Фрагмент для ознакомления
2
Каждое предприятие в своей деятельности стремится к получении эффективного результата - максимально возможной прибыли. Но бывает, что одни предприятия успешно выполняют поставленные цели, а другие не могут решить поставленные задачи и их рабо¬та не приводит к росту доходов. Эффективность деятельности всегда свя¬зана с правильным выбором вида бизнеса, достаточным обеспечением ресурсами и умением вовремя скорректировать изменения на рынке и во внешней среде.
Таким образом, деятельность компании любой формы собственности, как правило, начинается со стратегического маркетинга, а заканчивается маркетингом тактическим.
Реализация своего продукта конечному потребителю выступает единственной возможностью возврата вло¬женных финансовых ресурсов в производство продукта и получения достаточной массы прибыли. Для выполнения этих целей компании необходимо эффективно управлять ассортиментной и сбытовой политикой, которая заключается в точном выявлении потребностей в продукте, планировании возможных объемов выпуска и продажи товаров или услуг, а также выбора наиболее оптимального ассортимента товаров, эффективных каналов продвижения продукции до потенциального потребителя, создания комфортных условий для продажи продукта покупателям.
Торговый ассортимент представляет собой линейку продуктов, которые должны быть реализованы торговых сетях, розничных и оптовых.
Он включает в себя продукты, производимые производителями, и разделен на два крупных сектора: пищевые и непродовольственные товары.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что эффективное управление товарным ассортиментом обусловлено тем, что предложение товаров на рынке постоянно возрастает, а требования покупателей к товару также становятся более критичными, в связи с чем растет и конкуренция. Специфика проблемы российского потребительского рынка состоит в том, что он функционирует в состоянии постоянной нестабильности экономики, инфляции, снижением доходов населения, снижением их платежеспособности, а также несовершенством рыночных отношений и высокой конкуренции в торговой отрасли.
Объектом исследования является ООО «Ашан», которое занято реализацией товаров широкого потребления для населения.
Предмет исследования - управление ассортиментом торгового предприятия.
Целью данной работы является характеристика особенностей при управлении ассортиментом товаров в торговых сетях.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
-охарактеризовать сущность ассортиментной политики;
-дать общую характеристику рынка FMCG;
-рассмотреть современные направления в обновлении ассортимента товаров;
- дать характеристику деятельности предприятия;
-охарактеризовать систему управления ассортиментом на предприятии;
-провести маркетинговые исследования;
-разработать рекомендации на основе проведенных исследований.
Основными источниками литературы послужили работы таких авторов, как Абрамцев А.Д., Панкратов Ф.Г., Соломатин А.Н., Шумилов А.Н.
В качестве методов исследования применялись: метод сравнения, метод экспертных оценок, метод наблюдений и другие методы.
Данная работа состоит из введения, заключения и основной части, которая в свою очередь, состоит из перечня производственных и ознакомительных вопросов, по которым проводилась основная аналитическая работа в процессе рассмотрения данной темы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКОЙ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ
1.1. Сущность и инструменты управления ассортиментной политикой
Управление ассортиментом компании в ее коммерческой деятельности имеет особую важность, так как необходимо управлять ассортиментом эффективно, для чего его постоянно нужно расширять и обновлять, что связано с правильным выбором реализуемых товаров и постоянным включением товаров-новинок, пользующихся повышенным спросом.
Ассортиментная политика компании устанавливает цели, задачи и ориентиры на современный дизайн и объем товарного ассортимента, который определяет высший менеджмент компании [13,с. 83].
Цель любого хозяйствующего субъекта в сфере торговли и особенно в части управления ассортиментом направлена на максимальное сближение фактического объема реализуемых товаров к запланированным показателям продаж с целью удовлетворения различных потребностей клиентов и получения ожидаемого уровня рентабельности и суммы прибыли.
Чтобы выполнить свои ключевые задачи компания должна провести ряд экономических расчетов:
- установить реальную потребность в конкретных товарах в регионе для их реализации;
- рассчитать и проанализировать основные показатели ассортимента товаров на предмет его рациональности и эффективности;
- выявить источники товарных ресурсов, которые нужны для комплектования оптимального ассортимента;
- дать оценку возможностям компании в сфере продвижения и продажи установленных видов товаров;
- конкретизировать приоритетные направления формирования товарного ассортимента, чтобы сохранить его оптимальный объем по структуре и составу.
При формировании товарного ассортимента главными направлениями выступают такие, как гармонизация, обновление, сокращение, расширение, стабилизация и улучшение ассортимента. Все они тесно связаны между собой и дополняют друг друга во многих отношениях.
Необходимо привести те факторы, которые прямо и косвенно влияют на состояние ассортимента товаров.
1. Гармонизация ассортимента. Она представляет собой количественное и качественное изменение состояния некоторых видов товаров, и показывает уровень аналогии товаров с лучшими зарубежными или отечественными подобного вида товарами, в наибольшей степени соответствующими целям фирмы - производителю и потребителю продукции FMCG.
Работа по формированию и управлению ассортиментом на российском потребительском рынке является относительно новым явлением, поэтому и характеризуется стремлением многих торговых сетей формировать ассортимент по примеру иностранных фирм, что характерно, главным образом, для крупных торговых компаний.
2. Обновление ассортимента. Это направление характеризуется как качественное и количественное изменение состояния ряда товаров, зависящее от роста индекса новизны. Обновление товаров является необходимым условием для более полного удовлетворения новых потребностей населения, которые трансформируются в процессе новых тенденций в моде, например, обувь, одежда. Рост конкурентоспособности товаров также обуславливает усилия производителей и продавцов в части обновления ассортимента, что стимулирует спрос, побуждая покупателей приобретать новые продукты.
Кроме того, периодическое изменение спроса связанного с модой, которую диктуют ведущие модные дома мира и достижения научно-технического прогресса, вынуждают товаропроизводителей постоянно обновлять свой товарный ассортимент для продвижения своих товаров [5.с.142].
3. Сокращение ассортимента можно назвать качественное и количественное изменение товарного ассортимента по его полноте и глубине. Причинами сокращения ассортимента выступают - снижение спроса на отдельные товары, отсутствие предложения заказчиков, потери товаров от брака, или низкая рентабельность производства и продаж и определенных товаров.
4. Расширение ассортимента. Представляет собой количественное и качественное изменение ассортимента за счет увеличения ширины, полноты и новизны товаров. Причины, которые вызывают расширение ассортимента, это рост спроса и предложения, включение товаров-новинок, модифицированных продуктов, а также появление в рыночных сферах новых товаропроизводителей.
5. Стабилизация ассортимента. Заключается в таком состоянии ряда продуктов, которое отличается стабильностью. Обновление в этих условиях происходит крайне редко. Однако это довольно редкое состояние ассортимента характерно для ассортимента, в основном, товаров первой необходимости. Например, ассортимент промышленных товаров весьма изменчив, так как он претерпевает метаморфозы под влиянием моды, научно-технического прогресса, внедрения новых технологий и других факторов.
6. Улучшение ассортимента. Данное направление представлено как количественное и качественное изменение состояния ряда товаров с целью их улучшения на основе применения высококачественного сырья, нового оборудования и профессиональных работников.
Управление ассортиментом представляет собой достаточно сложную и ответственную сферу деятельности торговых компаний, которая акцентирует внимание на выборе возможных путей оптимизации ассортимента за счет его сокращения, либо расширения или обновления, чтобы сделать его более совершенным.
При совершенствовании ассортимента товаров необходимо учитывать потребности населения, научно обоснованные рациональные, а также соблюдения безопасности товаров для покупателей и окружающей среды, применение достижений технического прогресса для улучшения уровня жизни членов общества. Наиболее приоритетным направлением совершенствования товарного ассортимента выступает его обновление, включение товаров-новинок, хотя этот процесс и не всегда связан с повышением качества товаров, ростом спроса и полным удовлетворением потребностей покупателей [8, с.132].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: Дашков и К, 2019.-217с.
2. Виханский Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2016.-456с.
3. Громушкин Д.Ф. Товарная политика предприятия. – М.: Приор, 2018. – 233 с.
4. Демидов А.П. Организация производства и управления торгового предприятия. – М.: Перспектива, - 315 с.
5. Михненко П.А. Теория менеджмента. -М.: МФПУ «Синергия», 2018. – 450 с.
6. Михненко П.А. Основы менеджмента. -М.: МФПУ «Синергия», 2019. – 438 с.
7. Михненко П.А. Стратегический менеджмент. -М.: МФПУ «Синергия», 2020. – 510 с.
9. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. - М.: Центр, 2019. –295 с.
10. Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М.: ИНФРА-М, 2020. – 292 с.
11. Сивкова А.И., Фракина Е.К. Инновационный менеджмент, -Ростов-на-Дону. «Феникс», 2018.-447 с.
12. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: ЮНИТИ, 2019. - 313 с.
13. Тимофеева В.А. Товароведение промышленных товаров. М.: Феникс, 2020. – 448 с.
14. Ушаков Р.О. Товароведение и товародвижение торгового предприятия: сетевая торговля. – М.: Наука, 2019. – 420 с.
15. Федько В.П. Основы маркетинга. М.: Юнити, 2019. - 480 с.
16. Черемных А.П. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров. - М.: Приор, 2019. - 340 с.
17. Чечеткина Н.М., Питулина Т.П., Горбунова В.В. Товарная экспертиза. - М.: Феникс, 2018. - 512 с.
18. Шумилов А.Н. Организация хозяйственной деятельности торгового предприятия. - М.: Мысль, 2020. – 283 с.
19. Шепелев А.Ф., Туров А.С. Технология производства непродовольственных товаров. - М.: Феникс, 2019. – 192 с.
20. Ямская Н.Э. Управление товарным ассортиментом . – СПб.: Нева, 2019. – 190 с.