Фрагмент для ознакомления
2
у брата, вижу, а что на уме, не вижу. И с умом воровать - беды не миновать. Голодной куме хлеб на уме. Что на уме, то и на языке. И от ума сходят с ума. Молоденький умок, что весенний ледок. Молод годами, да стар умом. По платью встречают, а по уму провожают. Пророк Наум наставляет на ум (отдают в ученье детей). Ума на деньги не купишь. Не пером пишут, а умом. Чужая беда не даёт ума. Учись доброму, худое на ум не пойдёт. Счастье ума прибавляет, несчастье последний отымает. Ум придёт, да пора уйдёт. Не родись богат, не родись умён, родись счастлив! Глупый умного, а пьяница трезвого не любят. На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко. Глупый осудит, а умный рассудит. Дай Бог с умным потерять, не дай Бог с дураком найти! Умная ложь лучше глупой правды. Брюхо больного умнее лекарской головы. Сын отца глупее - жалость; сын отца умнее - радость; а брат брата умнее - зависть. Из школьных умников нередко выходят тихони, а из перебесившихся баловников, умные, дельные люди. Умный любит учиться, а дурак учить умён. Нос с локоть, а ума с ноготь. Летами ушёл, а умом не дошёл. В соседи за умом не пойдёшь. Он сошел с ума, да не со своего, а с чужого. Умную голову почитают смолоду. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. Видит око далёко, а ум ещё дальше. Всем своего ума не вложишь. Краса до венца, а ум до конца. С умным браниться - ума набраться, с дураком мириться - свой растерять. Умный молчит, когда дурак ворчит. Умный смиряется, глупый надувается. Умом туп, да кошелёк туг. На вожжах и лошадь умна. На всякий час ума не напасешься. Умный не осудит, а глупый не рассудит. На голове густо, а в голове пусто. В холе да в почёте и всяк умён. Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнит. Ум горы рушит, хмель ум сокрушает. Ум не в летах, а в голове. Умный себя винит, глупый - своего товарища. Дары и мудрых ослепляют. Жить да быть - ума копить. Встречают по одёжке, провожают по уму. Где ум, там и толк. Голова научит, руки сделают. Если голова на плечах есть, так и шапку достанешь. За ум возьмёшься - до дела доберёшься. И на большие умы живёт оплошка. Красота пригладится, а ум вперёд пригодится. Мудрецу и счастье к лицу. С умом жить, а без ума небо коптить. С умом нажито, а без ума прожито. У глупого умный, как бельмо на глазу. Ума палата, да дыровата. У ребёнка и ум ребячий. У соседа ума не займёшь. У умной головы сто рук. Умён на словах, да глуп на делах. Умный даёт, а глупый берёт. Умный делу научит, а глупый только наскучит. Умный не говорит всё, что знает, а глупый не всё знает, что говорит. Умный отказ лучше глупого посула. Имей ум - всё остальное приложится. Обед узнаешь кушаньем, а ум узнаешь слушаньем. Поумствуешь над Божьими делами - ум вскружится! В тиши и в глуши свободнее умствуется. Кичливый человек умишком своим и Божьи дела пересудачивает. Мужичий ум говорит: надо, бабий ум говорит: хочу.
Фольклор рассказал, где и как душа совершает избрание своей плоти, когда душа дарит свою способность разуметь.
Разум и Ум существуют каждый сам по себе. Они принадлежат разным мирам: разум - вечен; а ум - смертен и живёт только в мире Яви, пока человек не покинул вещественный мир. Народная мудрость различает эти понятия, а потому и сказывает: «Умён, да не разумен».
Когда рождается плоть, в тот же миг душа, одарённая разумом, вселяется в сердце новорождённого. Сердце является местоположением души, однако «Ум с сердцем не в ладу». И теперь только от самого человека зависит духовное становление ума - лидера мира Яви. На различие ума от разума указывают пословицы: «Ум разуму не указ. Ум без разума - беда. Где ума не хватит, спроси разума. Разум не велит - ума не спрашивайся. Умён, да не разумен. У всякого свой ум и разум, свой царь в голове, не только свои убежденья, но и своя воля и своеволье. Ум за разум заходит. Ум за разумом не ходит. Ума палата, да разума маловато. Ум доводит до безумья, разум до раздумья». В заключение о раздумье пословица молвит: «Смешай Господь ум с разумом». Их смешение, в котором уже лидером будет разум, открывает человеку правду истинную мироздания и его основ.
Глава 3.Глагольные средства выражения речевой деятельности («совет») в соотношении с мыслительной («ум»)
Пословицы употребляются говорящими в качестве маркеров речевой ситуации. Век живи, век учись; До слова крепись, а давши слово держись; Браниться - бранись, а на мир слово береги; Не ножа бойся, а языка; Свое береги, а чужого не теряй и мн. др.
Например, если человек берется делать то, что ему не по силам, мы говорим: «Не в свои сани не садись». Когда человек отчаивается, сомневается в чем-то, мы скажем «Колотись да бейся, а все же надейся». Если кто-то преждевременно радуется успеху, не зная, как кончится начатое дело, то предупреждаем: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь» и т. д.
Как видим, пословицы ассоциируются с типизированными социальными ситуациями, их можно отнести к конвенционально используемым средствам в процессе коммуникации, так как в них лаконично, образно и метко сформулирована житейская мудрость, обобщен определенный коллективный опыт, они представляют собой знаки каких-то жизненных или мысленных ситуаций. Люди, попадая в социально стереотипные ситуации, прибегают именно к пословицам для преодоления комплекса социального одиночества: человеку важно создать иллюзию стоящего за ним плотного и гомогенного социального пространства, и для этого ему необходимо ввести в речь пословицу, подчеркнув тем самым, что его мнение основывается не на оторванных от человеческой жизни представлениях.
Пословицы относятся к речевым актам с запланированным, целенаправленным перлокутивным эффектом. Важен не сам факт понимания адресатом смысла высказывания, а те изменения в состоянии или поведения адресата, которые являются результатом этого понимания. Различные иллокутивные акты имеют своей целью достижение определенного перлокутивного эффекта, который в зависимости от некоторых факторов может быть достигнут или нет при помощи вербальных средств коммуникации.
Иллокутивная функция, сила воздействия на адресата, соположенная со значением интенции как намерения совершить речевое действие, имеет национально-культурную специфику, которая проявляется в речи и дискурсе.
Одно и то же пропозициональное содержание пословицы может употребляться для выражения различных иллокутивных функций, давая разные интенциональные значения речевым актам. Правильное понимание интенционального значения пословицы определяется коммуникативной ситуацией.
Речевая интенция совета составляет неотъемлемую часть речевого общения и зачастую делает отношения партнеров преисполненными доброты, участия и расположения, так как целью посылаемой информации является корректировка действий адресата в его же пользу. Так, например, используя в речи пословицу Готовь сани летом, а телегу зимой, говорящий советует адресату готовить заранее то, что будет необходимо в будущем. А пословицей: Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня адресату советуют преодолеть лень и сделать работу сейчас, т. к. неизвестно, сможет ли он сделать это потом.
РА-совета характеризуется тем, что в результате его совершения выигрывает адресат. Доказательством того, что совет направлен в пользу адресата, выгоден ему, является то, что совета просят и за хороший совет благодарят: Посоветуй мне; Спасибо за полезный совет.
Осуществляя речевой акт совета, адресант указывает на действие, совершение которого будет полезно адресату, выполнение же советуемого действия факультативно. Это объясняется тем, что совет определяется как мотивированный вид побуждения в интересах адресата, поэтому вполне допустимо, что тот может не внять совету, назиданию, наставлению и т. д., что не влечет за собой применения к нему «карающих санкций».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Благова Г.Ф. Пословица и жизнь: Личный фонд русских пословиц в историкофольклористической ретроспективе. - М., 2000.
2. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). - М., 1997.
3. Воронин А.Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. - Т. 3, № 3. - С. 35-58.
4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2004.
5. Князева Е.Н. Эволюция. Язык. Познание. - М., 2000. - С. 227-250.
6. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М., 1996.
7. Минский М. Фреймы для представления знаний. - М., 1979.
8. Николаева Г.М. Обобщенное, конкретное и неопределенное в паремии //Малые формы фольклора: Сб. статей памяти Пермякова Г.Л. / Под ред. Мелетинского Е.М., Неклюдова С.Ю. и др. М., 1995. С. 397-408.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
10. Пермяков Г.Л. Основы структурной паремиологии. М.: Наука, 1988.
11. Прокопчик А.В. Структура и значение побудительного предложения в современном русском языке. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ, 1965.
12. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 2007.