Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Логистикой называется система, включающая в себя активное управление материальными потоками на базе использования инновационных информационных технологий и эффективных экономических решений. Логистика рассматривает в системе материалопотоки между субъектами хозяйства и внутри них. Логистика имеет результатом высокие показатели деятельности . Цель логистики – это обеспечение получения товара клиенту в нужное время и место.
Эффективно действующая логистика оказывает благоприятное воздействие на экономику, позволяет сокращать издержки обращения. Также логистика развивается на базе интересов потребителя. В экономической литературе встречаются различные определения логистики. Например, под логистикой понимают планирование и обеспечение материально-технического снабжения, подготовки и передвижения товаров; материально-техническое обеспечение компании; движение материалов и запасов; науку о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя и пр. Часто под логистикой понимается научное направление, которое связано с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.
Глава 1 Особенности и тенденции развития современной логистики
1.1 Сущность логистики и логистической деятельности
Термин «логистика» в нашей стране связан с именем барона Жомини. Это было французский и русский военный писатель, деятель государства. В своем произведении «Очерки военного искусства» в 6 главе описывается логистика как способ приведения армии в движение. Впоследствии книгу изучал Александр II. В те времена под логистикой понимали особенности управления войсками в сфере дисклокации подразделений, снабжения и армейского транспортного обслуживания.
В начале II Мировой войны и советское время реализуется масштабный проект логистики по демонтажу и переносу большого количества предприятий внутрь страны. Но до 90-х годов прошлого столетия логистика в нашей стране развивалась крайне медленно .
Сама логистическая деятельность, например, сбыт, транспортировка в советской России просто недооценивалась, а производственная область всегда была впереди области обращения товаров. Как итог – чрезвычайно медленная доставка товаров до пункта назначения, низкий уровень качества обслуживания потребителей в этой сфере.
Только в период перехода экономики страны на другой этап появляется необходимость реализации логистических методов. Но в 90-е годы это сдерживалось нестабильностью в развитии экономики и общества, неудовлетворительной инфраструктурой отрасли. Практически все склады в нашей стране были не оборудованы, дороги отличаются плохим качеством.
С 2000 годов начинается новый этап в развитии логистики, связанный с глобализацией мировой экономики и глобальной научно-технической революцией. У клиентов появляются новые потребности в услугах логистики. Данные темы ставят перед логистикой задачи нового типа. Коммуникации становятся с каждым годом все более совершенными, транспортировка делает физические расстояния не такими значимыми, как ранее и компании могут теперь функционировать на общем рынке.
Наступает уменьшение барьеров в экономике между странами, растет значимость международной торговли и конкуренции, что усложняет логистические задачи. Размещение компаний происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими производственными затратами (предприятия Германии теперь располагаются в Польше, предприятия США – в Мексике и пр). У логистики появляются новые задачи, расширяются границы предоставляемых логистических услуг .
Аутсорсингом называется передача функций контроля над распределением товаров от производителей к компаниям для решения логистических задач. Аутсорсинг стал востребованным уже в 80-е гг. прошлого столетия в Западной Европе, Японии и США. Крупные компании все больше нацелены на покупку интегрированных логистических решений, а не решения отдельных задач логистики. Это дает возможность применять больший опыт специализированных компаний логистики
Но определенные предпосылки для формирования логистики складывались. В ВУЗах на факультетах экономики появляются логистические дисциплины и предметы, проводятся научно-технические разработки, в том числе в управленческой области транспортировки товаров. Но не было понимания того, насколько это важно и необходимо – везде внедрять практику логистики. Может быть, поэтому для огромного количества предпринимателей в нашей стране логистические идеи и сегодня являются новыми.
Сегодня, все-таки, многие осознают, что без применения логистики бизнес не сможет приносить прибыль. Поэтому все чаще интересуются логистическими принципами, во многих учебных заведениях готовят специалистов с логистическим образованием.
Формируются специальные компании, которые оказывают услуги по логистике. Количество таких компаний постоянно увеличивается. Растет и объем предоставления услуг по логистике, которые передаются на аутсорсинг. Эта тенденция будет только возрастать с каждым годом .
Цепь поставок берет свое начало с покупки сырья и поставщиков, а заканчивается продаже готовых товаров, услуг покупателю.
Управление цепями поставок подразумевает следующие элементы:
1) Структуру цепи
2) Бизнес-процессы цепи
3) Элементы управления цепью.
У каждого продукта есть своя цепь поставок, каждая из них может быть сложной и длинной (рисунок 2).
Управление цепями поставок (англ. Supply Chain Management – SCM) представляет собой планирование, исполнение и контроль сырьевых потоков, материалов, готовой продукции при помощи получения информации и перемещении товаров. На рисунке 3 мы представили виды деятельности в цепи поставок.
SCM решает вопросы улучшения качества обслуживания, оптимизации цикла производства, сокращения запасов склада, улучшение производительности организации, рентабельности, контроля процесса производства.
1.3 Беспилотный транспорт, умное полотно, концепция цифровой железной дороги, шеринг как основные направления развития новой логистики
Беспилотный транспорт - ключевой тренд развития отрасли, в основе которого лежит комплекс передовых систем искусственного интеллекта (ИИ). В сегменте автомобильных перевозок системы беспилотного (высокоавтоматизированного/автономного) вождения взаимодействуют с окружающей средой, осуществляют выбор оптимального пути и движения, заменяя собой водителя .
Умное полотно (smart road) является базовым условием повсеместного распространения автономного транспорта. Новые и действующие магистрали оснащаются сенсорными сетями, системами цифрового картирования и др. Более высокий уровень безопасности обмена данными и сохранности персональных данных должны обеспечить технологии коммуникации между транспортными средствами (Vehicle-to-Vehicle) и с объектами умной инфраструктуры (Vehicle-to-Infrastructure). Набирающий популярность курс на электрификацию транспорта не может быть реализован без соответствующей зарядной инфраструктуры.
Концепция цифровой железной дороги предполагает внедрение автономных поездов и передовых систем управления железнодорожным движением. В будущем работы по инспекции и ремонту объектов инфраструктуры (туннелей, мостов, дорог) будут вестись с помощью интеллектуальных робототехнических систем, а их техническое обслуживание будет осуществляться удаленно с использованием систем предиктивной аналитики.
Глава 2 Примеры моделей цифровой логистики
2.1 «Мобильность как услуга». Шеринговая мобильность. Райдшеринг. Пулинг и 5 PL. Уберизация
«Мобильность как услуга» (Mobility-as-a-Service, MaaS) - развитие гибких транспортных систем и снижение негативного влияния на окружающую среду за счет состыковки спроса и предложения на транспортные услуги. Данная концепция предполагает предоставление комплексной услуги, предусматривающей подключение к сервисам транспортной системы напрямую, возможность раннего планирования и прогнозирования условий поездки и пересадок в режиме реального времени.
Мобильность по требованию также изменит подход к организации городского общественного транспорта. городские власти все чаще сталкиваются с необходимостью перераспределения нагрузок на общественный транспорт в часы-пик и в экстренных ситуациях. В пример он приводит уличные пункты проката велосипедов в Нью-Йорке, которые всегда пустеют в одно и то же время, когда множество людей устремляются в одном направлении.
В обеспечении мобильности по требованию существенную роль сыграет развитие беспилотного транспорта. Однако на нынешнем этапе проблемой может стать чрезмерная «осторожность» таких машин, неожиданно заявили участники конференции в Иньчуане. Ведь существующие алгоритмы поведения автопилота на городских дорогах предписывают учитывать любые опасности, даже самые мелкие. Поэтому небольшое происшествие на маршруте может надолго задержать пассажиров беспилотного такси.
Шеринговая мобильность - совместное использование различных автотранспортных средств взамен персональных автомобилей. Объединяет сервисы мобильности с водителем, при которых пассажиры используют одно и то же транспортное средство (например, такси и мини-автобусы), и шеринговые транспортные системы, при которых пользователь не разделяет поездку с иными пассажирами (каршеринг, велосипеды, мотоциклы, скутеры). Их интеграция и возможность переключения с одного типа на другой обеспечивают мультимодальные поездки .
Карпулинг или райдшеринг - поиск попутчиков для совместной поездки на автомобиле в пределах городской среды или на дальние расстояния. К преимуществам относится более эффективное использование автотранспорта, экономия расходов на топливо и техническое обслуживание, а также снижение выбросов углекислого газа.
2.2 Цифровая платформа ОАО «РЖД»
Цифровая платформа ОАО «РЖД» – это несколько ключевых блоков, включая цифровые клиентские сервисы для грузоперевозчиков, блок управления производством, перевозочным процессом, объектами железнодорожной инфраструктуры.
В модели цифровой железной дороги следует выделить информационные блоки, которые имеют большое бизнес-значение для логистического провайдера . К ним относятся:
1) управление терминально-складскими комплексами путем автоматизации деятельности терминалов, грузовых дворов, складов, специализированной техники;
2) применение имитационного моделирования:
– для поиска оптимальных вариантов размещения грузов, использования оборудования и внутренней логистики,
– для поиска оптимального варианта использования оборудования и транспорта для выгрузки и вывоза грузов,
– для поиска оптимальных вариантов погрузки и резервирования вагономест,
– для поиска наиболее привлекательного варианта перевозки (время доставки, стоимость);
3) планирование перевозок грузов: динамическое моделирование перевозок на краткосрочную и среднесрочную перспективу с учетом изменения таких факторов как спрос на перевозки, состояние инфраструктуры, доступность подвижного и тягового состава;
4) электронная площадка вагонов, позволяющая повышать коэффициент полезного использования подвижного состава за счет оптимизации его работы с учетом местонахождения, планов использования и технического состояния;
5) онлайн контроль технического состояния подвижного состава с отображением его текущего местоположения, осуществляемый путем сбора информации с навигационно-связных модулей с функцией технической диагностики критичных узлов и деталей, а также параметров работы подвижного состава .
В основу создания проекта «Цифровой железной дороги» должна войти действующая нормативно-правовая база. Структура функционирования железнодорожного транспорта охватывает все уровни работы, начиная с работы станции, заканчивая работой дороги и всей отрасли в целом. При этом необходимо учитывать сложность взаимодействия ОАО «РЖД» с партнерами: грузообразующими предприятиями, операторами подвижного состава, крупнейшими экспедиторами, смежными видами транспорта и т. д. Учитывая вышесказанное, целесообразно рассмотреть подробнее Единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок (ЕСТП). Он регулирует нормативно-технологическое обеспечение управления процессом железнодорожных грузовых перевозок.
Сетевой процесс организует системное взаимодействие участников перевозочного процесса, обеспечивая эффективное управление ресурсами на всех этапах перевозочного процесса.
Участниками ЕСТП являются: грузовладельцы, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, операторы железнодорожного подвижного состава, ОАО «РЖД» как владелец инфраструктуры общего пользования и перевозчик грузов .
Согласно ЕСТП (рис. 4), оператор железнодорожного подвижного состава по сформированной заявке на перевозку согласовывает с грузоотправителем условия предоставления вагонов на планируемый месяц. При заключении долгосрочного договора на организацию перевозки период планирования может быть шире. Планирование порожних вагонопотоков по объемам и корреспонденциям осуществляется на календарный месяц, после этого в ОАО «РЖД» подаются уведомления на перевозки порожних вагонов в рамках системы месячного планирования «шахматок» порожних вагонопотоков в установленные сроки до начала планируемого месяца. Также в соответствии с заявками грузоотправителей определяются станции назначения порожних вагонов. На основании договора с перевозчиком (ОАО «РЖД») вагоны передаются на пути общего пользования. С ОАО «РЖД» согласуются возможности временного отстоя порожних грузовых вагонов, не связанных с договором перевозки грузов. На рис. 4 выделена область, где показаны этапы технологического цикла вагона в груженом состоянии.
Заключение
Государственная политика цифровой трансформации транспорта и логистики направлена на формирование единой цифровой среды благодаря интеграции различных информационных систем, переводу в электронный вид документации, разработке регуляторных правил использования цифровых решений, в том числе автоматизированных и беспилотных транспортных средств. Цифровые решения служат инструментом совершенствования управленческих процессов в отрасли. Наряду с общими для всех видов транспорта инициативами предусмотрены мероприятия, учитывающие специфику и задачи авиационного, автомобильного, железнодорожного и морского транспорта, логистической сферы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Борейко А. Е., Цифровизация логистики и интеллектуальная мобильность // Электросвязь. — 2017. — № 10. — С. 93-96
2) Бубнова Г. В., Цифровая логистика и безопасность цепей поставок // Логистика. — 2017. — № 7. — С. 46-50
3) Волгин В. В. Логистика приемки и отгрузки товаров. - Москва: Дашков и К°, 2020 - 457 с.
4) Волков В. Д., Формирование метамодели цифровой логистики // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2021. — № 1. — С. 16-23
5) Волкова А. А., Развитие цифрового потенциала транспортно-логистических систем с использованием инструментария платформенной концепции // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2021. — Т. 27, № 1. — С. 12-22
6) Гаджинский А. М. Логистика. - Москва: Дашков и К°, 2020 - 481 с.
7) Григорьев М. Н. Логистика. - Москва : Юрайт 2020 - 782 с.
8) Дятлов С. А., Эффекты интеграции в условиях цифровой трансформации экономик стран евразийского экономического союза // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2020. — № 3. — С. 28-35.
9) Ермаков И. А., Проблемы цифровой трансформации логистических систем и цепей поставок // Логистика. — 2021. — № 6. — С. 30-35
10) Левкин Г. Г. Логистика: теория и практика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020 - 221 с.
11) Коваленко Е. И., Логистические риски сетевых структур в условиях цифровизации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2020. — № 2. — С. 183-187
12) Концепция реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога». – М., 2017. – URL : https://zinref.ru (дата обращения : 12.04.2022).
13) Курбанов Т. Х., Цифровые логистические технологии: возможные перспективы и риски внедрения в цепи поставок // Логистика. — 2018. — № 10. — С. 16-20
14) Курбанов А. Х., Оценка перспектив развития логистики в условиях цифровизации экономики и трансформации социальной сферы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2020. — № 3. — С. 94-101 :
15) Логистика цифровой трансформации производственных процессов в ОАО "РЖД" // Логистика. — 2020. — № 3. — С. 10-17
16) Маркевич А., Цифровой формат для логистики – не фантастика, а ближайшее будущее? // Логистика. — 2017. — № 11. — С. 6-7
17) Мерзляк А., Цифровая трансформация и автоматизация на базе производных информационных потоков // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2016. — № 3. — С. 257-259
18) Миротин Л. Б. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020 – 408 с.
19) Некрасов А. Г., Трансформация интегрированных транспортно-логистических систем в цифровую индустрию // Логистика. — 2017. — № 8. — С. 36-41
20) Некрасов К., Основные проблемы и перспективы развития российской транспортной логистики // Логистика. — 2021. — № 4. — С. 18-20
21) Новицкая В. Д., Эволюционные условия трансформации логистических процессов в цифровой экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2020. — № 2. — С. 201-207
22) Перекрестов М. В., Развитие логистической инфраструктуры в условиях цифровой экономики // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2017. — № 3. — С. 16-20
23) Понорец О., Цифровые платформы на рынке грузовой логистики. Выживут ли традиционные операторы? // Логистика. — 2017. — № 8. — С. 32-3
24) Пустохина И. В., Цифровизация логистики в России: реальность, проблемы и ближайшие перспективы // Логистика. — 2019. — № 11. — С. 14-18 :
25) Пученков В., Связь цифрового и физического: блокчейн, RFID, IoT // Логистика. — 2017. — № 9. — С. 46-47
26) Русанова М., Омниканальность в логистике: комплексный подход для роста компании // Логистика. — 2021. — № 9. — С. 14-15
27) Селезнева Е. Ф., Влияние цифровых технологий на развитие рынка логистических услуг в современных кризисных условиях // Проблемы теории и практики управления. — 2021. — № 6. — С. 184-201
28) Сергеева Т. Г., Никифорова Г. И. Повышение конкурентоспособности транспортно-логистических компаний в условиях цифровизации // Известия Петербургского университета путей сообщения. – СПб.: ПГУПС, 2020. – Т. 17. – Вып. 3. – С. 428–436. DOI: 10.20295/1815-588Х-2020-3-428-436
29) Сергеева Т. Г. Проблемы функционирования железнодорожного транспорта в логистических системах доставки грузов / Т. Г. Сергеева, Г. И. Никифорова // Транспорт России : проблемы и перспективы – 2018 : материалы Междунар. науч.-практич. конференции, 13–14 ноября 2018 г.– СПб. : ИПТ РАН, 2018. – Т. 1. – С. 245–249.
30) Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года. – URL : http://doc.rzd.ru (дата обращения : 12.04.2022).
31) Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / Г. И. Абдрахманова, К. Б. Быховский, Н. Н. Веселитская, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; рук. авт. кол. П. Б. Рудник ; науч. ред. Л. М. Гохберг, П. Б. Рудник, К. О. Вишневский, Т. С. Зинина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 239, [1] с. — ISBN 978-5-7598-2510-4 (в обл.). — ISBN 978-5-7598-2270-7 (e-book).