Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Два с небольшим десятилетия так называемого «развитого социализма», начиная с прихода к власти Л. И. Брежнева в 1964 и до XXVII съезда КПСС в феврале 1986 года, характеризуется в истории, как период «застоя». Зависимость от экспорта полезных ископаемых привела к отсутствию жизненно необходимых реформ в экономике, началось стремительное отставание Советского Союза от стран Запада в высокотехнологичных отраслях, например положение в вычислительной технике характеризовалось, как «катастрофическое».
Во внутренней политике органы госбезопасности развернули активную борьбу с инакомыслием, в особенности после ввода войск в Чехословакию в 1968 году. От «оттепельной» либерализации не осталось и следа. Однако, вопреки давлению со стороны органов госбезопасности, разбуженная «оттепелью» интеллигенция резво оформилась в диссидентское движение. Общество показало, что хочет двигаться дальше.
Сложилась интересная картина: с одной стороны советское государство этого периода, управляемое закостенелыми чиновниками, отказываясь от реформ, свободы слова, открытости к западному миру, как будто застыло на месте, с другой стороны само общество активно рвалось менять страну, создавать что-то новое, процессы запущенные «оттепелью» уже было не остановить.
Всё это мы можем проследить и на примере кинематографа. В ухудшении качества отечественной кинопродукции, отставании от западного кинопроизводства, ликвидации экспериментальной творческой киностудии, падении посещаемости кинотеатров ярко прослеживается «застойный» характер киноотрасли этого периода.
В контексте идеологического диктата «официальная» культура полностью исчерпала возможности для развития, но в то же время, вопреки цензуре, давлению чиновников Госкино в этот период развивается авторское кино, которое, однако, не обладало почвой для укрепления своего воздействия на общественное сознание по причине давления со стороны советского руководства.
Актуальность исследования.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что сегодня мы имеем возможность наблюдать схожие явления и проблемы в обществе и кинематографе. Рынок российского кинопроката в ближайшие месяцы ожидает коллапс и закрытие целых сетей кинотеатров, что связано с отменой премьер самых ожидаемых фильмов этого года: «Бэтмен», «Я краснею», «Морбиус» - все они голливудские, Российская киноиндустрия, на данный момент, не способна их заменить. Как заявляет в интервью для издания 66.RU директор сети кинотеатров «Премьер Зал» В. Петелин, Голливуд создавал 80% оборота российских кинотеатров, наши киносети слишком зависимы от американской кинопродукции.
Аналогичная ситуация прослеживалась и с советским кинопрокатом эпохи «застоя», когда завлечь в кино советского зрителя в кинотеатры могли только зрелищные и масштабные голливудские картины, либо старые, к тому моменту уже ставшие классическими, советские фильмы. Изучение советского опыта «застойного» периода может помочь в преодолении наступающего кризиса российской киноиндустрии.
Кроме того, цитируя гения застойного кино Андрея Тарковского: «Ни одно из искусств не может запечатлеть время, кроме кино. По существу, что такое фильм? Это мозаика времени.», исследуя кинематограф эпохи «застоя» мы также изучаем общество того периода. Кино, как аудиовизуальный источник, может дать много информации о том, какие вопросы и проблемы были актуальны для простых людей эпохи застоя, а исследуя пропагандистскую, идеологическую функцию советского кино, можно глубже осмыслить сущность и механизмы советского государства, к которому мы с каждым годом становимся все ближе.
Объект исследования: Развитие кинематографа СССР в эпоху «застоя»
Предмет исследования: Изучение и анализ кризисных явлений в кинематографе СССР в эпоху «застоя»
Цель работы: Изучить развитие советской киноиндустрии 1968-1980-х годов.
Задачи:
Ознакомиться с советским кино эпохи “застоя”
Определить зрительские предпочтения в эпоху “застоя”
Изучить причины падения посещаемости кинотеатров
Выявить основные тенденции развития кинопроизводства
Проанализировать особенности советского кинематографа эпохи “застоя”
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь советского кинематографа эпохи застоя в России на протяжении данного исторического периода времени при изучении истории кино на современном этапе.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: исторический, политический, литературный, формальный, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость определяется тем, что исследование предлагает изучение советского кинематографа эпохи застоя в России на протяжении данного исторического периода времени при изучении истории кино на современном этапе.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования советского кинематографа эпохи застоя в России на протяжении данного исторического периода времени при изучении истории кино на современном этапе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассмотрено советского кинематографа эпохи застоя в России на протяжении данного исторического периода времени при изучении истории кино на современном этапе.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аннинский, Л. А. Санкт-Петербург – Нерчинск [о художественном фильме «Звезда пленительного счастья»] / Л. А. Аннинский // Советский экран. – 1975. – № 24. – С. 2.
2.Аннинский, Л. А. Жернова истории [о художественном фильме «Проверка на дорогах»] / Л. А. Аннинский // Искусство кино. – 1986. – № 5. – С. 57 – 66.
3.Беленький, И. В. 32 лекции по всеобщей истории кино. / И. В. Беленький. - М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, 2013. - 154 с.
4.Богомолов, Ю. Краткий конспект длинной истории советского кино. 20–70-е годы / Ю. Богомолов // Искусство кино. - 1995. - №11. - С. 16–23.
Венков, А. А. Отражение проблем советской экономики в кинематографе 1970-х гг / А. А. Венков // Новое прошлое. - 2016. - №4. - С. 209-224.
5.Виноградов, В. В. В прохладном сумраке позднего времени. Комментарии к фильмам А. Сокурова / В. В. Виноградов. - М. : Канон+. - 2018. - 256 с.
6.Власов, М. П. История отечественного кино / М. П. Власов, Е. С. Громов, М. Е. Зак. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 528 c.
7.Волков, Е.В. Образы Сталинградской битвы в советском художественном кино / Е.В. Волков // Новый исторический вестник. – 2015. – № 2. – С. 128 – 151.
8.Воробьева, А. Е. Два направления "новой волны" в советском поэтическом кино 1960-70-х годов / А. Е. Воробьева // Художественная культура. - 2020. - №4. - 542 - 559 с.
9.Воронецкая-Соколова, Ю. Г. Экзистенциальная драма героев Ларисы Шепитько / Ю. Г. Воронецкая-Соколова // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. - 2018. - №4. - С. 95-104.
10.Голубева, Ю. Авторские фильмы советского кинематографа 1960–1970-х гг / Ю. Голубева // Этнодиалоги. - 2019. - №1. - С. 136-159.
11.Давиденко, Д. А. Человек и действительность в отечественном кинематографе 70-х годов: автореф. дис. канд. искусствовед. наук : 17.00.03. / Д. А. Давиденко ; Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова. - М, 2004. - 24 с.
12.Данелия Г. Безбилетный пассажир: маленькие истории, байки кино-режиссера / Г. Данелия. М. : Эксмо, 2015. 478 с.
13.Данелия Г. Кот ушел, а улыбка осталась / Г. Данелия. М. : Эксмо, 2015.416 с.
14.Долин, А. В. Герман. Интервью. Эссе. Сценарий. / А. В. Долин. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 360 с.
15.Дондурей, Д. Зритель 70-х: драмы обыденного восприятия. / Д. Дондурей // Киноведческие записки. - 1991. - № 11. - с. 97-109.
16.Евлампиев, И. И. Художественная философия Андрея Тарковского. / И. И. Евлампиев. - Уфа : ARC, 2012. - 472 с.
17.Зак, М. Е. Андрей Тарковский. Творческий портрет / М. Е. Зак. - М. : Союзинформкино, 1988. - 60 с.
18.Зоркая, Н. М. История отечественного кино XX век. / Н. М. Зоркая. - М. : Белый город, 2014. - 1113 с.
19.Косинова, М. И. Кинофикация советской кинематографии в годы «Застоя» / М. И. Косинова // Вестник Государственного университета управления. - 2016. - №3. - С. 225-229.
20.Косинова, М. И. Кинорепертуар и зрительские предпочтения в эпоху «Застоя» / М. И. Косинова // Вестник государственного университета управления. - 2016. - №6. - С. 255-259.
21.Косинова, М. И. Падение кинопосещаемости в эпоху «Застоя». Причины и последствия / М. И. Косинова // Вестник государственного университета управления. - 2016. - №8. - С. 271-276.
22.Косинова, М. И. Экспортно-импортные отношения советской кинематографии в годы «Застоя» / М. И. Косинова // Вестник государственного университета управления. - 2016. - №12. - С. 213-218.
23.Косинова, М. И. Как снять шедевр: история создания фильмов Андрея Тарковского, снятых в СССР. / М. И. Косинова, В. И. Фомин. - М : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2016. - 592 с.
24.Марголит, Е. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития / Е. Марголит // Киноведческие записки. - 2004. - №66. - С. 128-208.
24.Марков, Н. А. Эксперимент в советской кинематографии: Экспериментальное творческое объединение в 1965 –1976 гг. / Н. А. Марков // Genesis: исторические исследования. - 2018. - №1. - С. 102-111.
26.Мазур Л. Н. "Деревенское кино" 1950-1970-х годов. как историко-культурный феномен советской эпохи / Л. Н. Мазур // Культурологический журнал. - 2014. - №1. - 2-19 с.
27.Михайлин, В. Историк в истерике. Учитель истории в советском кинорубежа 1960–1970-х годов / В. Михайлин, Г. Беляева // Неприкосновенный запас. - 2012. - №5. - С. 119–136.
28.Новицкий, Е. И. Георгий Данелия. / Е. И. Новицкий. - М. : АО «Молодая гвардия», 2020. - 210 с.
29.Русина, Ю. А. История советского кино : учеб. пособие / Ю. А. Русина. - М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 104 с.
30.Плужников, В. В. Социальная критика действительности в советском кинематографе 1970-х годов / В. В. Плужников // Мир культуры и культурология. - 2015. - №4. - С. 232 - 234.
31.Рассадин, С. Фантазия на рему [о художественном фильме «Звезда пленительного счастья»]/ С. Рассадин // Искусство кино. – 1976. – № 5. –С. 76 – 91.
32.Сандлер, А. М. Мир и фильмы Андрея Тарковского / А. М. Сандлер. - М. : Искусство, 1991. - 397 с.
33.Секиринский, С. С. История страны. История кино / С.С. Секиринский. – М. : Знак, 2004. – 495 с.
34.Тарковский А. Беседа с Германом Херлингхаузом: Пояснения режиссера к фильму «Солярис» / Публикация Рут Херлингхауз и Л. К. Козлова; комментарий Н. М. Зоркой // Киноведческие записки. 1992. Выл. 14.
Туровская, М. 7 1/2 или фильмы Андрея Тарковского. / М. Туровская. - М. : Искусство, 1991. - 255 с.
35.Федоров, А. В. Образ белого движения в отечественном киноискусстве 1960-х - 1980-х годов / А. В. Федоров // Медиаобразование. Media Education. - 2016. - №1. - с. 78-101.
36.Хренов, Н. И. История кино 1970-х годов: история смены поколений или история смены систем видения? / Н. И. Хренов // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №1. - С. 253-264.
37.Хренов, Н. И. Кинематограф с точки зрения времени культуры: осуществленные и неосуществленные замыслы в кино 1970-х годов / Н. И. Хренов // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №2. - С. 273-286.
38.Хрюкин, Д. А. «Производственный фильм» как жанровый феномен отечественного кино 1970-х годов: кинематографическая специфика и формальные особенности / Д. А. Хрюкин // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - №2. - С. 112-120.
39.Хрюкин, Д. А. «Жанр» как ключевая проблема советского кинематографа 1968-1985 гг. Государство, кинематографисты, зритель / Д. А. Хрюкин // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - №2. - С. 74-83.
40.Хрюкин, Д. А. «Военный фильм» как жанр: мотивы памяти в образной системе фильмов о Великой Отечественной войне 1970-х годов / Д. А. Хрюкин // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - №6. - С. 131-136.
41.Челышева, И.В. Герменевтический анализ советских игровых фильмов эпохи застоя (1969-1984) на школьную тему / И. В. Челышева // Медиаобразование. - 2018. - № 1. - 242-261 с.
42.Эвалльё, В. Д. Советские идеологические фильмы и поиски нового кинематографического языка в 1960–1980- х годах / В. Д. Эвалльё // Культура и искусство. - 2019. - №8. - С. 1-10.
43.Эйдельман, Н. Чувство истории [о художественном фильме «Звезда пленительного счастья»]/ Н. Эйдельман / Н. Эйдельман // Советский экран. – 1975. – № 24. – С. 5.