Фрагмент для ознакомления
2
Современная педагогика рассматривает дошкольное детство как самое ценное и значимое время для формирования детской психики. За это время ребенок овладевает культурными формами сознания и деятельности, его речь и мышление интенсивно развиваются. Период дошкольного детства не менее благоприятен для развития наглядно-действенного мышления.
Уровень развития наглядно-действенного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-действенное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно-действенного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.
Актуальность темы исследования отражена в ФГОС ДО области познавательное развитие. ФГОС ДО определяет государственные требования к основным образовательным программам, условиям их реализации и результатам. Одной из задач программы дошкольного обучения и воспитания является обеспечение развития познавательной сферы: наглядно-образного мышления, воображения, любознательности, познавательной активности.
В настоящее время существует множество исследований, посвященных изучению мышления детей, процессу усвоения знаний, установлению психологических закономерностей этого процесса.
В отечественной психологии и педагогике вопросы формирования различных видов мышления, а в частности и наглядно-действенного, у детей дошкольного возраста отражены в работах Л.С. Выготского, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Г.А. Урунтаевой и другие.
Объект исследования: процесс развития наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста.
Целью нашего исследования является изучение особенностей развития наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. проанализировать мышление как познавательный процесс;
3. рассмотреть особенности наглядно-действенного мышления у дошкольников;
4. подобрать методики для диагностики наглядно-действенного мышления у дошкольников;
5. выявить уровень развития наглядно-действенного мышления у дошкольников.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
– теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития наглядно-действенного мышления у дошкольников;
– эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, тестирование;
– методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы наглядно-действенного мышления у дошкольников
1.1. Общая характеристика мышления как познавательного процесса
Различные явления окружающего мира и предметы, которые вокруг нас, обладают определенными свойствами и отношениями, познаваемые при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), а также свойствами и отношениями, которые можно узнать лишь с помощью средств и обобщений, т. е. посредством мышления.
За счёт мышления человек может познать какой-либо предмет, выделяя его наиболее существенные признаки. Мы приобретаем новые знания, производя мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизацию). Осмыслить свой чувственный опыт поновому, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику, человеку помогает способность к размышлению.
Мышление ребенка, проходя определенные возрастные этапы, выдерживает серьезные изменения. Ребенок развивается, растет. Вместе с антропометрическими данными ребенка изменяются психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление. Дошкольник изучает мир, воздействует на окружающие предметы, и его словарный запас увеличивается. Из неразумного непоседы он становится ребенком, умеющим делать серьезные выводы.
В психологии существует множество определений понятия «мышление». Приведем некоторые из них.
По определению, С.Л. Рубинштейна, «мышление – это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами и явлениями» [9, с.17].
Л. Д. Столяренко отмечает, что в отличие от восприятия и памяти, которые стремятся отражать предметы и сохранять их образы, «целью мышления является анализ связей и отношений между предметами, в результате, которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней» [11, с.346].
По определению З.И. Калмыковой, мышление – это «особого рода теоретическая и практическая деятельность, которая предполагает систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера» [3, с.12].
А. В. Петровский рассматривает мышление как «социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза» [7, с.179].
Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы - психологии и физиологии [5, с. 215].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т. П. Авдулова. – М. : ИЦ «Академия», 2011. – 336 с.
2. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т/А.В. Запорожец. – Москва, 1986. – Т. 2.
3. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. - М. : Педагогика, 1981. - 200 с.
4. Особенности наглядно-действенного мышления у детей. Развитие и диагностика у дошкольников и не только [электронный ресурс]: https://eskulap-plus.ru/zabolevaniya/naglyadno-dejstvennoe-myshlenie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.htm
5. Педагогический словарь / [авт.-сост.: В. И. Загвязинский и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - Москва : Академия, 2008. - 343 с.
6. Попова С. А. Формирование мышления у детей младшего дошкольного возраста. Формирование наглядно-действенного мышления [электронный ресурс]: https://urok.1sept.ru/articles/666216
7. Психология развития. Словарь. Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – Москва: ПЕР СЭ, 2006. – Т. 3.
8. Психология развития. Словарь. Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – Москва: ПЕР СЭ, 2006. – Т. 3.
9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
10. Симановский, А. Э. Развитие пространственного мышления ребенка / Андрей Симановский. - М. : Айрис пресс : Рольф, 2000. – 148 с.
11. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Москва : Проспект, 2012. - 458 с.
12. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1997 - 240 с.
13. Филяева, Е. Н. Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников / Е. Н. Филяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203).