Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 6
1.1. Интернальность и экстернальность личности в современной психологии 6
1.2. Субъективный локус-контроль в регуляции поведения 13
1.3. Нормативная регуляция поведения и усвоение личностью социальных норм 16
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи нормативности поведения и локуса контроля 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Результаты исследования 26
Заключение 33
Библиографический список 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одним из показателей зрелости лично-сти, уровня ее нравственного развития и успешности выступает локус кон-троля, который связан с мерой ответственностью человека за события соб-ственной жизни. Выделение локус контроля как личностной характеристи-ки, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой – пассивным объектом дей-ствия других людей и внешних обстоятельств, обосновано имеющимися эмпирическими исследованиями, в которых определены особенности адап-тивных возможностей, поведенческих проявлений, склонностей лиц с ин-тернальным и экстернальным типами локализации контроля к конформиз-му и зависимости.
Склонность человека приписывать результаты своей деятельности внешним силам является одним из признаков отсутствия активной жизнен-ной позиции тех, кто в соответствии со своими служебными и должност-ными обязанностями должен защищать государственные интересы. Хотя проблема содействия патриотизму и гражданственности молодежи являет-ся актуальным вопросом современности, в психологической литературе не исследовалась роль локуса контроля в связи с содействием личности за-щитника страны. Вместе с тем оказались качества, которые служат сдер-живающими факторами становления гражданственности. Среди них внут-ренний авторитаризм, неуверенность личности в себе, проявляющаяся в общении, абсолютизация личностью собственного опыта. Когда эти каче-ства проявляются в их совокупности, они обусловливают отсутствие ана-литичности относительно восприятия новой информации, доминирование мотивации страха над мотивацией совести, позицию ожидания. Для этих лиц характерно убеждение, что они лишь незначительно влияют на обсто-ятельства. Они ориентируются на силу и страх, а не на авторитет и дове-рие, а в ситуациях общественного выбора попадают в зависимость от со-циальных ожиданий. Поэтому объектом исследования стало становление личности защитника страны, предметом – локус контроля студентов фа-культета запаса, а целью – определение влияния локуса контроля на ста-новление личности защитника страны и возможности содействия оптими-зации педагогического процесса в связи с этим.
Локус контроля-понятие, введенное американским психологом Джу-лианом Роттером, характеризующее локализацию причин, коими субъект объясняет собственное поведение и поведение других людей в условиях значимых для него событий. Согласно этому понятию, личность предстает в ракурсе отношений и диспозиций относительно внешнего мира, что формируются во время ее социализации. Это качество, которое характери-зует склонность человека приписывать ответственность за результаты соб-ственной деятельности, а в целом, характеризовать причины собственной судьбы и судьбы страны. Локус контроля практически не сменный и его стабильность обусловлена тем, что он связан с таким показателем соци-альной ориентации личности как экстернальность или интернальность.
Локус контроля является одним из факторов жизненных ожиданий, зависящих от прошлого опыта, полученного в семье, в общении с семьей, в школьном коллективе в разных похожих ситуациях. в этих условиях вы-рабатывается отношение, которое есть устойчивым и содержит в себе про-гноз в отношении положительных или отрицательных последствий, кото-рые личность может ожидать от данного объекта или ситуации. В резуль-тате образуется локус контроля, что является генерализованным ожидани-ям и влечет формы поведения, которые не зависят от ситуаций или време-ни.
Цель исследования: изучение взаимосвязи нормативности поведения и локуса контроля.
Объект исследования: личностная сфера индивида.
Предмет исследования: взаимосвязь нормативности поведения и ло-куса контроля.
Гипотеза исследования: предполагается, что нормативность поведе-ния прямо взаимосвязана с интернальным локусом контроля.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть интернальность и экстернальность личности в совре-менной психологии.
2. Описать субъективный локус-контроль в регуляции поведения.
3. Рассмотреть нормативную регуляцию поведения и усвоение лич-ностью социальных норм.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование нормативно-сти поведения и локуса контроля.
5. Выявить взаимосвязи нормативности поведения и локуса кон-троля.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, психодиагностические и математико–статистические методы.
В эмпирическом исследовании использовались следующие методики:
1. Опросник уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд).
2. Опросник ДУМЭОЛП — диагностика уровня морально-этической ответственности личности И.Г. Тимощука.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Интернальность и экстернальность личности в современной пси-хологии
Среди множества конструктов, с помощью которых разрабатывается психологическая теория собственной активности человека, одним из самых востребованных в настоящее время является понятие «интернальность». Оно применяется как характеристика по отношению к различным психо-логическим реалиям - интернальность субъективного контроля, интер-нальность ценностей и смыслов, интернальность каузальных ориентаций, интернальность мотивации и др. Понятием «интернальность» психологи в основном характеризуют психологические феномены регуляции поведения человека в ситуациях, требующих принятия решений, но также применяют его и о личности в целом.
Интернальность в общем трактовке указывает на то, что причина и источник активности при реализации некоторого психологического про-цесса или акта (выбора, действия, поведения), ключевые регулирующие влияния и контроль происходит в зависимости от собственной активности человека как субъекта. Будучи психологическим понятием интернальность не просто описательно характеризует соответствующие феномены, но и указывает на психологию процессов и механизмов, реализуя которые че-ловек овладевает себя и свое поведение. То есть интернальность - это кон-структ, исторически связанный с категорией «локус контроля», введенной в научный оборот Дж. Роттером в теории социального обучения. Автор данной теории рассматривал локус контроля как важнейший субъектный фактор поведения в ситуации, требующей осуществления выбора, как сте-пень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого [4, 16].
Локус контроля рассматривался не как врожденная и неизменная черта личности, а как конструкт, континуум экстернальности и интерналь-ности, и убеждения людей относительно разных сфер жизни могут быть расположены на всех точках между данными полюсами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Bonetti D. Dimensions of perceived control: A factor analysis of three measures and an examination of their relation to activity level and mood in a student and cross- cultural patient simple // Psychology & Health. 2011. Vol. 16 (1). P. 55-74.
2. Dil S. Determination of the relationship between family functionality and locus of control and levels of academic success among nursing students // Journal of Psychiatric Nursing. 2011. Vol. 2. P. 17-24.
3. Hedges L.V. Statistical method for meta-analysis.// London: Academ-ic. 1985. P. 23-36.
4. Hoover K.G. The relation of locus of control and self-efficacy to academ-ic achievement of college freshmen // 2000. P. 23-25.
5. Lefcourt H.M. Durability and impact of the locus of control construct // Psychological Bulletin. 2002. P. 11-14.
6. Miller J.R. Locus of control and academic achievement on high-stakes standardized tests. 2007. P. 45-49
7. Rotter J.B. Some problems and misconceptions related to the construct of internal versus external control of reinforcement // Journal of Consult-ing and Clinical Psychology. 1975. P. 56-67.
8. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В.В. Сто-лин. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 440 с.
9. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике // СПб: Речь. 2004. 256 с.
10. Выготский Л.С.Педагогическая психология, - М.: Педагогика-ИИресс,- 1996.
11. Головин С. Ю. словарь практического психолога. - М.: АСТ.Харвсст,- 1998.
12. Заброцкий М. М. Основы возрастной психологии. Учебное пособие // 2006. 172 с.
13. Захарченко М. В., Погорелый А. И. История социологии от антично-сти до начала XX в., - К.: Лыбидь, - 1991.
14. Информация В Свободной энциклопедии | Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uk.wikipedia.org/wiki/fleBiaHTna__повединка
15. Кашапов, М. М. Учет в медиации специфики ти¬пов реагирования на конфликт [Текст] /
16. Кашапов, М. М., Воскресенский, А. М. Связь стратегий поведения в конфликте с индивидуальными особенностями спортсменов [Текст] / М. М. Кашапов // Вестник Ярославского государственного универси-тета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (25). - С. 71-75.
17. Кашапов, М. М., Токарева, В. Б. Волевая саморе¬гуляция и локус контроля у спортсменов разных видов спорта [Текст] / М. М. Каша-пов, В. Б. Токарева // Чело¬век, субъект, личность в современной пси-хологии : ма¬териалы международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. - Том 1 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. - М. : Институт пси¬хологии РАН, 2013. - С. 577-578.
18. Кашапов, М. М., Харченко, М. В. Специфика конфликта в контексте подростковой манипулятивной тактики [Текст] / М. М. Кашапов, М. В. Харченко // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 11. - С. 54-57.
19. Крайг Г. Психология развтия // СПб. Питер. 2002. 992 с.
20. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: монография / А. Н. Леонтьев. – Москва : Политиздат, 1975. – 352 с. 22 Локус кон-троля [Электронный ресурс] : Psylab.info // Энциклопедия психодиа-гностики. – Режим доступа: http://psylab.info/Локус_контроля.
21. М. М. Кашапов // Вестн. С.-Петерб. ун-та. - Сер. 16. - Вып. 3. - 2012. - С. 31-41.
22. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2001. - 592 с.
23. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь // СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК. 2004. 672 с.
24. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Сост. Б. Меще-ряков, В. Зинченко. – Москва : Олма-пресс, 2004. – 672 с.
25. Огородова, Т В., Токарева, В. Б. Значение локуса контроля в ста-новлении личности спортсмена [Текст] / Т В. Огородова, В. Б. Тока-рева // «Ананьевские чтения- 2013» «Психология в здравоохране-ние» : материалы научной конференции, 22-24 октября 2013 г. / отв. ред. О. Ю. Щелкова. - СПб. : Скифия-принт. - 589 с.
26. Огородова, Т В., Токарева, В. Б. Локус контроля и эмоциональный интеллект у спортсменов командных видов спорта // Материалы Международного молодеж¬ного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» [Текст] / Т В. Огородова, В. Б. Токарева ; отв. ред. А. И. Ан-дреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, К. К. Андреев, М. В. Чистя-кова. - М. : МАКС-Пресс, 2013.
27. Поведение общества и его нормативные регуляторы. / Электронный ресурс]. - Ре¬жим доступу: http://osvita.ua/vnz/reports/sociology/30102/
28. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования.1993. № 7. С. 144-151.
29. Савчин М. В., Василенко Л. П. Возрастная психология / / К.:» Ака-демиздат " 2006. 360 С.
30. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, ди-намика.// Кемеро-У: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.
31. Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева./ М.: Сенс,2002. 343 с.
32. Социализация личности. / Электронный ресурс]. - Режим досту-пу: http://megalib.com.ua/content/4310_143_Socializaciya_osobistosti.html
33. Тест на локус контроля Роттера [Электронный ресурс] : Psylab.info // Энциклопедия психодиагностики. – Режим доступа: http://psylab.info/Тест_на_локус_контроля_Роттера.
34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.// 3-е изд. СПб. : Питер, 2008. 608 с.
35. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теория личности (Основные положения, иссле-дования и применение) [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер Пресс, 1997. - 608 с.