рассматривает уже не только само выступление, но структурирует так же и процесс подготовки к нему.
Основными разделами, частями риторики как учебного предмета или этапами риторического канона являются:
1. инвенция (нахождение) – раздел, в котором рассматривается процедура отбора материала для будущего сообщения;
2. диспозиция (расположение) – раздел, регулирующий расположение материала в лучшем для конкретной речи порядке при соблюдении логичности, последовательности в изложении тезисов;
3. элокуция (выражение) – раздел, под которым понимается учение о трех стилях (высоком, среднем, низком) и средствах возвышенного стиля (отбор слов и стилистических фигур для выступления);
4. мемория (запоминание) – раздел, который служит разработке определенной мнемотехники, что позволяет оратору опираться на особые приемы запоминания материала, гарантирующие выступающему контроль всей структуры произносимой им речи и при необходимости подключение сведений из известных ему областей знания;
5. акцио (произнесение) – раздел, отвечающий за пластическое решение произносимой речи, за внешнее поведение оратора перед аудиторией [7, 95].
В современной риторике выделяются особые профессиональные направления, как например, риторическое искусство судебного процесса, но существуют и общие риторические законы, актуальные для всех сфер выступления перед аудиторией.
Закон гармонирующего диалога — это имитация оратором диалога с публикой, желание продемонстрировать заинтересованность во мнении слушателей, обратиться к их чувствам, найти точки соприкосновения в избранной тематической сфере.
Диалог как таковой, в бытовом смысле, в выступлении оратора практически невозможен в силу того, что аудитория представлена множеством собеседников, а речь выступающего тематически структурирована и он не может слишком отдалиться от ее течения. Но использование таких приемов, как например, риторические вопросы к аудитории, создают впечатление диалога говорящего со слушателями.
В целом диалогичность ораторского выступления обеспечивается вниманием оратора к интересам адресата речи и близостью тематики сообщения интересам адресата.
Закон продвижения и ориентации адресата — оратор должен хорошо ориентировать слушателя в пространстве своей речи. Этому служит логическое структурирование выступления, а также использование речевых конструкций-связок, придающих речи оратора гармоничность и последовательность изложения.
Внутренняя структура речи оратора такова, что она не должна быть перегружена тезисами, все они должны быть доказательны и плавно проистекать один из другого, чтобы слушатель в полной мере понимал движение мысли оратора от одного утверждения к другому и конечному выводу.
Закон эмоциональности речи предполагает особую подачу текста, которая вызовет у публики сопереживание, интерес к тематике. Такой эффект достигается использование различных тропов, красочных запоминающихся метафор, обращением к гиперболизации некоторых утверждений и примеров. Имеет значение и сама подача ораторской речи – выразительные средства текста, голоса, мимика оратора и его движения, выражающие эмоциональное напряжение.
мотивирования речи до наполнения ее конкретными языковыми единицами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс делового общения и ораторского мастерства. М.: Народное образование, 1995. — 208 с.
2. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Речевая компетенция менеджера. Учебное пособие. М: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 432 с.
3. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. М.: Воронеж, 2004. - 432 с.
4. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебное пособие. — 2-е изд., исправл. — М.: Новое знание, 2001. — 328 с.
5. Белановский А., Парабеллум А., Георгиевская А. Энциклопедия ораторского искусства. М.: Омега-Л, 2017. — 224 с.
6. Богданова Ю.З. Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссии и общения. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 131 c.
7. Вайсман Д. Мастера слова. Секреты публичных выступлений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 280 с.
8. Журавлева О.Н. Культура речи и деловое общение. Учебно-методическое пособие. — Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП», 2011. — 73 с.
9. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Учебное пособие для вузов. — М.: Экономика, 2000. — 271 с.
10. Лементуева Л. Публичное выступление. Теория и практика. М.: Инфра-Инженерия, 2016. — 128 с.
11. Морозова А. Техники речи. М.: АВ Паблишинг, 2013. — 36 с.
12. Стюард К., Уилкинсон М. Ораторское искусство. СПб.: Амфора, 2001. - 27с.
13. Тарасов Е.Н. Основы ораторского мастерства. Курс лекций. М.: Мысль, 1980. — 240 с.
14. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. Учебник. - М.: Никколо-Медиа, 2002. - 313 с.
15. Штайнер Р. Мастер-класс ораторского искусства. Ереван: Лонгин, 2011. — 144 с.
16. Шустов А.Ф., Осадчая О.А. Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения. Курс лекций. — Брянск: Брянский ГАУ, 2016. — 108 с.