Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент в любой сфере – сложная и неоднородная деятельность, но как показывает практика, на 30-70% процентов она связана с участием в проектах. Работа с проектами построена с учетом специфики компаний, оказывающих услуги, и нацелена на решение управленческих задач – фиксацию плановых и отслеживание фактических показателей.
Для компаний приобретение сторонней компании – привлекательная возможность расширить свой бизнес. Такой шаг требует тщательной подготовки. Чтобы вовремя предвидеть все риски и определить стоимость приобретаемой компании необходимо провести её всесторонний анализ относительно правовой, экономической и налоговой ситуации, так называемый правовой аудит (M&A Due Diligence). Особенно управляющие покупающей компанией, такие как исполнительный директор, правление и совет директоров, должны в целях исключения личной ответственности проявить тщательность добросовестного коммерсанта в рамках такого масштабного делового решения, как приобретение сторонней компании.
Цель курсовой работы – рассмотрение особенностей при совершении сделок слияния и поглощения.
Задачи исследования:
рассмотреть сделки слияния и поглощения (M&A): понятие и особенности проведения
проанализировать методологию проектного менеджмента проведения сделок слияния и поглощения (M&A)
проанализировать методы оценки эффективности проектного менеджмента проведения сделок слияния и поглощения (M&A)
провести анализ рынка слияний и поглощений в России
провести оценку сделки M&A торговых сетей «Магнит» и «Дикси»
выявить проблемы сделки M&A торговых сетей «Магнит» и «Дикси»
осуществить разработка проекта нивелирования рисков сделки M&A торговых сетей «Магнит» и «Дикси»
предложить меры совершенствования методологии Due Diligence сделки M&A торговых сетей «Магнит» и «Дикси»
провести оценку эффективности предложенных мероприятий
Объектом исследования является сделка M&A торговых сетей «Магнит» и «Дикси».
Предметом исследования выступает современное состояние, факторы и перспективные пути проеткного менеджмента и совершенствования методологии Due Diligence сделки M&A.
Информационная база дипломной работы включает: нормативно–правовые акты, статистические материалы, а также Интернет–ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.
Глава 1. Теоретические основы реализации проектов слияния и поглощения
1.1. Сделки слияния и поглощения (M&A): понятие и особенности проведения
В современном мире слияния и поглощения являются неотъемлемой частью корпоративного финансового мира. Ежедневно по всему миру заключается множество сделок, которые объединяют компании с целью создания более крупных компаний. Обычно за объединением нескольких бизнесов стоит увеличение рыночной стоимости новой компании, а в некоторых случаях и получение синергетических выгод [19, c. 73].
Сделки слияния и поглощения (M&A) подразделяют на следующие виды:
Горизонтальные – объединение компаний, занимающихся одинаковым видом деятельности. Проводятся такие сделки для увеличения вероятности достижения высокой скорости продвижения фирм, снижения конкуренции и поглощения более большими производителями.
Вертикальные – слияние фирм, занимающихся разными видами деятельности. При такой сделке компании зачастую подсобляют и дополняют друг друга. К примеру, один производитель будет поставлять сырье, а другой заниматься производством готовой продукции. Прибавка дохода такого сотрудничества объясняется уменьшением отпускной цены обоих производств [23, c. 44].
Параллельные – централизация фирм, производимая продукция которых схожа или одинакова. Например, одна из фирм производит компьютеры, а другая производит операционные системы к этим же компьютерам. Подобная совместная работа улучшает качество производимого товара.
Также сделки M&A классифицируют по географическому расположению:
транснациональные;
международные;
национальные;
региональные;
локальные.
Основное отличие присоединения от слияния заключается в том, что при присоединении не происходит возникновения нового юридического лица, а меняется статус компании – инициатора. Гражданский кодекс Российской Федерации рассматривает только общие нормы, которые устанавливают процедуру реорганизации юридического лица, включая и форму слияния.
Зарубежный автор Ли Юн Ганн в книге «Слияния и приобретения предприятий» утверждает, что поглощение является объединением нескольких компаний одна из них которой продолжает существовать, а другие прекращают свое существование, передавая собственные права и обязанности сохранившейся фирме [15, c. 61].
В ходе исторического развития сделки слияний и поглощений имели волнообразный характер с периодизацией в 15 – 20 лет. В конце XIX века изменения в законодательстве породили неблагоприятную конъюнктуру в области предпринимательства, на рынке начали появляться компании, которые являлись монополистами в тех или иных отраслях, которые имели существенное влияние на установление рыночных цен. Дональд Депамфилис13 выделял 5 волн развития слияний и поглощений (до 2000 года). Однако развитие информационнокоммуникационных технологий, процессов глобализации, а также активное проявление кризисных явлений в начале XXI века породили новые волны.
Таким образом, можно выделить 6 значительных периодов слияний и поглощений:
1. Волна слияний (длилась с 1887 по 1904 годов; вид слияния: горизонтальная консолидация);
2. Волна слияния фирм (с 1916 по 1929 годов; характерна растущая концентрация);
3. Волна конгломератных слияний (60–70–е годы XX века; эра конгломератов); 4. Волна слияний (1980–е годы; деконгломерация);
5. Слияния (2–ая половина 1990–х годов; наступление эры мегаслияний);
6. Слияния начала XXI века Каждый из данных периодов имеет свои отличительные черты и специфику. Рассмотрим подробнее каждую волну слияний. Для первого периода была характерна горизонтальная интеграция (поглощение компаний, находящиеся в одних и тех же отраслях), так как тогда на рынке господством завладели доминирующие фирмы – монополисты.
Данные слияния охватывали огромный масштаб. Период с 1887 по 1904 года показал, что интеграция осуществлялась для укрепления позиций компаний монополистов.
Однако он завершился вместе с крахом фондового рынка в 1904 году. Другая группа экономистов отрицают, что целью слияний первой волны являлось объединение интересов, а не процесс передачи управления компанией. В качестве примера, характеризующего данную волну, можно назвать организацию американского нефтегазового треста Standart Oil (1879), которая сосредотачивала примерно 90 % нефтеперерабатывающих мощностей США.
Впоследствии в 1884 – 1887 годах были созданы такие81 предприятия, как Cottonseed Oil Trust, Linseed Oil Trust, National Leed Trust, Distellers&Cattle Feeders Trust81 . Позже в 1889 – 1892 годах к ним присоединились Daimond Match Company, American Tobacco Company, General Electric Company. 16В течение 9 лет господства первой волны слияний было зафиксировано 3012 ликвидаций компаний, общая капитализация которых оценивалась в 6,91 миллиардов долларов.
Вторая «волна» характерна тем, что ужесточение антимонопольного законодательства привело к трансформации доминирующего положения монополии в господство олигополии (присутствие на рынке небольшого количества крупных предприятий).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации) [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 30.11.1994 N 51 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1)
4. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: Закон РФ от 07.02.1992. N 2300 1 Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru;
5. О безопасности [Электронный ресурс]: Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446 I (утратил силу). Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru;
6. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.10.1995.– N157–ФЗ (утратил силу). – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс» – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
7. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171 ФЗ Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru;
8. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.01.2000. N 29 ФЗ Доступ из справочно– правовой системы «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru;
9. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2009. – N 381–ФЗ – Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс» – Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. Амирова, Л.И. Факторы экономической безопасности предприятия в современных условиях [Электронный ресурс] / Л.И. Амирова, Р.А. Пивоварова, В.Л. Васильев // Наука, техника и образование. – 2015. – № 11(17). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru
11. Алексеева, М.О. Ассортиментный анализ ЗАО «Тандер» магазин «Магнит» г. Йошкар – Ола Республика Марий Эл [Электронный ресурс] / М.О. Алексеева, Е.А. Тимофеева // Аллея науки. – 2019. – № 4 (31). – Режим доступа: http://elibrary.ru
12. Безуглый, Э.А. Угрозы экономической безопасности организации: сущность и классификация [Электронный ресурс] / Э.А. Безуглый // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2013. – № 3(37). – Режим доступа: https://www.elibrary.ru
13. Бондарь, С.В. Факторы и условия обеспечение экономической безопасности организации розничной торговли [Электронный ресурс] / С.В. Бондарь // Научные исследования молодых ученых. – 2021. – № 4 – Режим доступа: https://elibrary.ru
14. Глазьев, С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны [Текст] // Российский экономический журнал – 1997. – №1 – С. 3–16
15. Григорьева В.В. Формирование системы экономической безопасности предприятия в условиях кризиса [Электронный ресурс]/В.В Григорьева, В.А. Зирка// Вестник воронежского института экономики и социального управления. – 2020. – № 1. – Режим доступа: http://elibrary.ru
16. Иванова, О.М. Российский рынок розничной торговли продуктами питания: состояние и перспективы [Электронный ресурс]/О.М. Иванова, О.В. Титова// Экономические исследования и разработки. – 2018. – №4. – Режим доступа – http://edrj.ru
17. Князева, Е.А. Современные подходы к определению сути экономической безопасности предприятия [Электронный ресурс] Е.А. Князева, А.А. Сечняк //Экономика: реалии времени. – 2014. –№6(16). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru
18. Кокурина, А.Д. Обеспечение экономической безопасности высокотехнологичных компаний в регионе Центральной Азии и Европе [Электронный ресурс]/ А.Д. Кокурина // Экономика Центральной Азии. – 2019. – Том 3. – № 3. – С. 135–148. – Режим доступа – https://1economic.ru/lib/111596
19. Родик М. А. Современные инновации в розничной торговле [Текст] / М. А. Родик // Сфера услуг: инновации и качество. – 2017. – № 31. – 7 с.
20. Родригез М., Паредес Ф., Гаофенг Й. Навстречу будущему потребительскому опыту: тренды и инновации в розничной торговле [Текст] / М. Родригез, Ф. Паредес, Й. Гаофенг // Форсайт. – 2016. – № 3. – С. 18–28
21. Саталкина Н. И. Экономика торговли [Текст]: учеб. пособие / Н. И. Саталкина, Б. И. Герасимов, Г. И. Терехова. – М.: Форум, 2021. – 232 с.
22. Терещенко Н. Н. Анализ деятельности предприятия торговли [Текст]: учебник / Н. Н. Терещенко. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 142 с.
23. Паштова Л.Г., Маймулов М.С. Эффективность рынка M&A в России: проблемы и перспективы. Финансы: теория и практика. 2020;24(1):76–86
24. Хмелева М. Ю. Формирование ассортиментной политики на основе изучения покупательского спроса торговой сети «Магнит» [Текст] / М. Ю. Хмелева // Актуальные вопросы в науке и практике: материалы XI Международной научно–практической конференции. – 2018. – С. 147–155
25. Чеглов В. П. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии [Текст]: монография / В. П. Чеглов. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2019. – 272 с.
26. Рынок слияний и поглощений в России в 2020 г https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2021/02/ru–ru–ma–survey–2020–fin.pdf
27. Global dealmakers: Cross–border M&A in 2021 https://www.bakertilly.global/media/10288/baker–tilly–global–dealmakers–2021_final.pdf?fbclid=IwAR0M9mfMFMq8brI1eIJs5RBTF_8dCB28rUxxCOuqM6aTIsB9apDpiWLNFFY