Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В последние годы эффективное использование творческих заданий для детей стало актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с включением инновационных технологий в образовательный процесс. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, основной задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД). Эти задачи возникли не на пустом месте. Перемены, которые произошли не только в нашей стране, но и во всем мире, не смогли не отразиться на системе образования. А именно:
- скорость обновления системы научных знаний,
- возрастание информационного объема,
- усложнение содержания учебного материала школьного образования.
И если без должного внимания относиться к задаче формирования учебной деятельности, то это приводит к несформированности у учащихся умения учиться. Поэтому поменялись и цели в процессе образования: от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться.
Исследователи Е.П. Ильин, Л.В. Куликов, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.И. Андреев полагают, что основы этого развития закладываются в младшем школьном возрасте: повышается объём памяти и непроизвольного внимания, формируется познавательный интерес к изучаемым предметам, осуществляется осознание ребёнком себя как личности и субъекта образовательной и творческой деятельности. Для успешного развития этих значимых личностных качеств необходимо использование разнообразных видов творчества.
Универсальные учебные действия связаны с различными видами деятельности, среди которых важное место занимает выполнение детьми творческих заданий. Значительное место исследование творческой активности детей младшего школьного возраста занимает в работах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, Б. Д. Эльконина и др. В настоящее время в педагогический процесс прочно вошли эффективные формы учебной деятельности, которые предполагают самостоятельный поиск школьниками информации, выполнения различных творческих заданий и активного взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками. В связи с этим мы полагаем, что создание специальных психолого-педагогических условий может стать благоприятной базой для эффективного развития регулятивных учебных действий младших школьников.
Уроки русского языка предоставляют педагогу многочисленные возможности для организации творческой деятельности детей. Многочисленные творческие задания могут стать эффективным средством развития УУД, поскольку вызывают необходимость планирования и оценки собственных действий, направлены на развитие самостоятельности и требуют всестороннего анализа.
Цель исследования: разработка творческих заданий как формы работы по русскому языку с целью развития креативности младших школьников.
Объектом исследования являются творческие задания
Предмет исследования: творческие задания по русскому языку как средство формирования креативности младших школьников.
Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести обзор использования творческих заданий на уроках русского языка.
2. Разработать комплекс творческих заданий по русскому языку с целью формирования креативного мышления для учащихся 3 класса
Методологические основы исследования: единство используемых подходов к управлению образовательным учреждением и к организации учебно-воспитательного процесса, разработанных отечественными психологами и педагогами:
- личностно ориентированного (С. Л. Рубинштейн, В. В. Серикова),
- системного (В. В. Давыдов, Д Б. Эльконин, Л. В. Занков, Л. С Выготский),
- средового (Ю. С. Мануйлов, В. П. Зинченко).
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ педагогических процессов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Использование творческих заданий на уроках русского языка в начальной школе с целью развитяи креативного мышления
1.1. Понятие о творческих заданиях
Творческое задание – это форма организации учебной информации, в которой наряду с заданным условием и неизвестными данными содержится указание учащимся для их самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. В качестве образовательного продукта может выступать, например, способ решения учеником проблемы, сочинение, гипотеза, логическое суждение, конструкция, эксперимент, проведенное наблюдение и т.п. [8, c. 38].
Рассмотрим основные функции, которые присущи любому творческому заданию. Будем исходить из того, что в процессе выполнения творческих заданий ученик не только углубляет свои знания по предмету, делая их более оперативными и конкретными, но и приобретает необходимый опыт творческой деятельности, реализуя свой личностный потенциал. Поэтому основная функция творческих заданий состоит в возможности осуществлять личностный подход к школьникам. Данный подход является приоритетным в современной школе. Он понимается как ориентация на индивидуальные, личностные особенности каждого ученика, включение в работу с ним специальных приемов и способов, соответствующих его индивидуальным особенностям.
Современные образовательные организации предоставляют различные возможности участия детей в различных видах творческой деятельности. Это предполагает активное участие детей в создании оригинальных конструкций, проектов, литературных произведений, художественных произведений, музыкальных композиций и многого другого. Часто, создавая что-либо в рамках педагогического процесса, школьники с удивлением обнаруживают у себя задатки, о которых ранее не подозревали. Как правило, они испытывают потребность в развитии этих ценных для ребёнка качеств, и образовательная организация должна предоставить для этого все необходимые условия [7, с. 39].
Также следует отметить, что организация творческих занятий в образовательных учреждениях формирует положительную мотивацию детей к интеллектуальной деятельности, что также стимулирует их к творческому развитию. Дети получают удовлетворение от полученных результатов творческой деятельности. Это повышает их самооценку и уверенность в том, что они способны на многое в выбранном виде деятельности.
Согласно ряду исследований, к сожалению, многие современные педагоги не придают серьёзного значения вопросу о формах творческой активности для школьников. Для практикующих педагогов эта проблема особенно важна, потому что на первых порах именно за ними решающее слово в определении количества, состава, структуры и функций творческой работы. Конкретные педагогические работники устанавливают связи между указанными элементами, определяют пути их формирования и совершенствования. Также следует отметить, что данная задача не сводится к составлению единой, идеальной для всех образовательных организаций и любого коллектива, схемы внеурочной деятельности. Речь идёт о разработке общих требований, главных принципов создания системы школьного самоуправления с учётом его специфики развития на различных этапах коллектива школьников [8, с. 31].
При выборе форм творческих заданий в первую очередь следует руководствоваться потребностями учащихся, поскольку творческая деятельность предполагает их самостоятельную работу и самостоятельную ответственность за результаты этой работы. [10, с. 71].
Формы творческой работы могут меняться в зависимости от динамики потребностей школьников и изменения внешних условий. Актуальность различных форм творческой деятельности также непостоянна: с развитием научно-технического прогресса одни формы постепенно меняются на другие [17, с. 31].
Развитие форм творческой деятельности должно сопровождаться возрастанием доли участия в них школьников: только их самостоятельная деятельность и сознательная активность позволит развивать важнейшие личностные качества.
Одним из постоянных и эффективных мотивов к творческой деятельности является интерес. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении учащихся к предмету обучения. Формирование познавательного интереса основано на трёх педагогических законах, выделенных Л. С. Выготским:
1. Прежде чем побудить обучающихся к какой-либо деятельности, необходимо заинтересовать их ею, выявить их готовность к этой деятельности, создать условия, позволяющие учащимся сконцентрироваться.
2. Интерес к обучению должен быть направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с второстепенным влиянием поощрений, наказаний, наград, страха и т.п.
3. Весь педагогических процесс должен быть построен в непосредственной близости к самой жизни; учить школьников нужно тому, что им знакомо и естественно [5, с. 94].
Интерес к обучению даёт первичное представление о включённости учащихся в педагогический процесс. Выделяют несколько основных ступеней включённости в процесс обучения:
1. Отрицательное отношение: бедность мотивов, низкая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение и нежелание ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к образовательным организациям, к педагогам.
2. Нейтральное (безразличное) отношение: низкая заинтересованность к образовательной деятельности, высокий уровень лени и инертности при наличии нормальных способностей к обучению.
3. Первое положительное отношение (аморфное, нерасчленённое): повышение уровня заинтересованности, разнообразие мотивов, стремление к успеху.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности. Под ред. Л.В. Куликова. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009, С. 207–213
4. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — (Стандарты второго поколения).
5. Банщикова, Т. Н. Жизненные ценности и социокультурная идентичность как предикторы осознанной саморегуляции // Образование личности. 2016. № 2. С. 40-4
6. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
8. Большой психологический словарь. Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М., 2009.-517с.
9. Бондаревская, Е.В. Кульневич, Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов- на- Дону.: творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
10. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
11. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
13. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
14. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
15. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.
16. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
17. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
18. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
19. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
20. Зеленский В.В. Аналитическая психология: Словарь. - СПб., 1996. - 324 с.
21. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
22. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
23. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
24. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
25. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
26. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
27. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
28. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
29. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
30. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
31. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
32. Общая психокоррекция: Учебное пособие / Мандаль Б.Р. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 348.
33. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
34. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
35. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. - М.: Академия, 2015. - 501 с.
36. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с
37. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
38. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016. — 47 с. — (Стандарты второго поколения).
40. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
41. Хуторский А.В. Компетенции в образовании // Опыт проектирования: Сб. научн. тр. - М.: ИНЭК, 2007. - 327 с.
42. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
43. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
44. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
45. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
46. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.
47. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.