Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Почти каждый день газеты и журналы, радио и телевидение сообщают об агрессивных действиях (насилие, жестокость, войны, геноцид). На фоне нарастающей агрессии наблюдается всплеск детской агрессивности, которая, как показывают исследования, проведенные за рубежом, достаточно стабильна во времени и демонстрирует сильную тенденцию (40-50 %) к перерастанию в молодость и взросление в верном правонарушителе поведения.
В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные лица, а группы детей, где дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых, что дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей [20, с. 24]. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в нем достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко расти, даже среди учеников начальной школы.
Родители, педагоги, психологи сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям определенного пола приводит к тому, что исследования особенности агрессивного поведения и его коррекция имеют особое значение. Поскольку важнейшая коррекция такого поведения на ранних стадиях онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики, особенно важно изучить условия коррекции агрессивного поведения у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса профилактики агрессивности поведения школьников в образовательной организации.
Задачи:
- описать сущность и причины агрессии;
- рассмотреть особенности проявления агрессии среди школьников разного возраста и пола;
- изучить мероприятия, направленные на профилактику агрессивности поведения школьников (в условиях образовательного учреждения).
Объектом исследования является агрессивное поведение школьников.
Предметом исследования являются особенности профилактики агрессивного поведения школьников.
Глава 1. Агрессия как психологический феномен
1.1. Понятие и причины агрессии
Термин «агрессия» происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Эта концепция существовала в европейских языках с древних времен, но ее значение не всегда было одинаковым. До начала XIX века, термин "агрессия" был очень широк: агрессивным считалось любое активное поведение (дружественных и враждебных). Позже значение слова изменилось и стало уже. Под агрессией стали понимать враждебное, агрессивное поведение по отношению к другим людям.
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых была точка зрения, согласно которой у животных и человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.
Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К физиологическим факторам агрессии относятся половые гормоны [4, с. 47].
Согласно теории фрустрации, агрессия-это не автоматически происходит привлечение в недрах организма, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или наступления состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию [11, с. 37].
Агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:
1. Субъект оценивает последствия своего агрессивного поведения как положительных.
2.Наличие разочарования.
3.Наличие эмоционального перенапряжения, такого как аффект или стресс, сопровождается внутренним напряжением, от которого человек хочет избавиться.
4.Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять стресс и устранить разочарование.
Говоря о причинах агрессии, следует иметь в виду, что агрессия носит разнородный характер. Существуют различные виды и виды агрессии.
Во-первых, это реактивная и спонтанная агрессия.
Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, несвязанный и быстро заканчивающийся, и источник возмущения не обязательно подвергается нападению.
Наиболее важным является различие между враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального, и агрессия используется лишь как средство (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).
Инструментальная агрессия Фешбах делится на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о корыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – действия, как окольными путями на другое лицо (сплетни, злобные шутки), и никому не взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверями и т. д.).
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости [22, с. 70].
Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.
1.2 Агрессия и буллинг среди школьников: младший школьный возраст, подростки
Формами вербальной (словесной) агрессии являются: обзывание, настырные жалобы, дерзость по отношению ко взрослым или ровесникам, высмеивание, колкие замечания с целью вызвать у другого человека неприятные эмоции [3, с. 67].
Формами невербальной агрессии являются физическая и нефизическая. Агрессия физическая это непосредственное причинение боли другим людям, что более характерно для мальчиков, которая имеет два варианта.
Первый - это порча окружающих предметов, а второй это причинение боли посредством физического нападения (различного рода удары, толкание, подножки, щипание, укусы, царапанье, выкручивание рук, плевки, удары предметами и т. д.).
Нападение не всегда направлено на источник агрессивной реакции. Ребенок может сорваться на своем сверстнике, игрушках, порвать рисунки, таким образом перенося свою агрессию с того, кто ее вызвал, на другого, причем, как правило, того, кто несет в себе меньшую угрозу для ребенка или вызывает меньший интерес.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Базихова М. Г., Роль народного искусства в профилактике и снижении уровня агрессивного поведения младших школьников // Педагогика. — 2020. — N 4. — С. 124-125
2) Бечиева, Х. Э. Будьте добрыми и человечными: Классный час [Текст] / Х. Э. Бечиева // Классный руководитель. - 2019. - № 2. - C. 85.
3) Борисова Т. С., Агрессивность детей и подростков как социальное явление и следствие семейных отношений в современной России // Педагогика. — 2020. — № 7. — С. 67-73
4) Воробьева К., Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание школьников. — 2008. — N 6. — С. 55-61.
5) Воробьева К. А., Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в образовательной среде // Воспитание школьников. — 2020. — № 2. — С. 47-53.
6) Воробьева К. А., Особенности невротизации у подростков, вовлеченных в ситуацию буллинга // Мир образования - образование в мире. — 2021. — № 1. — С. 155-163
7) Воробьева К. А., Психологические особенности подростков, занимающих позиции инициатора, защитника и жертвы в ситуации буллинга // Мир образования - образование в мире. — 2021. — № 2. — С. 109-115
8) Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. No105. С. 159-165
9) Гурьянова М. П., Социально-педагогическая профилактика агрессии // Народное образование. — 2020. — № 5. — С. 94-101
10) Гурьянова М. П., Профилактика агрессии: приоритетные направления и роль социального педагога // Народное образование. — 2020. — № 6. — С. 117-124.
11) Жуков В. Н., З. Фрейд. Агрессия: между Эросом и Танатосом // Государство и право. — 2021. — № 11. — С. 37-47.
12) Иванова И. В., Педагогическая поддержка ребенка с агрессивным поведением // Воспитание школьников. — 2018. — № 6. — С. 64-74.
13) Каршибаева Г. А., Аспекты социально-психологического исследования суицидального поведения подростков // Мир образования - образование в мире. — 2021. — № 1. — С. 50-55
14) Каурова Т. С., Гендерные особенности проявления агрессии у дошкольников на разных возрастных этапах // Социальная педагогика. — 2020. — № 3. — С. 53-59.
15) Каширин В. П., Агрессивное поведение подростков: миф или реальность? // Высшее образование сегодня. — 2021. — № 2. — С. 69-73
16) Коваленко Н. П., Психологические причины детской агрессии // Нарконет. — 2020. — № 2. — С. 44-46
17) Логинова, Н. В. Реализация программы нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников // Профильная школа. - 2018. - № 5. - С. 60.
18) Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? /О. Мальцева/ / Социальная педагогика. — 2017. — No 4. — С. 90–92.
19) Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. – СПб.: 2020.-420с.
20) Собкин В. С., Понимание учителями причин агрессивного поведения школьников // Вопросы психологии. — 2018. — № 3. — С. 24-36.
21) Третьякова А. Н., Агрессивность: причины и способы ее снижения // Воспитание школьников. — 2018. — № 7. — С. 45-52.
22) Урусова Л. Х., Концептуальные сложности определения правовой категории агрессии // Философия права. — 2020. — № 3. — С. 70-74.
23) Фельдштейн, Д.И. Психология взросления/ Д.И.Фельдштейн. – М.: Флинта, 2019.
24) Чупахина О. В., Воспитание активной толерантности у молодежи через книгу и библиотеку // Новая библиотека. — 2019. — N 14. — С. 16-20.
25) Штылева Л. В., Гендерно обусловленное агрессивное поведение школьников: проявления и следствия // Педагогика. — 2020. — № 11. — С. 81-91.