Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Система ценностных ориентаций человека, являющаяся, по мнению многих ученых (Н. Бердяев, Е. Боринштейн, Н. Лосский, В. Крюков, А. Маслоу, В. Сержантов, В. Тугаринов и др.), структурным элементом личностной системы, функционирует и выражается в отражении избирательного отношения человека к социальным реалиям, в определении линий поведения, в выборе средств достижения целей. Ценностные ориентации личности, являясь подсистемой субъективных предпочтений и выборов стратегии социального поведения, формируют базу для формирования и развития потребностей, мотивов, личностных выборов, проявляющихся в деятельности.
Изучение ценностных ориентаций современной молодежи на протяжении многих десятилетий не теряет своей актуальности, так как влияет на осмысление ведущих векторов развития общества. Ведь именно в молодежной среде формируется тип личности, который будет преобладать в будущем. Эту точку зрения разделяют Ю.А. Гончарова, О.Н. Жупник, В.А. Сушко, А.Г. Хайбулаева и др.
Изучением проблемы ценностей в психолого-педагогической науке занимались П.Н. Абатаева, А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, В.В. Завражнов, Д. А. Леонтьев, Н.Г. Макарова и др. Однако, несмотря на большое количество исследований по данной проблеме, можно утверждать, что актуальность эта проблема по-прежнему не теряет, ведь развитие социума и развитие аксиологии – процессы непрерывные, взаимозависимые и системообразующие.
Целью нашей работы является выявление возможностей психологического консультирования в формировании ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи:
- выявление сущности понятия «ценностные ориентации»,
- ознакомление с теоретическими подходами к исследованию ценностных ориентаций современной молодежи,
- формулирование целей и задач психологического консультирования в формировании ценностных ориентаций,
- подбор инструментария развития и корректировки ценностных ориентаций в психологическом консультировании.
Объект исследования – ценностные ориентации современной молодежи.
Предмет исследования – возможности психологического консультирования в формировании ценностных ориентаций современной молодежи.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психологическое консультирование молодежи может выступать как средство и организационная форма развития и корректировки ценностных ориентаций молодого человека.
В работе использовались теоретические методы исследования: анализ, ограничение, структурирование, генерализация, абстрагирование, синтез и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы исследования ценностных ориентаций
1.1 Сущность понятия «ценностные ориентации»
Понятие «ценность» возникло в рамках социологии и философии, и, лишь впоследствии было привлечено в психологию в качестве компонента, составляющего структуру личности. И по сей день понятие «ценность» не имеет однозначной трактовки, т.к. носит междисциплинарный характер.
В психологии определение ценностей опирается на философские и социологические аксиологические концепции. Мы в своей работе берем за основу определение, предложенное В.В. Крюковым: «Ценность – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную или отрицательную значимость объекта, в отличие от его экзистенциальных или качественных характеристик (предметные ценности); нормативную предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности)» [12, с. 34].
Сложная и неоднородная структура ценностных ориентации личности и разноплановость выполняемых ими функций определяют наличие множества классификационных моделей ценностных образований.
Н.А. Бердяев [17] относит установку иерархии ценностных ориентаций к бессознательным функциям человека и выделяет духовные, социальные и материальные ценности. Что подтверждает В.П. Тугаринов [24], который классифицирует в ценностях категории духовные (образование, наука, искусство и т.п.); общественно-политические категории (свобода, братство, равенство, справедливость и т.п.) и категории материальные.
В.Ф. Сержантов [22] ограничивает количество аксиологических категорий до двух: материальных (орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления) и духовных (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные).
Часто встречается в научной литературе ценностная теория М. Рокича, который рассматривает не только понятие «ценность», но и категорию «ценностные ориентации», определяя ее как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» [21, с. 22].
Д.А. Леонтьев [15] рассматривает ценностные ориентации с позиций индивидуальной иерархии (таблица 1.):
Таблица 1
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абатаева П.Н. Понятие ценностей в психологических исследованиях / П.Н. Абатаева // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-2. С. 122-128.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – Москва : Academia, 2007. – 526 с.
3. Боринштейн Е.Р. Система ценностных ориентаций личности в условиях социально-культурной трансформации // Гранi. – 2004. – № 3. – С. 28-34.
4. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2000. – 160 c.
5. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – Москва : Мысль, 1988. – 304 с.
6. Букурова А.В. Концепция ценностей А. Маслоу и возможности ее применения / А.В. Букурова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2021. – №1. – С 134-138.
7. Бубнова С.С. Системообразующие факторы индивидуальности – ценностные ориентации личности и ПВК субъекта деятельности / С.С. Бубнова. – Чебоксары : Новое время, 2015. – 74 с.
8. Гончарова Ю.А. Ценностный мир современной российской студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.06. – Ставрополь, 2008. – 22 с.
9. Гарванова М.З. Исследование ценностей в современной психологии / М.З. Гарванова, И.Г. Гарванов. // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань : Бук, 2014. – С. 5-20.
10. Жупник О.Н. Тренды ценностных ориентаций современной студенческой молодежи : автореф. дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11. – Симферополь, 2018. – 17 с.
11. Завражнов В. В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова // Молодой ученый. – 2017. – № 19 (153). – С. 265-267.
12. Крюков В.В. Сумма аксиологии. – Новосибирск : НГТУ, 2018. – 205 с.
13. Корнилова Т. В. Апробация методики А. Эдварса «Список личностных предпочтений» на российских выборках / Корнилова Т. В., Парамей Г. В., Ениколопов С. Н. // Психологический журнал. – 1995. – № 2. – С. 142–151.
14. Крутько, И. С. Психотехнологии в работе с молодежью. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 188 с.
15. Курышева О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы / О.В. Курышева // Logos et Praxis. – 2014. – №1. – С. 34-39.
16. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15-26.
17. Линевская Д. О. Н. Бердяев, Н. Лосский и С. Франк о природе ценности / Д.О. Линевская // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – №70. – С. 245-246.
18. Макарова Н. Г. Ценности современной молодежи: психологический аспект/ Н.Г. Макарова // Система ценностей современного общества. – 2013. – №27. – С. 178-179.
19. Мартьянова Г.Ю. Принцип ориентации на нормы и ценности клиента в практике психологического консультирования / Г.Ю. Мартьянова // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2016. – №2 (41). – С. 23-29.
20. Психологическая терапия онлайн: о чем говорят исследования // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27. – № 4. – С. 175-182.
21. Рокич М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. – М.; Нью-Йорк, 1973. – 276 с.
22. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф. Сержантов. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1990. – 359 с.
23. Сушко В. А. Теоретические подходы к исследованию ценностных ориентаций современной молодежи / В.А. Сушко // Актуальные вопросы современной науки. – 2014. – №31. – С. 36-47.
24. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. – Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. – 156 с.
25. Федорова Е. Е. Дистанционная психологическая помощь подросткам / Е. Е. Федорова, Л. А. Армер, А. В. Гаранжа // Дистанционные технологии в профессиональном психологическом образовании, психологии и психоанализе. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. (Москва 19.11.2019) – СПб. : ВЕИП, 2020. – С. 89-101.
26. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии : Наука о душе / Т.А. Флоренская. – М. : Гуманитар.-издат. центр ВЛАДОС, 2001. – 206 с.
27. Хайбулаева А. Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07. Махачкала, 2015. – 24 с.
28. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста / Э Шпрангер. – М.: Литература, 1931. – 193 с.
29. Щукина М.А. Чат-консультирование в кризисной психологической службе для подростков / М.А. Щукина // Вестник ВятГУ. – 2021. – №1. – С. 133-139.
30. Яницкий М.С. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности / М.С. Яницкий, А.В. Серый // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. – №19-1. – С. 88-99.