Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью курсовой работы является обобщение и закрепление знаний и умений по финансовому менеджменту, который который будучи составной частью общего менеджмента, направлен на повышение стоимости предприятия и, следовательно, рост доходов собственников.
Объектом исследования является ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса».
В ходе курсовой работы рассматриваются следующие аспекты деятельности данной организации:
- общие сведения об ОАО;
- анализ финансового состояния, прибыли и рентабельности;
- оценка операционного левериджа;
- анализ движения денежных средств;
- оценка стоимости и структуры капитала;
- оценка финансового левериджа;
- риски и система риск менеджмента;
- инвестиционная деятельность;
- закупочная деятельность путем проведения электронных торгов.
Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения.
В курсовой работе 26 таблиц и 8 рисунков.
1. Общие сведения об ОАО
Красноярский завод холодильников «Бирюса» (далее ОАО «КЗХ «Бирюса») основан в 1963 году, когда было принято правительственное решение о выпуске на заводе «Красмаш» бытовой техники, причем выбор конкретного изделия должен был сделать коллектив предприятия, который принял предложение главного инженера завода Н.Н. Филимонова выпускать холодильники с названием «Бирюса» в честь холодной сибирской реки.
В 1993 году завод в результате приватизации преобразован в акционерное общество.
Юридический адрес организации: 660123, г. Красноярск, поспект имени газеты «Красноярский рабочий», 29.
Руководитель компании - Генеральный директор Петров Михаил Васильевич.
Основной вид деятельности организации (по коду ОКВЭД) - 29.71 производство бытовых электрических приборов.
Кроме того, организация имеет право осуществлять следующие виды деятельности:
29.12.3 производство воздушных и вакуумных насосов, производство воздушных и газовых компрессоров;
29.12.9 предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию насосов и компрессоров;
51.43.1 оптовая торговля бытовыми электротоварами;
52.45.1 розничная торговля бытовыми электротоварами;
52.72 ремонт бытовых электрических изделий.
Под брендом «Snowcap» («снежная вершина») с 1967 года компания осуществляла поставки продукции в развитые европейские страны: Англию, Германию, Австрию, Францию и Скандинавские страны. Кроме того, продукция КЗХ «Бирюса» реализуется в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Азербайджане, Таджикистане, Абхазии, Монголии.
Уставный капитал КЗХ «Бирюса» - 201 400 000 рублей.
Система корпоративного управления «КЗХ «Бирюса» представляет собой совокупность органов управления и контроля Компании:
- высший орган управления - общее собрание акционеров ОАО «КЗХ «Бирюса»;
- коллегиальный орган управления – Совет директоров ОАО «КЗХ «Бирюса»;
- коллегиальный исполнительный орган – Правление ОАО «КЗХ «Бирюса»;
- единоличный исполнительный орган – генеральный директор ОАО «КЗХ «Бирюса»;
- орган контроля за финансово-хозяйственной деятельностью – Ревизионная комиссия ОАО «КЗХ «Бирюса» .
Общие сведения об исследуемой организации приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Общие сведения об акционерном обществе
Организационная структура ОАО «КЗХ «Бирюса» представлена на рисунке 1.
Организационная структура ОАО «КЗХ «Бирюса» является линейно-функциональной.
ОАО «КЗХ «Бирюса» занимает второе место в России по выпуску холодильников, данной организации принадлежит 12% общего объема данной продукции.
Компания включает 200 м2 промышленных площадей, около 2000 работников, имеет полный производственный цикл, использует высококачественные материалы и комплектующие, применяет современные оборудование и технологии. Большое внимание уделяется в организации контролю качества изделий.
Ассортимент предприятия достаточно широк: более 100 моделей холодильников, стиральные машины, морозильные камеры, торговое и медицинское оборудование, промышленные и бытовые кондиционеры.
Образцы изделий Красноярского завода холодильников «Бирюса» представлены на рисунке 2.
Рисунок 1 – Схема организационной структуры ОАО «КЗХ «Бирюса»
Рисунок 2 – Изделия ОАО «КЗХ «Бирюса»
Общий объём рынка производства бытовых электрических приборов, на котором функционирует исследуемая компания, составляет 254.47 млрд руб., причем наблюдается рост продаж (рисунок 3).
Источник: B2BNET деловая сеть [Электронный ресурс]. – 2012-2022. – Режим доступа: https://bbnt.ru/company-competitors (Дата обращения 20.03.2022)
Рисунок 3 – Объемы рынка производства бытовых электрических приборов в 2017-2020г.г.
Доля ОАО «КЗХ «Бирюса» на данном рынке составляет 7,24 млрд. руб. или 2,8%.
Крупнейшие конкуренты ОАО «КЗХ «Бирюса» по этому рынку представлены на рисунке 4.
Источник: B2BNET деловая сеть [Электронный ресурс]. – 2012-2022. – Режим доступа: https://bbnt.ru/company-competitors (Дата обращения 20.03.2022)
Рисунок 4 – Конкуренты ОАО «КЗХ Бирюса» на рынке производства бытовых электрических приборов
Кроме того, в 2020 году на рассматриваемый рынок вышли новые компании: ООО «ЭКОДИЗАЙН», ООО «ПК ТЕПЛО-ДОН», ООО «СИРИУС».
Однако на рынке бытовой холодильной техники ситуация иная. Этот рынок, занимающий лидирующие позиции среди товаров народного потребления, характеризуется значительным насыщением и более сильной конкуренцией, поэтому вход на рынок затратен и рискован.
На отмеченном рынке КЗХ «Бирюса» входит в тройку лидеров, наряду с Indesit и «Атлант».
В 2020 году объем рынка бытовой холодильной техники составлял более 4,9 миллиона холодильников, то есть увеличился на 574 тыс. штук или на 13,2%.
Объем продаж ОАО «КЗХ ««Бирюса» за 2020 год на данном рынке увеличился на 8,6 %, достигнув доли в 10,4 %.
Основными конкурентами «Бирюсы» в процессе продаж бытовой холодильной техники являются АО «Индезит Интернэшнл», ЗАО «Атлант», АО «ПОЗиС». Следует отметить, что доля рынка в 2020 году практически не изменилась только у компании «Позис» (5%). Конкурирующие с ОАО «КЗХ «Бирюса» в низком и среднем ценовом сегменте «Атлант» и Indesit потеряли часть позиций, а именно, их доли рынка снизились до 12,1% и 14,6% соответственно.
Следует отметить, что 2020 год не был благоприятным для развития торговли: из-за пандемии Covid-19 в первой половине 2020 года был введен локдаун, из-за чего многие сферы экономии, в частности, торговля, оказание бытовых услуг пострадали в этот период.
В связи с пандемией по сравнению с 2019 годом объем продаж бытовой холодильной техники вырос на 9 %, медицинского оборудования увеличился на 27 %, торгового оборудования снизился на 25 %.
Львиная доля продаж продукции ОАО «КЗХ «Бирюса» осуществлялась в западных и сибирских регионах России. Доля экспорта продукции в 2020 году составила 18 %, поставки осуществлялись в основном в Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан, в Украину .
По данным портала «Холодильная индустрия» общий импорт холодильной техники в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличился на 21,6%, а экспорт на 31,8%, причем лидером по импортным поставкам является Китай, на долю которого пришлось более 70% роста объема импорта.
В структуре импорта холодильного оборудования лидируют Китай (38,8%), Беларусь (9,4%), Германия (7,4%), Италия (6,4) (рисунок 5).
Источник: Холодильная индустрия [Электронный ресурс] : портал холодильного оборудования и компаний.
– 2005-2016.– Режим доступа: http://www.holodcatalog.ru/ (Дата обращения: 08.02.2022).
Рисунок 5 – Структура мирового импорта холодильного оборудования
Таким образом, основным конкурентом ОАО «КЗХ «Бирюса» на международном рынке является Китай.
Анализ финансового состояния, прибыли и рентабельности
Целью любой коммерческой организации является получение прибыли за счет максимального удовлетворения запросов потребителей.
Различные абсолютные и относительные экономические показатели деятельности предприятия, включающие значение прибыли, позволяют судить об эффективности его функционирования.
Ведущими показателями доходности, характеризующими результат операционной деятельности организации, являются:
- EBIT(прибыль до вычета процентов и налогов);
- EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации).
Данные параметры применяются как характеристики возможности компании формировать денежные средства от операционной деятельности без привлечения заимствований и без учета уплаты налогов.
Экономическое содержание ланных показателей представлено на рисунке 6.
Рисунок 6 -Характеристики видов прибыли
Показатели рентабельности как любыепоказатели эффективности соотносят результат с определенным видом затрат организации.
В частности, рентабельность продаж по чистой прибыли, показывает насколько эффективна операционная, инвестиционная и финансовая деятельность компании.
Рентабельность продаж определяется по следующим формулам:
- по чистой прибыли
R_пр=(Чистая прибыль)/Выручка×100 (1)
- по EBIT
R_пр="EBIT" /Выручка×100 (2)
- по EBITDA
R_пр="EBITDA" /Выручка×100 (3)
Показатели прибыли и рентабельности ОАО «КЗХ «Бирюса» представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Показатели прибыли и рентабельности ОАО «КЗХ «Бирюса» за 2020-2021г.г.
Данные таблицы 2 показывают, что в 2021 году по сравнению с предыдущим годом «грязная» прибыль EBITDA уменьшилась на 37841 тыс. руб. или на 8,73%. Однако, способность погашать процентные расходы, вероятно, не уменьшилась так, как чистая прибыль за этот период выросла на 77609 тыс. руб. или на 48,97%. Уменьшение прибыли EBITDA (при расчете данного показателя суммированием показаний строк 2200 и 2300 «Отчета о финансовых результатах» и размера начисленной за год амортизации) свидетельствует об определенном снижении результативности операционной деятельности компании.
Прибыль EBIT увеличилась в отчетном периоде по сравнению с предыдущим на 37910 тыс. руб. или на 18,72%.
На некоторое снижение эффективности операционной деятельности указывают и показатели рентабельности, рассчитанные по EBIT и EBITDA, которые в 2021 году по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 0,22% и 1,75% соответственно.
Однако, рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась на 0,34%, что позволяет сделать вывод о внереализационном формировании части чистой прибыли.
Чтобы проверить полученные выводы, проведем структурный анализ прибыли, используя данные «Отчета о финансовых результатах» (таблица 3).
Таблица 3 – Структурный анализ прибыли ОАО КЗХ «Бирюса» за 2020-2021 г.г.
Таблица 3 показывает, что доля операционных затрат в выручке выросла на 1,718%., что на такую же величину снизило удельный вес валовой прибыли.
Удельный вес прибыли от продаж сократился в меньшей мере (на 1,27%) за счет уменьшения доли управленческих расходов.
Снижение доли прочих расходов на 1,73%, главным образом, обусловило сокращения удельного веса прибыли до налогообложения только на 0,224%.
Уменьшение доли налога на прибыль с 0,607% до 0,046% привело к росту удельного веса чистой прибыли в выручке на 0,337%.
Проведенный анализ доказал сделанный ранее вывод о незначительном снижении эффективности операционной деятельности исследуемой организации.
Чтобы выяснить причины определенного ухудшения операционной деятельности организации рассмотрим управление операционной задолженностью в организации. Возможно, в рассматриваемом периоде были
проблемы с оборотными денежными средствами.
Определим показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей, используя следующие формулы:
, (4)
где Кобор.– коэффициент оборачиваемости ДЗ или КЗ;
Np – выручка от продажи продукции;
Зср – средняя величина ДЗ или КЗ.
, (5)
где Т – период оборота в днях;
Д – длительность анализируемого периода (год – 360 дней).
Полученные результаты представим в таблице 4.
Таблица 4 – Показатели управления операционной задолженностью
Данные таблицы 4 показывают, что в 2021 году по сравнению с предыдущим годом дебиторская задолженность увеличилась как на начало года (на 460040 тыс. руб. или на 99,7%), так и на конец периода (на 846739 тыс. руб. или на 91,9%).
Оборачиваемость дебиторской задолженности в 2021 году снизилась с 10,5 оборотов в год до 7 оборотов, продолжительность одного оборота в 2021 году составила 51,8 дня (почти два месяца) против 34,4 дней в 2020 году.
Кредиторская задолженность в 2021 году по сравнению с предыдущим периодом в начале года увеличилась на 579866 тыс. руб. или на 67,5%, а в конце года уменьшилась на 166314 тыс. руб или на 11,6%.
Оборачиваемость кредиторской задолженности увеличилась на 0,6 оборота, продолжительность одного оборота при этом уменьшилась на 4,9 дня.
Таким образом, отмечается определенная несогласованность между притоком и оттоком дененых средств по операционной деятельности, что, несомненно, должно было вызвать затрудения финансового обеспечения функционирования организации.
Данные «Отчета о движении денежных средств» показывают увеличение отрицательного сальдо по текущим операциям в 2021 году до 1 540 805 тыс. руб.против 92 428 тыс. руб в предыдущем периоде.
Поскольку управление операционной задолженностью было недостаточно эффективным, требуется определить показатели ликвидности организации. Для этого рассчитаем основные коэффициенты ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности:
, (6)
Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности:
, (7)
Коэффициент текущей ликвидности:
, (8)
Следует заметить, что разные пользователи информации используют разные коэффициенты ликвидности активов:
- – используется в основном для поставщиков сырья и материалов;
- – используется в основном банками;
- – используется в основном для осуществления контроля внутри самой организации и для ее акционеров.
Коэффициент Бивера: (9)
«благополучная компания»;
«за пять лет до банкротства»;
«за один год до банкротства».
Полученные результаты представлены в таблице 5.