Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях современной рыночной экономики представляется крайне сомнительным существование предприятия, которое бы успешно осуществляло свою деятельность и развивалось без представления о своем будущем, без планирования на перспективу. Зачастую мы продумываем и предполагаем результаты нашей деятельности в повседневной жизни. Особенную важность планирование представляет, когда идет речь о масштабных проектах или деятельности предприятий.
Таким образом, актуальность данной темы состоит в том, что для предпринимателя, который собирается открывать собственное предприятие очень важно иметь развернутое обоснование проекта открытия и дальнейшего развития собственного бизнеса.
Важно оценивать эффективность принимаемых решений, а также планируемых инвестиций и мероприятий. Во многих современных российских организациях нет действующих на официальном уровне планов и самих принципов бизнес-планирования.
Директор подобного предприятия лишь принимает решения о дальнейшем направлении своей деятельности.
Он ориентирован на решение оперативных задач, а не на осмысление всей деятельности и планирования на перспективу. Бизнес-планирование по своей сути — это обособленная и самостоятельная деятельность предпринимателя. Ее суть заключается в управлении компанией на более высоком уровне.
Цель исследования – изучить построение модели коммерческой деятельности торгового предприятия на примере открытия магазина товаров для хранения вещей.
Задачи исследования:
1. Теоретические исследования построения модели коммерческой деятельности торгового предприятия на примере открытия магазина товаров для хранения вещей;
2. Формирование бизнес-плана
2.1. Резюме бизнес идеи
2.2 Описание компании и продукта
2.3. Маркетинговые исследования
2.3.1. Целевой рынок
2.3.2Анализ конкурентов
2.4. Планирование рабочего процесса
2.5 Маркетинговый план
2.5.1. Определение цели и стратегии маркетинга
2.5.2. Разработка плана маркетинга
2.5.3. Товарная политика
2.5.4 Ценовая политика
2.5.5Сбытовая политика
2.5.6 Политика продвижения
2.5.7. Бюджет маркетинга
2.6. Устойчивое развитие
2.7. Технико-экономическое обоснование проекта
Глава 1. Теоретические аспекты бизнес-планирования
1.1Понятие модели бизнес-плана и ее виды
Последние годы предпринимательская деятельность набирает обороты, в связи с этим понятие бизнес план заняло важное место в мировой практике. Понятие бизнес-план произошло от английского словосочетания «business plan» представляет собой описание предполагаемой предпринимательской деятельности.
Многие ученые в своих работах раскрыли понятие бизнес плана. По мнению М. М. Алексеевой бизнес-план - это юридический документ, включающий в себя программу предпринимательской деятельности, в которой аргументированы необходимость и выгода этой деятельности [1]. Таким образом, бизнес-план - это один из важнейших инструментов, помогающих предприятию определить средства для достижения результата и достичь желаемого.
И. Ю. Бринк и H. A. Савельева приводят в своей работе очень схожее определение бизнес-плана. Они представляют бизнес-план, как подробный план предпринимательской деятельности на определенный период, устанавливающий показатели, которые необходимо достичь предприятию [2].
Из высказываний авторов можно сделать вывод что бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия. Составляется бизнес-план на ближайшие 3 - 5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. В этом документе анализируются все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются способы их решения.
Размер и содержание плана сильно зависит от того для каких целей он пишется, а также в какой сфере ведется бизнес. Например, для открытия производства, желательно очень подробно, пошагово прописать весь процесс его изготовления, от склада сырья, до передачи конечному потребителю-заказчику. Тогда как для строительства какого-либо магазина или объекта недвижимости под сдачу в аренду, можно обойтись менее подробным и детальным планом. Здесь напротив важна простота, и нужно описать сам проект и расчеты со сроками его окупаемости.
Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности что отражено в работах авторов Омского государственного агарного университета - О.В. Шумаковой, В.Ю Епанчинцева, Ю.И Новикова [4,5].
Требования к бизнес-плану следующие: документ должен быть прост в понимании, функционален, информативен, удобен в пользовании, ну и само собой правдив. Не разумно описывать в нём захват рынка региона на 80-90 процентов за год, при том что предприятие начинает функционировать с нуля [3].
Виды бизнес планов. Важной оговоркой является тот факт, что у бизнес-плана нет строгого регламента написания. Однако, есть несколько пунктов, наличие которых обязательны для всех. Которые были перечислены выше. Наиболее широко используются следующие виды бизнес планов.
Инвест-проект данный вид бизнес-планирования пишется с целью привлечения финансового капитала сторонних инвесторов. Бизнес-план вид деятельности важными пунктами в котором являются наличие подробного маркетингового исследования, а также детальные характеристики планируемого бизнеса. Также важными моментами являются подробное описание целей и задач бизнеса. Не говоря уже про стратегию будущего развития на годы вперед.
Именно такой подробный бизнес план и демонстрируется конечным адресатам: инвесторам, бизнес-ангелам, банкам, будущем акционерам (если планируется создание акционерного общества). Только тогда они смогут оценить перспективы развития, возможные риски и планируемые доходы.
Для предприятия наиболее распространенный тип, так как его можно приложить как крупному бизнесу, так и для малого и среднего бизнеса. Здесь детально описаны аспекты работы компании, достоинства и недостатки как текущего состояния, так и будущего развития. В идеале дописываются инструкции и пути решения возможных проблем в период развития проекта.
Главным преимуществом данного бизнес-плана является возможность трезво и достоверно оценить недостатки идеи данного бизнес-проекта, выявить проблемные участки, просчитать пути их решения, принять во внимание опыт конкурентов.
Специалисты отмечают важность правильного написания первого раздела данного документа - резюме. Именно на данном этапе он должен вдохновлять и побуждать вероятных инвесторов к действию и сотрудничеству. В противном случае, документ рискует остаться без внимания.
Именно доказательства новизны и перспективы получения хорошей прибыли, которые отмечены в резюме, могут побудить инвесторов вкладывать деньги.
Для кредитов для получения долгосрочных и выгодных кредитов от инвестиционных банков. Тут важно указать три основных пункта, помимо тех, что уже есть в инвестиционном плане:
-список оснований потребности данной компании именно в финансовых вливаниях, на определенный отрезок времени.
-выгода от вложения денег именно в данный проект.
-список доказательств, что компания способна оплатить данный кредит, имеет необходимый опыт, кадровый и ресурсный потенциал и так далее. Т.е. кредитор получает доказательства и уверенность, что потраченные средства вернутся своевременно и с прибылью.
Важно понимать, что рядовым банковские работники не делают акцент на Вашей бизнес идее, видах бизнес-планов предприятия. Для них главными показателями являются хорошая финансовая база, имеющая ценность для банка, и надежный поручитель.
В данный план также включат данные по прошлой кредитной истории. Долги по предыдущим займам резко снижают привлекательность бизнес плана.
Для грантов и субсидий часто применяется в сферах сельского хозяйства. И тут одним из требований получений грантов было наличие хорошего и правильно составленного бизнес-плана. В этих документах необходимо наличие пунктов, где освещалась важность реализации проекта для самого города или республики в целом. Это создание новых рабочих мест, новые налоговые поступления в бюджет, развитие науки, внедрение инноваций и так далее.
Такие гранты всегда были безвозмездными, но государству важно понимать, что деньги не уходят в никуда. Что они реально помогают малому бизнесу и приносят дивиденды самой стране.
При составлении бизнес плана должны учитываться интересы инвесторов. Речь идет, прежде всего, о положении самого предприятия и его управленческой команды, а также о методе вступления на рынок. Вследствие стремительного развития технологий и изменений, происходящих в рыночной среде, даже правильно составленный инвестиционный бизнес-план не может служить гарантом успеха. Предприятие должно более четко идентифицировать направление своего развития, а также выявить имеющиеся преимущества и недостатки. Именно поэтому бизнес-план является незаменимым инструментом управления.
Из теории систем в управление пришло несколько понятий.
Система – это ограниченное множество взаимодействующих элементов.
Посмотрим на это с точки зрения бизнеса:
• «ограниченное» - значит, есть некоторая граница, относительно которой мы можем сказать: то, что находится по одну ее сторону, называется внутренней средой организации, по другую – внешней;
• «множество взаимодействующих элементов» - бизнес – система состоит из элементов, которые определенным образом взаимодействуют между собой для достижения целей деятельности.
Таким образом, для выделения организации как системы требуется наличие:
- личности, формирующей систему
- цели, для достижения которой формируется система
- набора элементов, обладающих важными для достижения признаками и связанных между собой в одно целое;
- контекста, т.е. определенного состояния внешней среды и связей между средой и организацией.
Наличие субъектов в контексте системы всегда повышает степень неопределенности в ее функционировании и, как следствие, усложняет управление системой.
Элемент (elementarius – лат. – начальный, простой, конечный, неделимый, лежащий в основе чего-либо) – это относительно самостоятельная часть целого, нечто простейшее и неделимое, что мы можем рассматривать таковым на данном уровне анализа.
Элементу присущи 3 атрибута:
- он выполняет одну или несколько функций
- он подчинен определенной логике поведения
- он используется в одном или нескольких контекстах
Можем ли мы рассматривать как элемент: сотрудника, структурную единицу, бизнес-процесс, направление деятельности…?
Функция – это то, что должен делать элемент в рамках бизнес-процесса, в который он Встроен.
Системные законы управления организацией
1. Закон соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта. Согласно нему, неопределенность в поведении управляемого объекта может быть снижена за счет соответствующего увеличения разнообразия в управляющем органе. (Закон Эшби: управление тем лучше, чем больше разнообразие управляющего воздействия и чем меньше потери от неоднозначности управления).
2. Закон приоритета целого над частью: во взаимодействии целого и его частей ведущей стороной является целое, которое активно влияет на части. Части подчинены целому, движутся и развиваются в его границах и сообразуются с ним в реализации своих функций. Закон учета системы потребностей: в системе одновременно сосуществуют потребности трех уровней - личность/ группа/ организация в целом. Потребности системы в целом (верхнего уровня) находятся в приоритете над потребностями отдельных ее частей.
3. Закон синергии - Sinergia – сотрудничество, содружество – интеграция усилий приводит к умножению конечного результата. Аристотель говорил: «Целое больше простой суммы своих частей» (2 + 2 > 4). Значит, в любой ситуации всегда есть возможность выбрать такой набор элементов, и так их увязать между собой, что на выходе получится сверх/эффект, результат, который не мог бы дать ни один из элементов в отдельности.
4. Закон самосохранения гласит, что любая организационная система стремится сохранить свою целостность, обезопасить себя от разрушения.
Проявления этого закона на практике:
✓ экономия в расходовании своих ресурсов
✓ разрастание изнутри по численности
✓ усложнение рабочих процессов;
✓ стремление к равновесию, к стабильности и, как следствие, сопротивление изменениям.
5. Закон наименьших – итоговая устойчивость целого определяется по самому слабому звену.
6. Закон информированности-упорядоченности утверждает, что в организованном целом не может быть порядка без информации. Упорядоченность – характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей.
Для поддержания упорядоченности системы необходима точность информации (ее полнота, своевременность и достоверность).
7. Закон единства анализа и синтеза состоит в том, что в организации одновременно сосуществуют процессы усиления автономности, независимости организационных единиц (разделение, дифференциация, специализация), и процессы усиления их связности, взаимозависимости (сотрудничество, кооперация, интеграция). Анализ – это разделение единого целого на составные части для удобства понимания сути целого.
Синтез – это объединение в единое целое отдельных частей, выделенных посредством анализа, для понимания наилучшего способа функционирования целого. Отдельные части бизнес-системы являются подсистемами, изменения в одной из подсистем приводит к изменению в системе в целом.
8. Закон композиции отражает важность построения согласованной, взаимоувязанной, непротиворечивой системы целей, декомпозированной сверху вниз, от главной цели до целей отдельных подразделений и сотрудников.
9. Закон развития (онтогенеза) гласит, что материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов своего жизненного цикла. «Развитие организации описывается кривой жизненного цикла, характер и протяженность которого определяются конкретными условиями функционирования организации, ее особенностями приспособления к возникающим изменениям и т.п. Эту закономерность необходимо учитывать при разработке стратегических и тактических планов развития организации, совершенствовании ее структуры и системы управления».
10. Закон историчности требует при построении системы предусматривать процедуры, связанные с ее ликвидацией.
Неотъемлемые характеристики сложных организационных систем:
1. Целесообразность – все подчинено цели.
2. Функциональность – наличие функциональных подсистем, совокупность которых должна закрывать основной бизнес – процесс и гарантировать качественный «выход».
3. Степень управляемости – способность системы точно отзываться на управленческие воздействия.
4. Информационная насыщенность - объемность и разнообразие информационных связей, как внутри системы, так и на границе «организация – внешняя среда».
5. Адаптивность – способность подстраиваться под изменения внешней среды, а также прогнозировать изменения будущего периода и заранее предпринимать действия, которые позволят избежать будущих рисков или использовать будущие возможности наиболее точным образом.
1. Синергия.
Две модели – два стиля управления компанией
Механистическая модель управления
Приоритет модели – доминирование в системе управления правил и процедур, высокая степень централизации власти, глубокая специализация работ.
Согласно этому подходу эффективностью организации можно и нужно управлять через четкий организационный порядок.
Изучи. Поверь и действуй. Не веришь – откажись и создай свое. Умейте не зависеть от личности так, чтобы она чувствовала свою ценность, а вы получали свою выгоду.
Органическая модель управления
Приоритет модели – обеспечение высокого уровня адаптивности и развития через гибкое использование человеческого потенциала.
Согласно органическому подходу правила и процедуры – вторичны, их использовать надо, но в строго ограниченном количестве, чтобы не снижать вдохновение и не тормозить творческий процесс. Система управления больше децентрализована. Отношения носят не официальный характер, большее значение имеют неформальное лидерство, устанавливаемые негласные нормы, простота протекания информации. Именно это позволяет повышать эффективность организации. Зависимость от личности признается как природная характеристика системы управления, и даже оценивается как положительный фактор, которым надо умело управлять: «провоцировать» на генерирование новых идей, творческий подход к совершенствованию труда, способность решать задачи в нестандартных ситуациях.
Организация информационного общества
«Приспосабливаясь к новому типу организации, человек столкнется с большим количеством трудностей. Выбравшись из неизменной ниши, он почувствует себя независимым в новом свободном мире кинетической организации. Его положение будет постоянно меняться, возможности станут разнообразней. А его отношения с организацией, так же, как и связи с вещами, людьми и местами, будут сменять друг друга в безумном, все ускоряющемся темпе». Тоффлер «Футуршок»
1. Динамичные, адаптивные структуры (способные быстро меняться и приспосабливаться). Структура – не «священная корова», а только инструмент реализации стратегии.
2. Упрощение и уплощение структур. Убрать все лишнее! Уплощение приводит к росту нормы управляемости. Стоимость полихронного сотрудника возрастает в разы.
3. Информационная компетентность, как на уровне личности, так и на уровне системы.
Больше и быстрей – этот принцип разрушает иерархию. Ускорение темпа жизни приводит к тому, что минута стоит больше, чем прежде. Информация должна распространяться быстрее, стремительные перемены увеличивают число новых, нестандартных проблем. Количество информации, которое мы вынуждены перерабатывать в единицу времени растет кратно. Качество протекания информационных потоков определяет точность управленческих решений. Способность сотрудника структурировать большой объем информации становится критически важной.
4. Использование принципа временных рабочих (проектных, проблемных) групп. Эти группы формируются из специалистов различного профиля и различных структурных подразделений для решения конкретных задач, реализации проектов. Не имеет значение уровень в иерархии. Важны только: полезность в процессе для достижения результата, потенциал к росту и интерес. Этот принцип скоротечных групп глубоко проникает в базовую структуру организации и изменяет ее. Руководители должны уметь управлять системой через ВРГ (временные рабочие группы).
5. Из-за высокого уровня перемещений из одной ВРГ в другую стирается пространство мест: можно не иметь постоянного рабочего места в компании, можно жить в Екатеринбурге, а работать в Москве. Как следствие, сокращаются обязательства сотрудника по отношению к «постоянному» рабочему коллективу. Необходимо учиться налаживать быстрые, интенсивные связи с работой и новыми коллегами, быстро концентрироваться на решении задачи в новом контексте, привыкать к отсутствию традиционных продолжительных отношений.
6. Ценность сотрудника определяется не должностью и статусом, а уровнем компетенции. Авторитет эксперта – глубокого специалиста в узкой области с широким кругозором. Как следствие, доверие становится важной ценностной категорией управления. Полихронный сотрудник способен держать в зоне внимания несколько задач и переключаться без потери эффективности.
7. Движение в сторону сетевого предприятия: единица действия – деловой проект. Максимальная пластичность и временная занятость.
8. Мифы доминируют над реальностью. В условиях высоких скоростей изменений сокращается возможность «работать фундаментальными аргументами». Управление через мифы смещает акценты с содержания к форме. Не столько важно ЧТО ты говоришь, важно КАК ты это делаешь. Форма подачи, стиль, оболочка (миф) помогут сформировать благоприятное восприятие, нужное отношение и, как следствие, нужное действие.
9. Сокращение времени жизни технологий.
10. Быстрое устаревание прошлого опыта. Смещение ценности с прошлых заслуг в сторону динамических способностей. Требование к личности: постоянный профессиональный и личностный рост, «взращивание в себе нового человека».
11. Главная ценность – интеллектуальный капитал. Требование к системе: динамические способности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамс Р. Бизнес-план на 100%.Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 486 c.
2. Алиев В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев, Д.В. Чистов. — М.: Инфра-М, 2018. — 64 c.
3. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. — М.: Форум, 2018. — 144 c.
4. Бейт Н. Как преодолеть экономический спад. План выживания в бизнесе / Н. Бейт. — М.: Олимп-Бизнес, 2017. — 208 c.
5. Бекетова О.Н. Бизнес-планирование. — М.: Т8, 2020. — 160 c.
6. Бизнес-планирование. 4-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». / Под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. — М.: ЮНИТИ, 2017. — 591 c.
7. Бобков Л.В. Бизнес-планирование: Уч. / Л.В. Бобков, В.Я. Горфинкель, П.Н. Захаров и др. — М.: Вузовский учебник, 2017. — 320 c.
8. Борисова О.В. Бизнес-планирование деятельности предприятий торговли: Учебное пособие / О.В. Борисова. — М.: Академия, 2016. — 320 c.
9. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2018. — 224 c.
10. Буров В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. — М.: Инфра-М, 2019. — 352 c.
11. Виноградова М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: Учебное пособие / М.В. Виноградова. — М.: Дашков и К, 2017. — 280 c.
12. Волков А.С. Бизнес-планирование: Учебное пособие / А.С. Волков. — М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2018. — 81 c.
13. Воловиков Б.П. Стратегическое бизнес-планирование на промышленном предприятии с применением динамических моделей и сценарного анализа: Монография / Б.П. Воловиков. — М.: Инфра-М, 2017. — 320 c.
14. Гарнов А.П. Экономика предприятия: современное бизнес-планирование: учеб. Пособие / А.П. Гарнов. — М.: ДиС, 2018. — 272 c.
15. Гладкий А.А. Бизнес-план: Делаем сами на компьютере / А.А. Гладкий. — М.: Рид Групп, 2017. — 240 c.
16. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. — М.: Риор, 2019. — 176 c.
17. Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана / В.А. Горемыкин. — М.: Ось-89, 2018. — 592 c.
18. Джакубова Т.Н. Бизнес-план: расчеты по шагам / Т.Н. Джакубова. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 96 c.
19. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и К, 2017. — 432 c.
20. Еремеева Н.В. Планирование и анализ бизнес-процессов на основе построения моделей управления конкурентоспособности продукции / Н.В. Еремеева. — М.: Русайнс, 2018. — 16 c.
21. Жариков В.Д. Основы бизнес-планирования в организации (для бакалавров) / В.Д. Жариков, В.В. Жариков, В.В. Безпалов. — М.: КноРус, 2017. — 62 c.
22. Жуков В.В. Бизнес-планирование в электроэнергетике / В.В. Жуков. — М.: МЭИ, 2018. — 568 c.
23. Золотухин О.И. Бизнес-планирование: учебное пособие / О.И. Золотухин. — СПб.: ГУАП, 2018. — 84 c.
24. Кренер С. Планета МВА. Бизнес-школы: взгляд изнутри / С. Кренер, Д. Дирлова. — М.: Олимп-Бизнес, 2017. — 256 c.
25. Куницына Н.Н. Бизнес-планирование в коммерческом банке: Учебное пособие / Н.Н. Куницына. — М.: Магистр, 2018. — 383 c.
26. Купцова Е. В. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 436 c.
27. Лопарева А. М. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 274 c.
28. Лосев В. Как составить бизнес-план. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей: Пер. с англ. / В. Лосев. — М.: Вильямс, 2018. — 208 c.
29. Любанова Т.П. Сборник бизнес-планов. Методика и примеры: предпринимательская деятельность, экономическое обоснование инженерных решений в курсовом, дипломном проектировании, диссертационных работах: Учебное и научно-практическое пособие / Т.П. Любанова. — М.: ИКЦ МарТ, МарТ, 2017. — 408 c.
30. Морошкин В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — М.: Инфра-М, 2018. — 176 c.
31. Немети Л. Стратегии выхода из бизнеса: планирование выхода, опционы, увеличение стоимости бизнеса, управление сделками для владельцев бизнеса / Л. Немети. — М.: Инфотропик Медиа, 2018. — 272 c.
32. Орлова Е.Р. Бизнес-план: Методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова. — М.: Омега-Л, 2017. — 168 c.
33. Орлова П.И. Бизнес-планирование. Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2020. — 284 c.
34. Петров К.Н. Бизнес-план на одной странице / К.Н. Петров. — М.: Диалектика, 2019. — 144 c.
35. Петров К.Н. Как разработать бизнес-план. 69 готовых бизнес-планов. / К.Н. Петров. — М.: Вильямс И.Д., 2018. — 320 c.
36. Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: Практическое пособие / С.В. Петухова. — М.: Омега-Л, 2017. — 171 c.
37. Питерсон С.Д. Как разработать бизнес-план / С.Д. Питерсон. — М.: Диалектика, 2018. — 320 c.
38. Попадюк Т.Г. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Т.Г. Попадюк. — М.: Вузовский учебник, 2018. — 64 c.
39. Розин М. Стратегия чистого листа: Как перестать планировать и начать делать бизнес / М. Розин. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 346 c.
40. Романова М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. — М.: Форум, 2018. — 288 c.
41. Сатаев А.М. Азбука бизнес-планирования. Учебное пособие / А.М. Сатаев. — М.: Юриспруденция, 2017. — 128 c.
42. Сергеев А. А. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 484 c.
43. Станиславчик Е.Н. Бизнес-план: Управление инвестиционными проектами / Е.Н. Станиславчик. — М.: Ось-89, 2018. — 128 c.
44. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. — СПб.: Питер, 2017. — 352 c.
45. Чараева М.В. Инвестиционное бизнес-планирование: Уч.пообие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. — М.: Альфа-М, 2017. — 192 c.
46. Шаркова А.В., Харитонова Т.В. Бизнес-планирование в туризме. Учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм". 3-е изд. — М.: Дашков и К, 2020. — 310 c.
47. Юхин Г.П. Бизнес-планирование в выпускных квалификационных работах. Учебное пособие. — М.: Лань, 2020. — 288 c.