Фрагмент для ознакомления
2
Истоки балета в России уходят в прошлое на двести лет – в XVII и XVIII веках расцвет балета при Петре Великом, который правил с 1682-1725 гг. Петр Великий рассматривал балет как одно из средств, с помощью которых Россия могла бы бросить вызов Западу через искусство и культуру - его амбиции вызвали культурную революцию в России. Отсюда Россия станет самым влиятельным в мире балетным центром, родиной талантов, стоящих за Русскими балетами, и обучающих танцоров, таких как Нижинский, Павлова, Тальони и Нуреев - всемирно известные фигуры, некоторые из которых известны всем, и по сей день.
2018 год, был посвящен российскому балетному наследию и двухсотлетнему юбилею со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа, продолжает давние традиции сотрудничества. Творческие обмены – гастроли, совместные постановки, балетные конкурсы и фестивали, творческие вечера, лекции, выставки, конференции не являются приметой исключительно года балета. Эта константа в отношениях двух стран стала показателем особого значения гуманитарной сферы в формировании международных отношений и залогом перспективы культурного обмена.
Творческий диалог Франции и России продолжается на протяжении нескольких веков и затрагивает все области искусства. Балетная сцена не стала исключением. Не случайно 2018 год для театрального сообщества особый: он посвящен российскому балетному наследию. Для всех поклонников и ценителей искусства Терпсихоры значимы, как минимум, две даты: двухсотлетний юбилей патриарха отечественной хореографии Мариуса Петипа и восемьдесят лет со дня рождения «неистового гения» Рудольфа Нуреева.
Проблема сохранения культурного наследия – как его материальной составляющей, так и нематериальной, посредством воспроизводства в культурной памяти является одной из актуальных в науках о культуре и обществе. Исследованию культурно-исторической памяти посвящены работы М. Хальвакса, П. Рикера, Ю. Лотмана, Яна и Алейды Ассманов, П. Нора и других. Согласно Я. Ассману, культурная память понимается как символическая форма передачи и актуализации («воскрешения») культурных смыслов.
Выходящая за рамки опыта отдельных людей или групп, сохраняемая традицией, формализованная и ритуализованная, она выражается в мемориальных знаках разного рода – в памятных местах, датах, церемониях, в письменных, изобразительных и монументальных памятниках. Передаваясь из поколения в поколение, культурная память удерживает лишь наиболее значимое прошлое – мифическую историю, которая имеет ориентирующую, нормативную и конституирующую функции [27, с. 11].
Как пишет Я. Ассман, память нуждается в месте, стремится определиться в пространстве. Воспоминания укореняются как во времени, так и в обитаемом пространстве. Любая сплачивающаяся группа стремится создать места, являющиеся для нее не только сценой совместной деятельности, но и символами идентичности, а также опорными пунктами воспоминания.
Группа и пространство создают существенное символическое единство, которое группа сохраняет и в случае разлуки со своим пространством, символически воспроизводя священные места. Рассмотривая некоторые из «опорных пунктов» воспоминания, определяющих общее для обеих стран хореографическое пространство.
Российское балетное наследие богато и многолико. Но самая большая его ценность – это школа классического танца, формированию которой способствовали и французские балетмейстеры.
Одним из первых стал Жан-Батист Ланде (Jean-Baptiste Landé), танцмейстер, оказавшийся в России в 30-х гг. XVIII в. Благодаря его хлопотам 1 января 1738 года в Петербурге открылась первая в России танцевальная школа, существующая и сегодня, – это прославленная Академия русского балета имени А. Я. Вагановой. Петербургский балет конца XVIII в. тесно связан с творчеством Шарля ле Пика (Charles Le Picq) – французского танцовщика и хореографа, ученика и последователя реформаторских идей Жан-Жоржа Новерра (Jean-Georges Noverre).
Когда исследуется балет, понимается, что история развития танца пересекается. Обмен танцоров между французами, итальянцами и русскими является основой нашего балета и влияет на то, что мы изучаем и что видим.
В 1789 году французы свергли свое феодальное правительство, и в последовавшие за этим десятилетия смятения Франция больше не была лидером европейского танца. Многие танцоры уехали в другие страны, чтобы учить и танцевать. Балет развивался в новом направлении главным образом в Италии.Техника усовершенствовалась, и аллегро стало очень популярным. Это влияние пришло из итальянских народных танцев.
Русский балет продолжал развиваться с такими людьми, как Шарль Ле Пико, любимый ученик Новерра и главный танцор Парижской оперы. В 1786 году он вместе с женой прима-балериной поехал в Санкт-Петербург, чтобы стать балетмейстером. Они оставались там двенадцать лет. Он отвечал за русское издание «Письма Новерра». [5, c. 190]
В этом смысле избранная тема – «Развитие хореографического образования в России в XVIII веке» - является удачной. Избранная тема позволит одновременно обратиться к наследию музыки и культуры книг, истории и искусства, рассматривая каким образом, преломляются в балете, музыке взаимодействие и представления о человеке и природе, как происходит внутреннее культурное взаимодействие через культурное пространство музыки к человеку.
Цель исследования – определить значение хореографического образования в России в XVIII веке
Объектом исследования является хореографического образования в России в XVIII веке
Предметом изучения – история становления творчества свободного балета
Предметом исследования стали книги, статьи и журналы по истории музыки, истории, балета исторических исследований на данную тему и мемуаров.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что влияние хореографического образования в России в XVIII веке в мировом масштабе неоспоримо, что благодаря такому невероятно талантливой личности, как Нижинский есть возможность прикоснуться к искусству музыки представителей молодого поколения
Такой подход позволит нам сформулировать цель исследования как: дать анализ хореографического образования в России в XVIII веке в значении истории хореографии и балета.
В реферате хотелось раскрыть следующие задачи:
-изучить литературные источники по выбранной теме;
-рассмотреть более детально историю становления хореографического образования в России в XVIII веке
-установить основные этапы творческого пути танцоров и хореографов
Исходя из поставленных хронологических рамок, очевидно, что при анализе эпохи мы будем опираться на общую историографию периода и биографические исследования временного периода.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций и гуманистических взглядов культуры, сравнительный – сравнения культуры и временных эпох.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших культурологических исследований по вопросам общей теории искусства касательно хореографического образования в России в XVIII веке
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации.
Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций и гуманистических взглядов культуры, сравнительный – сравнения культуры и временных эпох.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших культурологических и педагогических исследований по вопросам общей теории хореографического образования в России в XVIII веке
Основная гипотеза работы, выносимая на защиту, способна ли наследие хореографического образования в России в XVIII веке - практически помещённое в вечность имеющее непосредственное отношение к музыкальным повседневным и духовным событий в контексте вечных этических ценностей на тот исторический момент, оставаясь значимой составляющей для истории хореографического искусства, и по сей день.
Глава 1. История русского балета и хореографического образования в России в XVII - XIX веках
1.1.История русского балета в XVII - XIX веках
Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих. Постепенно танец становился все более театральным.
Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет». Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов. Не удивляйтесь, в то время балет еще не был только танцевальным спектаклем. В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи». [7, c. 86]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айседора. Гастроли в России. // Сб. рецензий и статей, посвященный гастролям А. Дункан. / Сост., подгот. текста и коммент. Касаткиной Т.С. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. 412 с.
2. Айседора Дункан. Сб. / Сост. и ред. С.П. Снежко. Киев: Мистецтво, 1990. 349 с.
3. Аркина Н.Е. Языком танца. М.: Знание, 1975. 56 с.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 329 с.
5. Асафьев Б.В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. Л.: Музыка, 1974. 296 с.
6. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М. : Языки славянской культуры, 2004. 363 с
7. Бахрушин Ю.А. История русского балета. М,: Просвещение, 1977. 286 с.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1989. 444 с.
9. Балет. Энциклопедия / Под. ред. Григоровича Ю.Н. М.: Сов. энциклопедия, 1981. 623 с.
10. Блазис К. Искусство танца. / В кн. классики хореографии. М.-Л.: Искусство, 1937. 333 с.
11. Блок A.A. Искусство и революция. Собр. соч.: в 12 тт.: Т.8. М-Л.: Искусство, 1963. 275 с.
12. Блок Л.Д. Классический танец: история и современность. М.: Искусство, 1987. 556 с.
13. Блэйер Ф. Айседора. Портрет женщины и актрисы. Смоленск: Русич, 1997. 549с.
14. Ваганова А.Я. Основы классического танца. JL: Искусство, Ленингр. отд., 1980. 190 с.
15. Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. 694 с.
16. Ванслов В.В. Балет в ряду других искусств // Музыка и хореография современного балета. Вып. 2., Л.: Музыка, 1977. С. 5-32.
17. Ванслов В.В. Балет как синтетическая разновидность искусства танца // Виды искусства в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984. С. 170-180.
18. Ванслов В.В. Новые черты музыки и хореографии в балетах современности. Музыка и хореография современного балета. Вып.З., Л.: Музыка, 1979. С. 5-36.
19. Ванслов В.В. Статьи о балете: Музыкально-эстетические проблемы балета. Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1980. 191 с.
20. Ванслов В.В., Суриц Е.Я. Балет // Балет. Энциклопедия. М., 1981. С. 42-45.
21. Варковицский В.А. Танец // Балет. Энциклопедия. М., 1981. С. 503504.
22. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. 239 с.
23. Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. М.: Изд-во политич. лит., 1992. 397 с.
24. Дункан А. Танец будущего // Айседора Дункан. Киев: Мистецтво, 1990. С. 15-27.
25. Дункан И., Магдуглла А.Р. Русские дни Айседоры Дункан и её последние годы во Франции. М.: Моск. рабочий, 1995. 270 с.
26.Красовская В. М. История русского балета : учеб. пособие. Л. : Искусство, 1978. 231 с.
27.Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М. : ГУ ВШЭ, 2003. 44 с.
28. Русский балет: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. 632 с.