Фрагмент для ознакомления
2
Введение
XXI век считается веком прогресса в области техники, а также IT- технологий. Современный человек не может представить себя без результатов научных разработок, таких как компьютер, смартфон и, конечно, всемирная сеть - Интернет. Все эти технические устройства давно вошли во все сферы человеческой деятельности. Особенно в сфере обучения.
В условиях технологического и экономического роста в стране меняется и видение результата образования, достичь которого возможно лишь используя современные подходы, технологии, методы. С применением информационно-компьютерных технологий урок становится более насыщенным и интересным. Заранее подготовленные материалы можно вывести на экран (схемы, даты, имена известных людей, исторические факты) благодаря чему, учитель успевает рассказать гораздо больше, но каждый ребенок работает в своем темпе, получая информацию по всем каналам восприятия (зрительному, слуховому, тактильному).
Современный мир - мир, в котором всё находится в постоянном движении, всё меняется и совершенствуется. Достаточно важно не отставать от прогресса и подстраиваться под него.
В области образования, в частности, начального образования важной проблемой является проблема удержания внимания детей на протяжении длительного времени. Один из путей преодоления этой проблемы - использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе. Почти на каждом уроке учитель применяет различные видео, аудио материалы, а также презентации. Однако преимущественно средства ИКТ используются в процессе преподавания предметов естественно-научного цикла, гораздо меньше внимания уделяется наукам гуманитарным, особенно литературе. На уроках литературного чтения использование ИКТ технологий ограничивается преимущественно в показе фильмов, презентаций теоретической части урока.
Глава 1. Теоретические основы реализации икт на уроках литературного чтения
1.1 Основы психологического развития детей младшего школьного
возраста
Младшим школьным возрастом считают возраст детей в промежутке от 6-7 до 10-11 лет. Именно в этом возрасте ребёнок учится в начальной школе.
Физическое развитие. Младший школьный возраст характеризуется относительно спокойным и равномерным физическим развитием вплоть до подросткового возраста. Рост и созревание костей скелета продолжается, но скорость этого процесса различна у разных детей. Растут мышцы, физическая сила увеличивается, выносливость и ловкость присутствует как у мальчиков, так и у девочек.
Очень важным фактором физического развития ребёнка является здоровье. Именно здоровье позволяет детям более активно заниматься физической (занятие физкультурой и трудом) и умственной деятельностью. Следует добавить, что если из деятельности ребёнка выключены 4-5 часов, то эти часы должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями.
Ведущий вид деятельности - учебная деятельность. Она непосредственно направлена на усвоение науки и культуры. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством.
Игра как вид деятельности в младшем школьном возрасте не исчезает, а приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для детей младшего школьного возраста являются сюжетно-ролевые игры (т.е. игры с правилами, регулирующими расстановку сил в играющем детском коллективе).
Психологическое развитие.
Младший школьный возраст - это период впитывания знаний и накопления их, период приобретения знаний в преимуществе. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста.
С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто играли, то теперь от них требуется внимание, родители и учителя хотят, чтобы они получали и могли применить знания, оценивают их. Дети учатся контролировать свое внимание, волю, поведение.
К важным аспектам психологического развития младшего школьника относят восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Раскроем каждый из них.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аветисян М.Т., Корнилина А.А. Использование ИКТ при проведении нетрадиционных уроков в начальной школе / В сборнике: Инновационные исследования: проблемы и пути решения сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 165-171.
2. Алексашина, И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования: Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем / И. Ю. Алексашина ; [вступ. ст. Ю. Н. Кулюткина]. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского Государственного университета педагогического мастерства, 1997. 153 с.
3. Альбрехт К. Н. Использование ИКТ на уроках английского языка.
4. Арзуманова Н. В. Использование современных информационных технологий в педагогическом процессе. / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. С. 86-90.
5. Бабакова, Т. А. Педагогика : учебное пособие : в 2 ч. / Т. А. Бабакова. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2008. Ч. II : Теоретические и технологические основы образования. 187 с.
6. Бершадский, М. Е. Иллюзии и реальность технологического подхода в образовании / М. Е. Бершадский // Школьные технологии. 2012. № 2. С. 59-65.
7. Браус, Дж. А. Инвайроментальное образование в школах : руководство: как разработать эффективную программу / Джуди А. Браус, Дэвис Вуд ; [пер. с англ.]. Санкт-Петербург : NAAEE, 1994.
8. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение /
А. В. Брушлинский. Москва : Знание, 1983. 96 с.
9. Вергелес, Г. И. Младший школьник: Помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей / Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеева, А. И. Раев. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена ; Союз, 2000. 159 с.
10. Вергелес, Г. И. Технологии обучения младших школьников : учебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования / Г. И. Вергелес, А. А. Денисова. Санкт-Петербург, 2014. 218 с.