Фрагмент для ознакомления
2
Поскольку для большинства моделей Zara предлагает по пять-шесть вариантов цвета и пять-семь вариантов размера, общее число учетных единиц в ее ассортименте ежегодно составляет порядка 300 000.
Для успешного функционирования такой сети «быстрой моды» необходим постоянный обмен информацией между всеми звеньями цепочки поставок — от клиентов и менеджеров магазинов до дистрибуторов, маркетологов, дизайнеров и сотрудников производственных подразделений. Многие компании снижают эффективность информационного обмена в своих сетях, вводя избыточные бюрократические барьеры между подразделениями. В Zara этого нет: вся организация управления, операционной деятельности и производства подчинена здесь идее упрощения передачи информации.
Единый дизайнерско-производственный центр Zara расположен при штаб-квартире Inditex в Ла-Корунье. Он состоит из трех просторных залов: в первом создается женская одежда, во втором — мужская, в третьем — детская. В отличие от многих других производителей, стремящихся сократить избыточный труд и урезать затраты, Zara сознательно поддерживает три параллельные производственные линии, действующие независимо друг от друга. Каждой из трех линеек продукции соответствует своя система разработки, производственного планирования, закупок и продаж с отдельным штатом сотрудников. Содержание трех производственно-сбытовых каналов обходится дорого, однако это компенсируется тем, что информация в каждом канале распространяется напрямую и обрабатывается быстро и без бюрократических помех.
Живописный вид, открывающийся из окон центрального офиса, как нельзя более соответствует атмосфере неформальности и открытости, поддерживаемой в Zara. Руководство компании не экономит на творческих сотрудниках: в штате работают 200 дизайнеров. Как правило, это молодые люди, не старше 30 лет; в Zara нет культа звезд, и главные критерии для отбора сотрудников — талант и энтузиазм. Во всех залах стоят большие круглые столы (за ними устраивают импровизированные творческие совещания), вдоль стен стеллажи с модными журналами и каталогами. В каждом зале есть свой «магазинчик»: здесь представлены новые модели, которые можно обсуждать и совершенствовать.
Территориальная и организационная централизация трех групп способствует ускорению дизайнерского процесса и повышению его качества. Дизайнеры могут в непринужденной обстановке оперативно обсудить с коллегами первые наброски. Сотрудники отдела маркетинга, поддерживающие контакты с менеджерами в магазинах, обеспечивают обратную связь с потребителями и тем самым помогают при необходимости быстро изменить расцветку, стиль, ткань и прочие параметры новых моделей. Они же нередко вносят полезные предложения по ценообразованию. Сотрудники отделов закупок и производственного планирования уже на ранних стадиях осуществляют предварительную оценку производственных затрат и загрузки мощностей.
Особое внимание Zara уделяет внедрению новейших информационных технологий, упрощающих информационный обмен. Для взаимодействия менеджеров магазинов со специалистами центрального офиса используется не только телефонная связь, но и специально сконфигурированные карманные компьютеры (КПК). Через КПК передаются как объективные данные (новые заказы, изменения в динамике продаж и т. п.), так и субъективные (описания реакции покупателей на те или иные изделия, их отзывы о новинках). Разумеется, КПК применяются и в других компаниях, но благодаря «плоской» организации связей в Zara информация здесь не теряется в бюрократических структурах.
Когда команда специалистов отбирает перспективную модель, дизайнеры быстро уточняют параметры расцветок и материалов, используя для этого специализированную компьютерную систему проектирования. Если модель решено производить на одной из фабрик Zara, спецификации передаются из центра непосредственно в цех, в частности на компьютеризованную систему раскроя. В компании введена система штрих-кодов, позволяющая контролировать не только все этапы изготовления товара, но и дистрибуцию.
Постоянное обновление информации нейтрализует «эффект подстегивания» — свойственную цепочкам поставок тенденцию к чрезмерному усилению малых воздействий. К примеру, иногда небольшое увеличение спроса в результате информационного обмена между оптовиками и дистрибуторами оборачивается непомерным ростом числа производственных заказов. Традиционно после начала очередного сезона производители одежды позволяют розничным торговцам корректировать не более 20% объема заказов. Благодаря гибкой информационной системе Zara ее партнеры получают возможность менять до 40—50% первоначальных заказов. Самой компании это помогает избежать дорогостоящего перепроизводства и распродаж (подобные проблемы весьма характерны для отрасли в целом).
2.2 Анализ влияния потребительского опыта на лояльность
Первый этап исследования заключался в проведении 14 глубинных интервью с клиентами бренда одежды Zara, которые в последние три месяца совершили покупку в одном из фирменных магазинов рассматриваемого бренда. Для интервью были отобраны представители ядра целевой аудитории Zara – молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет. Целью проведения интервью было выявление важных с точки зрения потребителя характеристик взаимодействия с брендом одежды на разных стадиях – до посещения магазина, во время посещения магазина и после совершения покупки. Руководствуясь поставленной целью, мы сформировали гайд интервью из 13 вопросов, структурированных в соответствии с основными стадиями потребительского опыта (см. Приложение 1). В ходе интервью респонденты делились опытом своего последнего посещения магазина Zara, положительными и негативными впечатлениями от магазина и самой одежды, а также рассказывали, на что они обращают внимание при выборе магазина, какие характеристики магазина и бренда одежды в целом они считают базовыми, а какие могли бы их сильно впечатлить.
Все интервью были записаны и затранскрибированы. Один из транскриптов представлен в качестве примера в приложении к данной работе (см. Приложение 2).
После того, как интервью были затранскрибированы, был проведен качественный контент-анализ полученного материала, результатом которого стал список из 79 характеристик взаимодействия потребителя с магазином одежды.
Так, на стадии «до посещения магазина» в список наиболее популярных атрибутов вошли следующие:
1. известность бренда;
2. оформление витрины;
3. хорошее качество фото на сайте;
4. актуальная информация на сайте;
5. реклама бренда;
6. удобное расположение магазина.
На стадии «в магазине» среди часто упоминаемых оказались такие атрибуты, как:
1. широкий ассортимент;
2. приемлемые цены;
3. вежливый персонал;
4. наличие размера;
5. наличие выгодных акций;
6. отсутствие очереди на кассу;
7. отсутствие большого количества людей в магазине;
8. приятная ненавязчивая музыка;
9. качество одежды;
10. освещение;
11. много пространства в торговом зале;
12. эффектный интерьер;
13. чистота;
14. наличие консультанта у примерочной;
15. быстрота обслуживания;
16. приятный запах;
17. отсутствие очереди в примерочную;
18. возможность расплатиться картой;
19. квалифицированные сотрудники;
20. приятный и стильный внешний вид сотрудников;
21. наличие примерочной;
22. приятная атмосфера;
23. цветовая гамма одежды;
24. соотношение цена/качество;
25. частое обновление коллекций;
Наконец, на стадии «После совершения покупки» были упомянуты атрибуты, связанные, главным образом, с программами лояльности, почтовыми рассылками и другими видами взаимодействия с брендом одежды после совершения покупки:
1. выгодные предложения в рассылках
2. рассылки не навязчивы
3. грамотно продуманные программы лояльности
Далее предстояло из этого списка отобрать те характеристики, которые войдут в анкету для формализованного опроса. В этих целях был проведен количественный контент-анализ, в ходе которого было подсчитано количество упоминаний каждой характеристики потребительского опыта во всех интервью. Мы предположили, что наиболее часто упоминаемые атрибуты будут являться самыми важными для потребителя. В таблице ниже
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова М.И. (ред.) Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели - I. 2014. Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: материалы международной научно-практической конференции / Под общей редакцией М.И. Абрамовой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2014.
2. Акулич И.Л. Маркетинг. Учебник для студ. экон. спец. вузов / И. Л. Акулич. - 6-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2009. - 512 с.
3. Алешина И.В. Поведение потребителей. - М.: Экономистъ, 2006. - 525 с.
4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. Учебник. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 576 с.
5. Белозерский А.Ю., Гавриленко Н.И., Мешалкин В.П. Основы менеджмента и маркетинга. - М.: Рхту им. Д. И. Менделеева, 2015. –184 С.
6. Блэкуэлл Р.Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е издание. - СПб.: Питер, 2007. - 943 с.
7. Борисевич И.В., Глубокий С.В. Маркетинг. Поведение потребителей. Методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов экономических специальностей. — Минск: БНТУ, 2010. — 42 с.
8. Добрынин А.И., Тарасевич Л. С (ред.) и др. Экономическая теория. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009. — 4-е изд.— 560 с.
9. Золотарева В.П. (сост.) Поведение потребителей. Учебно–методический комплекс для студентов специальности 080111 "Маркетинг" (МК). – М.: МИИТ, 2011. – 31 с.
10. Калюжнова Н.Я., Якобсон А.Я. Маркетинг: общий курс. Учебное пособие. - Омега-Л, 2006. - 476 с.
11. Кольган М. В., Умеренкова Н. В. Факторы, влияющие на формирование лояльности потребителей. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 571–575.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. Учебник. — М.: Вильямс, 2007. — 656 с.
13. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. Учебник. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с.
14. Лукичева Т.А., Молчанов Н.Н. Маркетинг. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. — 370 с.
15. Кондратенко Н.М. (ред.) Маркетинг. Учебник — М. , 2011. —540 с.
16. Наумов В.Н. Модели поведения потребителей в маркетинговых системах: Учеб- ное пособие / Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. Г.Л. Багиева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 240 с.
17. Панкрухин А.П. Маркетинг. Учебник. 6-е изд., стер. — М. : Омега-Л, 2009. — 656 с.
18. Попов Ю.Л. Маркетинг. Учебник. — Волгоград: ВолгГАСУ, 2015. — 189 с.
19. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. М.: Норма, 2007. - 672 с.
20. Соколовская Е.В. Управление потребительским опытом и его место в бизнес-стратегии компании // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61).
21. Котлер Ф., Картаджайя Х., Сетиаван А. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе. – М.: МИФ, 2011. – 240 с.
22. Smith S., Wheeler J. (2002) Managing the customer experience. Turning customers into advocates. FT Prentice Hall. Financial Times. – 254 pp.
23. Скорострельный бизнес: феномен Zara. - http://hbr-russia.ru/management/strategiya/a10354/