Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из приоритетов обновления и развития в образовательном учреждении считается сохранение и укрепление здоровья учащихся. Итоги научных исследований за последние года показывают его значительную деградацию.
Одним из показателей здоровья старшеклассников считается общая выносливость. Главное, это в том числе, создает им уверенность в себе, позволяя справляться с физически сложной работой, которая есть и всегда будет в нашей жизни.
Главная проблема, почему старшеклассники нехотя тренируются на выносливость, является их неумение или нежелание работать, вызванное сегодняшним компьютезированным веком, когда для многих семей характерен образ жизни с низкой подвижностью. Серьезные проблемы возникают при подготовке таких детей к школьной программе, хотя соответствующие образовательные стандарты не сложны.
Во время практики физ. воспитания даже отдельные занятия часто сложны по содержанию и включают в себя ту или иную форму движения. В то же время необходимо рационализировать их воздействие на тех, кого они затрагивают, соответствующим образом сбалансировав их как часть комплексной общей операции. Поэтому можно использовать приемы, соответствующие методам чисто регулировавшего упражнения. Само собой, в данных ситуациях методы обретают свои особенности, исходящие из сложного характера деятельности. Широко используются виды кондиционных упражнений со специальными приемами со сложным содержанием занятия. Круговая тренировка представляет собой эффективный метод развития физических качеств [29, 30].
Посреди практических задач физического воспитания студентов особое место занимает вопрос о развитии у студентов основных двигательных качеств (скорости движений, мышечной силы и др.), выносливости при движениях мышц разной интенсивности, вестибулярной устойчивости и др. качества) [17].
На наш взгляд, наиболее перспективным, обоснованным и эффективным способом повышения физической подготовленности страшеклассников представляется усовершенствование методики развития общей выносливости старшеклассников на занятиях по физической культуре как обязательной составляющей здорового образа жизни [11].
Чтобы достичь успешного решения этого вопроса касаемо физического воспитания, следует выявить малоиспользуемые возможности и более совершенные формы, и методы развития общей выносливости на занятиях физической культуры у старшеклассников.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры в школе.
Предметом – методика развития общей выносливости старшеклассников на уроках физической культуры.
Цель исследования: проанализировать методику развития общей выносливости у детей старшего школьного возраста.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Анализировать научно-методической литературы по теме исследования.
2. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития общей выносливости.
3. Раскрыть тесты для определения уровня развития общей выносливости.
Глава 1. Характеристика общей выносливости
1.1. Определение основных понятий
Учителю, который преподает физическую культуру крайне важно знать и четко использовать соответствующие термины и понятия в своей профессиональной деятельности. В настоящее время существует большое количество различных противоречий относительно толкования ряда понятий (в том числе такого важного понятия, как выносливость). Все физические качества, которыми обладает человек, примитивны, т. е. он получил их в виде природных задатков, и он должен их постоянно совершенствовать.
По мнению многих специалистов, понятие выносливости является синонимом такого понятия, как способность человека выполнять ту или иную мышечную деятельность в течение длительных промежутков времени. По мнению многих современных ученых, выносливость следует рассматривать с точки зрения способности успешно переносить последующее утомление. Что же касается понятия утомления, то, по мнению современных исследователей, его следует рассматривать лишь с точки зрения временного упадка организма личности. [12].
Следует напомнить, что проявление утомления у человека может быть вызвано следующими факторами: во-первых, уровнем психического напряжения человека, во-вторых, вследствие деятельности мышечного аппарата. Спортивная утомляемость напрямую связана с выносливостью человека в том или ином виде спорта. Выносливость человека характеризуется способностью переносить определенный вид утомления, возникающего при определенной продолжительности работы. Жесткость всегда специфична.
Насколько больше развита выносливость, тем выше ее уровень, тем позже наступает общее утомление, чем позже появляется стадия некомпенсированного утомления, тем эффективнее организм борется с утомлением, сама физическая работа может быть продлена.
Другой известный физиолог считает, что выносливость можно рассматривать как совокупное проявление биологических и психофизиологических функций. По мнению этого ученого, комбинированное выражение вышеперечисленных функций дает человеку способность выдерживать длительное время утомление при выполнении какой-либо формы механической деятельности, все зависит от выносливости человека, насколько он приспособлен к физическим нагрузкам.
Кроме того, выносливость, по мнению многих современных ученых, — это способность данного человека, которая дает этому человеку возможность выполнять определенные двигательные задачи в течение длительных периодов времени без снижения их эффективности.
Выносливость также считается способностью человеческого организма активно и успешно противостоять физическому утомлению. При этом должны безотказно сохраняться следующие очень важные характеристики: скорость, маневренность и точность. Что касается произвольных усилий человека, то они также будут играть очень важную роль в борьбе с физической усталостью.
В то же время выносливость, как указано во многих литературных источниках, эта способность активного лица приводит к физической усталости во время комиссии того, какие механические движения (в которых мышца относится к). Тем не менее, эксперты в личностях часто рассматриваются с этой точки зрения: способность человеческого организма выполнять успешную борьбу с появлением физической усталости, также как успешным в соответствующих действиях в течение длительного времени. Он разделен на общий (т.е. не специфический) и особую долговечность. Мы считаем необходимым рассмотреть эти два типа долговечности более подробно.
Для общей выносливости организма человека это очень важная составляющая его физического здоровья, более того, очень важна оптимизация его жизнедеятельности. В то же время общая выносливость организма человека является важным условием успешного развития специальной выносливости (об этом виде выносливости будет сказано ниже).
Под общей выносливостью человеческого организма, как сказано выше, понимается способность человека совершать определенные мышечные движения в течение длительного периода времени, формируя тем самым свой атлетизм [23].
Общая выносливость организма человека также известна как общая аэробика, так как зависит от возможностей соответствующих вегетативных систем [11].
Для обеспечения положительного развития и совершенствования двигательных качеств человека необходимо обязательно учитывать функциональную перестройку различных органов и систем организма этого человека.
Улучшения координационных функций будут обеспечены в случае удовлетворительного уровня выносливости. При этом обеспечивается полноценное развитие кровеносной и дыхательной систем. Если работа, которую выполняет человек, интенсивна и к тому же он проводит много времени, то в этом случае потребуется значительное количество крови, которое будет напрямую зависеть от количества таких важных белков, как гемоглобин [10].
Уровень толерантности организма человека напрямую зависит от: силы аэробного процесса; особенности терморегуляторов; степень развития органов дыхательной и кровеносной систем; и т. д.
Рост общей выносливости человеческого организма осуществляется систематическим выполнением физических упражнений (т. е. тренировками).
Проявление того, что мы будем рассматривать как выносливость, непосредственно зависит от способности человека «терпеть», т.е. от его способности успешно бороться с возникающим физическим утомлением, сосредоточившись на имеющихся силах воли, и от спортивного оборудования.
Если говорить о специальной подвижности организма, то это умение его успешно совладать с возникающими физическими утомлениями в процессе выполнения этого человека какой-то специфической физической нагрузки [4].
Это способности человека, обладающего специфическими физическими нагрузками, успешно преодолевать появление физического утомления.
Специальная, т.е. специальная выносливость возникает в результате каких-либо специфических изменений, систематически происходящих в организме спортсмена спортсмена.
Основным характерным отличием рассмотренных нами видов подвижности организма человека является специфика энергоснабжения и особенности нервного регулирования организма человека в условиях различных видов двигательной деятельности. Именно аэробные возможности человека являются физиологической основой общей подвижности. Об этом чаще всего говорить при работе с низкими интенсивностями, когда на результат не влияет опыт, например длительный бег.
На особую выносливость влияет техника управления двигательным воздействием, способность расходовать ресурсы внутримышечного источника энергии, способность нервного аппарата, уровень развития других двигательных возможностей. Требуемый срок работы устанавливается при росте или снижении темпа работы.
В то же время оказывается какое-то влияние на эти системы человеческого организма, благодаря которым происходит проявление рассмотренных нами видов устойчивости. Таким образом, развитие общего веса организма обеспечит бег более десяти минут, при его скорости не более шестидесяти процентов от максимальной максимальной скорости человеческого организма. Особая выносливость, т.е. скорость, вырабатывается в случае бега от 8 до 40 минут, а скорость - от 60 до 90 процентов максимальной.
Основные типы специальных выносливостей: скоростная, силовая и координационная специальные выносливость [10].
Выражение высокоскоростной выносливости организма человека (спортсмена) происходит в его двигателе, когда говорят, что этот спортсмен должен поддерживать максимальную интенсивность (slyding) ее операции (это - сказать, что поддерживать максимальную скорость). Емкость анаэробсии организма является физиологической основой специальных подходящих видов, которые мы рассматриваем нами. Мощность упражнений в этом случае будет восемьдесят пять - девяносто процентов максимальной энергии. На время этой работы будет: с интенсивностью работы под днем - сорок пять-сто двадцать секунд, при максимальной интенсивности работы - восемь в течение примерно сорока пяти секунд [12].
Рассмотрим следующий пример. При максимальной скорости двенадцатилетнего ребенка в 6,5 метра в секунду скорость бега с точностью до десятичной точки будет равна 5,4 метра в секунду.
Применительно к выносливости человеческого организма это способность человека противостоять возникающему физическому утомлению, которое напрямую связано с мышечной деятельностью. Здесь следует отметить, что эта работа напрямую связана с физической нагрузкой очень высокого сопротивления. Поэтому о выносливости силы тела можно говорить в случае с подростком, улучшившим выполнение какого-либо физического упражнения с внешними отягощениями - тридцатью процентами от максимально возможного уровня личного.
Координационная толерантность организма человека, рассматриваемая с точки зрения способности организма к борьбе, а также его способности противостоять физическому утомлению, возникающему при двигательной деятельности, требует от него очень высоких навыков и координации [7].
Для повышения уровня именно этого вида выносливости активно используется большое количество различных методов, например, сокращение периодов отдыха и др. [15].
Ж. К. Холодов выделяет основные критерии, по которым удельную выносливость можно разделить на несколько категорий:
- двигательная активность в условиях решения двигательной задачи (например, игровая выносливость);
- активных двигателей для решения двигательной задачи (прыжки, статическая выносливость);
- взаимодействует с другими физическими качествами, необходимыми для успеха двигательной задачи (например, сила, скоростная выносливость и т. д.).
Все развивается индивидуально [13]. Например, у подростка может быть очень высокое развитие скоростной выносливости, однако развитие выносливости будет неудовлетворительным и, например, может не быть развита координационная выносливость. В случае человека с хорошей выносливостью, например, в таком виде спорта, как гимнастика, это вовсе не означает, что он должен развивать хороший уровень выносливости, например, в плавании. Что касается аэробных возможностей человеческого организма, то они не очень специфичны [10].
Основными факторами, влияющими на удельную выносливость организма человека, являются:
- общая выносливость;
- возможностей нервно-мышечного аппарата;
- скоростных показателей (помимо прямого показателя скорости работы мышц, они включают в себя и показатель их гибкости);
- двигательных качеств - играют очень важную роль (благодаря этим качествам человек может выполнять определенное упражнение, в состоянии утомления, иначе говоря, прием овладения мотивацией, связанной с экономикой техники и тактики, также рациональность физических
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 10-11 классов: учебно-методическое пособие для учителя / С. Г. Арзуманов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 413 с.: ил.; 21 см. - (Библиотека учителя).; ISBN 978-5-222-16269-9
2. Барчукова, Г.В. Физическая культура: настольный теннис [Текст]: учебное пособие для вузов / Г. В. Барчукова, А. Н. Мизин. - Москва: ТВТ Дивизион, 2015. - 311 с.: ил.; ISBN 978-5-98724-123-3
3. Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура [Текст]: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 - Педагогика / Э. Н. Вайнер. - 2-е изд. - Москва: Флинта: Наука, 2011. - 418, [1] с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-9765-0315-1 (Флинта)
4. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся [Текст]: научно-методические, социологические и организационные аспекты / П. А. Виноградов, Ю. В. Окуньков. - Москва: Советский спорт, 2015. - 174 с.: табл.; 22 см.; ISBN 978-5-9718-0768-1
5. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033100 - Физическая культура / Б. Р. Голощапов. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2009. - 308, [1] с.: ил., портр., табл.; 21 см. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-6074-3 (в пер.)
6. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - Москва: КноРус, 2012. - 184 c.
7. Дэниелс Джек. От 800 метров до марафона. Проверенные методы и программы подготовки для успеха в беге на выносливость / Дэниелс Джек. – Москва: МИФ, 2019. – 427 с.
8. Захарова Л.В. Физическая культура [Текст]: учебник / [Л. В. Захарова, Н. В. Люлина, М. Д. Кудрявцев и др.]; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный университет [и др.]. - Красноярск: СФУ, 2017. - 610 с.: ил., табл., цв. ил.; 21 см.; ISBN 978-5-7638-3640-0: 500 экз.
9. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения [Текст]: учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 (62) «Физическая культура» / [Евсеев С. П. и др.]; под общ. ред. С. П. Евсеева. - Москва: Советский спорт, 2014. - 297 с.: ил., табл.; 23 см.; ISBN 978-5-9718-0714-8
10. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях [Текст]: методические рекомендации и примерные комплексы упражнений / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская. - Москва: Арсенал образования, 2011. - 75, [3] с.; 22 см. - (Воспитание здорового ребенка в семье и школе).; ISBN 978-5-91383-041-8
11. Коротаева М. Ю., Макаева А. Е. Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой // Молодой ученый. - 2017. - №48. - 315-318 с.
12. Коц Я. Спортивная физиология: [Учеб. для ин-тов физ. культуры / Я. М. Коц, Н. В. Зимкин, О. П. Панфилов, В. М. Волков]; Под общ. ред. Я. М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 239,[1] с.: ил.; 23 см.; ISBN (В пер.) (В пер.): 90 к.
13. Кучма, В.Р. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / В. Р. Кучма, Н.А. Скоблина. - Москва: Просвещение, 2014. – 216 c.
14. Ломан, Вольфганг. Бег. Прыжки. Метания [Текст]: [Пер. с нем.]. - Москва: Физкультура и спорт, 1974. - 139, [11] с.: ил.; 20 см.
15. Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения [Текст] / Е. П. Максачук. - Москва: Спутник+, 2012. - 101 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-9973-2165-9
16. Маргазин, В.А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем / В.А. Маргазин. - СПб.: СпецЛит, 2015. - 234 c.
17. Муллер, А.Б. Физическая культура: учебник и практикум для СПО / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко, А. Ю. Близневский, С. К. Рябинина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 424 с. — Серия: Профессиональное образование. ISBN 978-5-9916-5345-9
18. Методика развития выносливости у старших школьников на основе индивидуально-типологических особенностей. – диссерт. Трусова, Оксана Владимировна, кандидат педагогических наук. Тирасполь, 2011. – URL: https://www.dissercat.com/content/metodika-razvitiya-vynoslivosti-u-starshikh-shkolnikov-na-osnove-individualno-tipologicheski (дата обращения 09.04.2022)
19. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2002. - 238, [1] с.: ил.; 21 см. - (Библиотека учителя физической культуры).; ISBN 5-305-00066-1
20. Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.04 / Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры. - Санкт-Петербург, 1998. - 66 с.
21. Педагогика физической культуры и спорта. - Москва: Academia, 2017. - 336 c.
22. Погадаев, Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1-11 классы: методическое пособие / Г. И. Погадаев. - Москва: Дрофа, 2010. - 144 с.; 20 см. - (Библиотека учителя. Физическая культура).; ISBN 978-5-358-05350-2
23. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. - Москва: Советский спорт, 2014. - 416 c.
24. Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - Москва: СпецЛит, 2018. - 192 c.
25. Секерин, В.Д. Физическая культура (для бакалавров) / В.Д. Секерин. - Москва: КноРус, 2013. - 424 c.
26. Собянин, Ф.И. Основы физической культуры. 10-11 классы: учеб. пособие / [Ф.И. Собянин и др.]; под общ. ред. Ф.И. Собянина, А.И. Замогильнова. - Москва: ВЛАДОС, 2006 (Великие Луки: ГП Псков. обл. <1>). - 151 с.: ил.; 22 см.; ISBN 5-691-01439-0
27. Спортивная аэробика в школе. - Москва: Дивизион, 2015. – 137 c.
28. Физическая культура. 8-9 классы. Сборник элективных курсов. - Москва: Учитель, 2016. – 216с
29. Физкультура. 8 класс. Поурочные планы. Для занятий с юношами. - Москва: Учитель, 2016. - 192 c.
30. Фёдорова, Н. А. Физическая культура. Подвижные игры 9-11 классы [Текст]: справочник / Н. А. Фёдорова. - Москва: Экзамен, 2016. - 78 с.: ил.; 21 см. - (ФГОС) (Серия "Справочник").; ISBN 978-5-377-09933-8: 10000 экз.
31. Развитие общей выносливости у учащихся старшего школьного возраста в условиях спортивного зала [Текст]. Мельников Е. А., Карась Т. Ю. Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения: материалы Регионального научно-практического семинара (Комсомольск-на-Амуре, 15 ноября 2018). – URL: https://amgpgu.ru/upload/iblock/34f/melnikov_e_a_karas_t_yu_razvitie_obshchey_vynoslivosti_u_uchashchikhsya_starshego_shkolnogo_vozrasta.pdf (дата обращения 09.04.2022)
32. Развитие выносливости у детей различного возраста. Истратов Н.В. Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева. – URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014000437 (дата обращения 09.04.2022)
33. Методика развития выносливости у детей старшего школьного возраста. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоколодезянская общеобразовательная школа имени В.А. Данкова Шебекинского района Белгородской области». – URL: https://multiurok.ru/files/metodika-razvitiia-vynoslivosti-u-detei-starshego.html (дата обращения 09.04.2022)
34. Особенности воспитания силовой выносливости у старших школьников. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». Васильев И.С. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitaniya-silovoy-vynoslivosti-u-starshih-shkolnikov (дата обращения 09.04.2022)
35. Особенности методики развития выносливости у школьников. – URL: https://mydocx.ru/1-78654.html (дата обращения 09.04.2022)
36. Особенности развития выносливости у школьников. Статья. – URL: http://metod-sbornik.ru/fiz-kultura-obzh-tehnologija/2217-06216 (дата обращения 09.04.2022).
37. Выносливость в старшем школьном возрасте. Методические особенности воспитания выносливости у детей старшего школьного возраста, занимающихся в секции по легкой атлетике. Анализ средств воспитания выносливости. 07.04.2020. – URL: https://dropsilver.ru/podarki/vynoslivost-v-starshem-shkolnom-vozraste-metodicheskie-osobennosti.html (дата обращения 09.04.2022).