Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Гастрономический туризм как самостоятельное направление туризма стал развиваться относительно недавно. Существует несколько дефиниций, позволяющих относить поездки к данному виду туризма. В специальной литературе встречаются такие понятия, как: «culinarytourism»- «кулинарный туризм», «food tourism» - «продовольственный туризм», «gastronomic tourism» - гастрономический туризм.
Гастрономический туризм - туризм, когда туристы и посетители, которые планируют частично или полностью попробовать кухню определенной местности или осуществить мероприятия, связанные с гастрономией, посещают определенные дестинации.
Другими словами, гастрономический туризм - поездка с целью ознакомления с национальной кухней страны, особенностями производства и приготовления продуктов и блюд, а также обучение и повышение уровня профессиональных знаний. Сегодня именно гастрономический туризм сталодной из самых быстроразвивающихся инновационных сфер туризма.
Туризм подвержен процессу глобализации, в том числе, на этот процесс оказало большое влияние Шенгенское соглашение. Люди ищут в путешествиях опыт, основанный на региональных особенностях и культуре. Гастрономический туризм также можно рассматривать как ветвь туризма, направленную на развитие и продвижение еды и напитков как объектов привлечения туристов.
В мире сегодня проходят сотни гастрономических фестивалей, посвященных различным продуктам, еде и напиткам. Еда и гастрономия могут сами по себе считаться креативными индустриями, которые стимулируют инновации, вовлекая потребителя в совместное творчество, укрепляя связь между глобальными и локальными культурами и создавая легенды о еде.
Актуальность состоит в том, что в современном мире гастрономический туризм набирает большую популярность среди туристов [19, с. 67].
Новизна работы состоит в том, что впервые предлагается гастрономический тур в восточной части Японии , в который войдут посещение кафе и ресторанов национальной кухни Японии, а так же посещение различных экскурсий с достопримечательностями Токио.
Объект исследования - гастрономический туризм в восточной Японии.
Предмет исследования - гастрономический туризм.
Цель работы – изучить и спроектировать гастрономический тур в восточную Японию.
Гипотеза работы состоит в следующем: предполагается, что данный гастрономический тур будет востребован на туристском рынке и будет пользоваться спросом.
В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. дать краткую характеристику гастрономического туризма;
2. рассмотреть основные мировые центры гастрономического туризма;
3. дать краткий обзор гастрономического туризма в восточной Японии;
4. спроектировать гастрономический тур в восточной Японии.
Методы исследования: 1. анализ существующей базы научно-методической литературы по исследуемой теме; 2. обобщение и синтез полученной информации; 3. проектный метод. Практическая значимость работы заключается в развитии туристского потенциала гастрономического туризма в восточной Японии за счет разработанного тура.
Из информационных источников были использованы монографии, сборники этнографических статей, кулинарные книги, путеводители, произведения художественной литературы и биографии знаменитостей, толковые и кулинарные словари, а также научные статьи и данные сети Интернет, в том числе, официальных сайтов администраций субъектов РФ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
1.1. Понятие, сущность и виды гастрономического туризма
Гастрономический тур - это специально подобранная программа кулинарного отдыха, включающая дегустацию блюд и напитков, ознакомление с технологией и процессом их приготовления, а также обучение у профессиональных поваров. В зависимости от цели поездки тур может включать все вышеперечисленные пункты, несколько мероприятий или один определенный сегмент кулинарного тура. Часто в последние годы гастрономические туры включают посещение различных кулинарных фестивалей, праздников и ярмарок [10, с. 107].
Цель гастрономических туров - насладиться особенностями кухни той или иной страны. При этом данная цель не сводится к тому, чтобы попробовать какое-то редкое, экзотическое блюдо или перепробовать бесчисленное количество кушаний. Важно насладиться местной рецептурой, которая веками вбирала в себя традиции и обычаи местных жителей, их культуру приготовления пищи. Гастрономическое путешествие - палитра, с помощью которой турист может нарисовать свое представление о той или иной стране. Еда приоткрывает тайну духа народа, помогает понять его менталитет [12, с. 123].
Гастрономический туризм - это путешествие по странам и континентам для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукт.
Однако гастрономический тур как услуга - это нечто большее, чем просто путешествие, поскольку он является хорошо продуманным комплексом мероприятий для дегустации традиционных в определенной местности блюд, а также отдельных ингредиентов, не встречающихся больше нигде в мире, имеющих особый вкус.
Специфические черты гастрономического туризма:
- Условия для развития кулинарного туризма имеют абсолютно все страны и это уникальная отличительная черта данного вида туризма.
- Также гастрономический туризм не носит характер сезонного отдыха, для любого времени года можно подобрать подходящий тур.
- Кулинарный туризм в той или иной степени является составляющим элементом всех туров. Но в отличие от других видов туризма знакомство с национальной кухней становится главным мотивом, целью и элементом гастрономического путешествия.
Продвижение местных хозяйств и производителей продовольственных товаров - является неотъемлемой частью любого гастрономического тура.
Целевая аудитория гастрономических туров включает:
- туристов, желающих приобщиться к культуре страны через ее национальную кухню;
- туристов-гурмэ. «Гурмэ» - это человек с высокими требованиями к еде и утонченным вкусом. В отличие от него, гурман - человек, который просто любит много и вкусно поесть. В литературе часто путают эти два понятия [19, с. 69];
- туристов, использующих кулинарный тур в целях прохождения обучения и получения профессиональных навыков (повара, сомелье, бариста, дегустаторы, рестораторы);
- представители турфирм, путешествующие с целью изучения данного туристского направления.
Гастрономический туризм имеет несколько направлений:
1) Тур по сельской местности.
2) Ресторанный тур.
3) Образовательный тур.
4) Экологический тур.
5) Событийный тур.
6) Комбинированный тур.
Тур по сельской местности - это вид тура, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью дегустации местной кухни и продуктов, производимых в этом регионе, а также может включать участие в сельскохозяйственных работах. Так в "зеленых" гастрономических турах предлагается сбор дикорастущих ягод в лесу, овощей и фруктов на фермах, охота на трюфеля или прогулка по винодельческим тропам. Обязательное условие: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или малых городах без многоэтажной застройки.
Такие туры интересны не только своей кулинарной составляющей, но и тем, что дают возможность через еду и продукты окунуться в повседневную жизнь местных людей, узнать их обычаи, привычки, порядки и прочие тонкости, подчас удивительные и непонятные представителям другого языка и культуры.
Ресторанный тур - поездка, включающая посещение наиболее известных и популярных ресторанов, отличающихся высоким качеством, эксклюзивностью кухни, а также национальной направленностью. На первом месте среди «ресторанных» городов, конечно, Париж - столица моды и в кулинарном смысле тоже.
Образовательный тур - это тур, целью которого является обучение в специальных образовательных учреждениях с кулинарной специализацией, а также курсов и мастер - классов. Например, известная французская кулинарная школа «Le Cordon Bleu» совместно с гостиницой «Four Seasons Hotel George V» предлагает программу под названием «Открытие французской кухни» - 5 ночей в парижском паласе с пятидневными кулинарными курсами в самой школе.
Экологический тур - тур, включающий посещение экологически чистых хозяйств и производств, знакомство с экологически чистыми, органическими продуктами и их производством. Экологическое направление особенно развито во Франции, Германии, Англии, Швейцарии и США - соответственно, туристы чаще всего направляются именно в эти страны.
Событийный тур - тур, ориентированный на посещение местности в определенное время с целью участия в общественных и культурных мероприятиях с гастрономической тематикой: выставки, ярмарки, шоу, фестивали, праздники. Например, июльский фестиваль дыни «Cavaillon» во Франции, городе Кавайон и августовская «Tomatina» в Испании, городе Буньоле.
Комбинированный тур - поездка, содержащая несколько вышеперечисленных направлений. Комбинированные туры подходят для туристов «со стажем» тех, кто уже знаком с гастрономией той или страны, иначе тур может оказаться информативно перенасыщенным. Пример объединенного тура в той же Франции: первые пару дней туристы посещают парижские рестораны, затем еще пару дней обучаются в кулинарной школе у лучших поваров, а потом уезжают вглубь Франции знакомиться с выращиванием трав в Провансе или с производством сидра в Нормандии [11, с. 125].
Помимо того, есть такие гастрономические туры, в которых предлагается знакомство лишь с одним блюдом в разных местностях. Из их разряда, весьма знаменитые французские, болгарские винные гастрономические туры, предлагающие прогулки по виноградникам, сбор винограда, дегустацию вин.
Мода на винно-гастрономические туры активно развивается в последние годы. Самыми большими любителями этого развлечения зарекомендовали себя немцы, англичане, американцы и японцы. Гастрономический туризм является синтезом экологии, культуры и производства. Первопроходцами в генерировании идеи гастрономических туров считаются итальянцы, которые умело совместили налаживание торговых и технологических производств с привлечением туристов под знаком вкусной и здоровой пищи. Так же во всем мире особой популярностью среди ценителей пользуются Франция, Таиланд, Китай, Япония и Испания. Эти страны славятся своей оригинальной кухней.
Идеальным направлением для винно-гастрономических туров специалисты чаще всего называют Францию, где можно узнать рецептуру сыров, разобраться в различиях коньяка и арманьяка, попробовать лучшие сорта вин и использовать в качестве закуски не менее восхитительные и разнообразные продукты. Ведь винный туризм учит не только пить правильно, но и закусывать соответственно.
Понятно, что многие гастрономические заведения, находящиеся в отдаленных регионах, в каких-нибудь горных или степных деревушках, способствуют поддержанию экономики этой местности и расширению туристических маршрутов страны. Ведь многие туристы приезжают сюда большей частью не для того, чтобы полюбоваться красотами природы этого уголка, а именно для посещения хорошего ресторана. Поэтому во многих регионах для привлечения клиентов построили шикарные гостиницы при ресторанах.
Гастротуры делятся на два вида: сельские (так называемые, «зеленые») и городские. Их принципиальное отличие заключается в том, что, отправляясь, в сельскую местность турист стремится попробовать экологически чистый продукт, без каких-либо добавок. Например, «зеленые» туры предлагают сбор дикорастущих ягод в лесу, овощей и фруктов на фермах, охоту на трюфеля или прогулку по дорогам виноделия [11, с. 129].
Городской же гастротур может включать в себя посещение кондитерской фабрики или маленького колбасного цеха и ресторанчика при нем, где из выпускаемой на фабрике или в цеху продукции готовится деликатесное блюдо.
Кроме того, существуют туры, которые знакомят не с различными блюдами в одной местности, а с одним блюдом в разных местностях. Это весьма знаменитые французские, болгарские винные туры, предлагающие прогулки по виноградникам, сбор винограда, дегустацию вин.
Сырные туры в Голландию. Отменный сыр в Голландии можно попробовать всюду: и в ресторанчиках Амстердама, и на аукционе в Воллендаме, и в лавках легендарного Эддама, и на крупной ярмарке в Гауде, и в сырной деревушке Заансе Сханс, и на многочисленных мелких фермах. Но культовое место для сырофилов в Нидерландах -- это сырный рынок в Алкмаре, традиционный аж с XVII века, куда каждую пятницу с апреля по сентябрь туристы и специалисты едут за вкусом и шоу.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Текст] // от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 08.06.2020). – Российская газета. – № 7166 (298).
2. О создании Правительственной комиссии по импортозамещению и ее составе [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 785 // официальный сайт Правительства РФ. – Режим доступа: http://government.ru/docs/19160/.
Литература
3. Александрова, А. Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе [Текст] / А. Ю. Александрова // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2020. – № 1. – С. 24-38.
4. Андрианов, В. И. Новые направления формирования системы развития туризма еврорегиона «Слобожанщина» [Текст] / В. И. Андрианов // «Межрегиональное и приграничное сотрудничество»: междунар. сб. науч. трудов. – Белгород, Харьков: Константа, 2019. – Вып. 3. – С. 28-39.
5. Андрианов, В. И. Сельский туризм как составная часть туристско-рекреационной системы региона: проблемы развития [Текст] / В. И. Андрианов // Мат. междунар. науч. - практ. конф. «Развитие индустрии туризма и гостеприимства в контексте трансграничного сотрудничества». – Белгород: НИИ БелГУ, «ЭпиЦентр», 2018. – С. 112-119.
6. Арутюнов, С. В. Импортозамещение, как оно есть [Текст] / С. В. Арутюнов // Практика управления. – 2020. – № 4. – С. 6-19.
7. Афонцев С.А. Перспективы импортозамещения в российской экономике [Текст] / С.А. Афонцев // Материалы IV Международной научной конференции «Институциональная трансформация экономики российский вектор новой индустриализации». 2018. № 18. С. 238-246 25.
8. Балашова, О. А. Роль туризма в экономике Египта / О. А. Балашова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – №14. – С.85-92.
9. Белгородская область в цифрах. 2017 [Текст]: Крат. стат. сб. / Белгородстат. – 2017. – 272 с.
10. Белоусова, Р. Н. Влияние экономических санкций на состояние экономической безопасности РФ [Текст] / Р. Н. Белоусова // Молодой ученый. – 2020. –№ 20. – С. 215-220.
11. Бодрунов, С. Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы [Текст] : монография / С. Д. Бодрунов. - СПб. : ИНИР им. С.Ю. Витте, 2019. - 171 с.
12. Бурко, Р. А. Роль импортозамещения в экономике России [Текст] / Р. А. Бурко // Молодой ученый. –2019. – №11. – С. 29-35.
13. В России будет создана национальная система бронирования отелей [Текст] // Современный отель, август 2020. – №8(76). – С.5.
14. Гельбрас В. М. Импортозамещение и экспортная ориентация экономики [Текст] // В. М. Гельбрас. – М. : МЭ и МО. М. – 2018. – 198 с.
15. Гулин, К. А. Импортозамещение как инструмент активизации социально-экономического развития территорий [Текст] / К. А. Гулин, Е. А. Мазилов, А. П. Ермолов // Проблемы развития территории. – 2018. – № 3. – С. 7-25.
16. Демиденко, С. В. Импортозамещение: опыт Азии [Текст] / С. В. Демиденко // Практика управления. – 2020. – № 4. – С. 20–24.
17. Зиганшин, И. И., Влияние экономических санкций на развитие российского туризма [Текст] / И. И. Зиганшин, А. О. Овчаров, М. А. Рысаева // Актуальные проблемы экономики и права. – 2018. – № 1 (33). – С. 17-25.
18. Квашнина, Е. Б. Методика оценки влияния мультипликативного эффекта туристской деятельности на смежные отрасли региональной экономики [Текст] / Е. Б. Квишина // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – СПб, 2018. – 245 с.
19. Китова, Л. Ю. Историко-культурное наследие Турции как объект туризма [Текст] / Л. Ю. Китова // Вестник КемГУ. – 2020. – №2-7 (62). – С.12-15.
20. Клейман, А. А. Инфраструктура туризма: стратегия развития [Текст] : монография /А. А. Клеймана, О. Б. Евреинов. – СПБ. : Д.А.Р.К., 2019. – 384 с.
21. Клейман, А. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения / А. А. Клейман, О. А. Бабанчикова // СПб. : ИПП, 2019. – 260 с.
22. Колова, И. А. Стратегические проблемы развития туризма в России [Текст] / И. А. Колова, Н. К. Мартов. – М.: РИБ «Турист», 2019. – 207 с.
23. Леонидова, Е. Г. Развитие внутреннего туризма в регионе [Текст] / Е. Г. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – №2 (50). – С.271-283.
24. Мешечкина, Р. П. Внешняя торговля как индикатор реализации политики импортозамещения в России [Текст] / Р. П. Мешечкина, Л. П. Пидоймо // Современная экономика: проблемы и решения. – 2019. – № 6(66). – С. 90-100.
25. Морозов, М. А. Экономика туризма: учебник [Текст] // М. А. Морозов, Н. С. Морозова, Г. А. Карпова, Л. В. Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2018. — 320 с.
26. Морозова, Н. С. Теория и методология формирования и развития конкуренции в туризме [Текст] / Н. С. Морозова // дисс. д-ра экон. наук. – Сочи, 2019. – 335 с.
27. Мухетдинова, Н.М. Об инвестиционной составляющей импортозамещения в России [Текст] / Н. М. Мухтдинова // Сообщение в рамках II Международной научной конференции «Развитие современной России: проблемы воспроизводства и созидания», 2019 г. № 1. – C.2111–2121. 40.
28. Немеш, Е. А. Анализ импортозамещения в России [Текст] / Е. А. Немеш// Молодой ученый. – 2020. – №13.1. – С. 69-73.
29. Нильва, И. Е. Перспективы развития процессов саморегулирования и импортозамещения [Текст] / И. Е. Нильва, Т. К. Усачева. – М. : Инфра-М, 2017. – 460 c.
30. Перегородиева, Л. Н. Стратегия импортозамещения в России [Текст] / Л. Н. Перегородиева // Экономика. – 2020. – №1. – С. 37-51.
31. Погорелов, А. М. Переход от импортозамещения к экспорториентированной модели развития экономики Турции в начале 1980-х гг. [Текст] / А. М. Погорелов // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2018. – №3-1. – С.227-235.
32. Половинкин, В. Н. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике [Текст] / В. Н. Половинкин, А. Б. Фомичев // Журнал «Экспертный союз». – 2017. – № 12 (42). – С. 28-37.