Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Под термином “подводное плавание” также понимают определенные виды подводного спорта.
Подводный спорт — общее название спортивных дисциплин, предполагающих частичное или полное пребывание спортсмена под водой.
Далее перечислим дисциплины, относящиеся к подводному спорту. Фридайвинг, Free Diving — подводное плавание с задержкой дыхания (апноэ), Дайвинг (англ. «diving» от англ. «to dive» — нырять), Скуба-дайвинг, ScubaDiving, Сноркелинг, снорклинг (нем. «Schnorchel» дыхательная трубка), Подводное плавание в ластах, Подводное ориентирование, Подводный туризм, Спортивная подводная стрельба, Подводная охота, Акватлон (подводная борьба), Подводный хоккей, Подводное регби, Подводная съемка.
В подводном плавании скорости передвижения значительно отличаются от скоростей в обычном плавании.
Фридайвинг (англ. free - свободный, dive - нырять) - погружение под воду на задержке дыхания. Несмотря на то, что фридайвинг существует тысячелетия, лишь недавно он стал известным и распространенным видом спорта. Прообразом современного фридайвинга являлось прибрежное собирательство и подводная охота.
В последнее время растет число фридайверов, предпринимающих попытки установить новые рекорды. Конечно, как и в любом другом виде спорта, новое поколение использует наработанный опыт предыдущего поколения, поэтому имеет возможность более быстро обучаться. Но случается, что фридайверы, используя новые техники, забывают о важности и значимости этапа адаптации (приспособленности). Новые методы позволяют быстро научиться задерживать дыхание для погружения, но если спортсмены пропускают фазу адаптации, то они подвергают себя риску.
Цель исследования: рассмотреть особенности проведения занятий по фридайвингу.
Объект исследования: Системы обучения во фридайвинге.
Предмет исследования: проведение занятий по фридайвингу.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть фридайвинг: развитие и популярность.
2. Выделить системы обучения во фридайвинге.
3. Изучить фридайвинг как способ гипоксических тренировок.
4. Рассмотреть обучение официальных страхующих для фридайвинга.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по тем исследования.
Глава 1. Особенности и методики занятий по фридайвингу
1.1. Фридайвинг: развитие и популярность
Фридайвинг всегда вызывал интерес со стороны людей увлекающемся не обычными видами спорта. Данный вид спорта сегодня особо популярен и актуален.
Фридайвингом (от англ. freediving – свободное ныряние) называют погружения под воду на задержке дыхания, без использования каких-либо дыхательных аппаратов. Достаточно часто для описания задержки дыхания используется термин «апноэ» (от др. греч. ἄπνοια – букв. «безветрие», отсутствие дыхания), который в зависимости от ситуации может означать во фридайвинге как само погружение на задержке дыхания, так и процесс тренировки или практики осознанной задержки дыхания [12].
Следует отметить, что история фридайвинга уходит далеко в глубину веков. Невозможно точно сказать, кто и когда впервые осуществил погружение под воду на задержке дыхания. Люди с древности были вынуждены нырять, чтобы найти себе пропитание или добыть другие подводные богатства. Остатки раковин и створок моллюсков находят практически во всех местах стоянок человека, начиная с древнейших времен. Некоторые народы до сих пор сохранили традиции, восходящие к древнейшим временам, когда единственной причиной, заставляющей людей нырять в глубину, была необходимость добычи даров моря. К таким характерным примерам можно отнести японских ныряльщиц ама, полинезийские племена, практикующих ритуальные песни, задающих особый ритм дыхания между погружениями, древних греков, применявших для достижения внушительных глубин специальный камень «скандалопетра»[23].
Несмотря на то, что люди издавна ведут знакомство с подводным миром, опытных ныряльщиков, таких, которые могли нырять глубоко и надолго, никогда не было много. На протяжении веков моря и океаны приоткрывали свои глубины лишь немногочисленным избранным, которые смогли увидеть тайны, скрывающиеся под толщей вод. Причины этого заключались в том, что секреты изготовления примитивного снаряжения, методы и практика подготовки ныряльщиков передавались внутри замкнутых групп и никогда не становились всеобщим достоянием.
Ситуация изменилась относительно недавно, когда в двадцатом веке технический прогресс дал толчок развитию и популяризации погружений на задержке дыхания. Благодаря возможности массового изготовления удобного снаряжения для подводного плавания (гидрокостюм, маска и ласты), подводный мир морей и океанов перестал быть уделом избранных и стал доступен практически всем желающим, а современные способы коммуникации позволяли интенсивно обмениваться опытом, совершенствовать и развивать методы тренировки апноэ.
Особая заслуга в распространении и развитии популярности погружений на задержке дыхания принадлежит такому виду подводной деятельности, как подводная охота. Большинство выдающихся фридайверов и апноистов в европейском и мировом фридайвинге свои первые шаги в подводный мир начинали делать, занимаясь подводной охотой, а многие их них на протяжении всей своей жизни сочетали и сочетают увлечение фридайвингом с подводной охотой[34].
Рождение фридайвинга как вида спорта связывают с именем итальянца Раймондо Бушера (Raimondo Bucher), который, по легенде, в 1949 году на спор за бутылку шампанского погрузился без специального снаряжения в апноэ (на задержке дыхания) на глубину 30 метров, где в тот момент работали водолазы. Насколько продвинулся фридайвинг с момента первого рекорда, можно судить по рекорду бельгийского фридайвера Патрика Мусиму (Patrick Musimu), который в 2005 году в дисциплине «без ограничений» погрузился на 209,6 метра [2].
В 1958 году в Монако была основана Всемирная конфедерация подводной деятельности (Confederation Mondiale des Activites Subaquatiques, CMAS) - международная организация, координирующая деятельность в сфере подводного спорта. CMAS вплоть до 1970 года фиксировала рекорды фридайвинга. Но в связи с участившимися в то время несчастными случаями среди фридайверов Всемирная конфедерация подводной деятельности отказалась считать соревнования по погружению на глубину с задержкой дыхания спортом и курировать подобные соревнования [3].
В 1992 году в Ницце Роланд Спекер (Roland Specker) и Клод Шапуи (Claude Chapuis) основали международную фридайверскую ассоциацию AIDA (Association Internationale pour le Developpement de l’Apnee, с 1999 года AIDA International) для организации соревнований, регистрации рекордов и разработки стандартов обучения апноистов [4]. С образованием Международной Ассоциации (AIDA) начался современный этап развития фридайвинга, который определяет фридайвинг прежде всего не как дисциплину подводного спорта, а как систему безопасного обучения фридайвингу. Были утверждены стандарты обучения, и фридайвинг из разряда экстремальных увлечений перешел в разряд вида спорта, доступного любому желающему, у которого отсутствуют медицинские противопоказания к апноэ.
В последнее время фридайвинг стал предметом научных изысканий в разных областях знаний. В работе [15] проанализированы основные правила соревнований и дана характеристика фридайвинга как вида спорта. Исследователей интересует общая физическая подготовка и повышение работоспособности фридайверов [16; 7]. Весьма актуальным является вопрос прогнозирования возникновения критических ситуаций в условиях занятий водными видами спорта [18; 9].
Изучается эффективность применения психологических практик при подготовке фридайверов. В работе [10] описано применение китайского оздоровительного комплекса упражнений «Ба Дуань Цзинь» в интерпретации Ван Линя для развития и тренировки критичности при самооценке состояния и энергетического потенциала спортсмена.
Попытка установления зависимостей психологических особенностей личности фридайвера и безопасности спортсмена предпринята в работах [11; 12]. Авторы рассматривают зависимость предрасположенности к потере сознания при занятиях фридайвингом от степени склонности к риску и от уровня тревожности личности фридайвера.
Причем погружение задержкой дыхания оставалось до середины XX в. просто частью рыбацкого дела. И интересный факт-вовремя II Мировой войны некоторую известность приобрели боевые пловцы - итальянские «люди-лягушки» - регулярные подразделения, систематически обученные мобильным действиям в воде и под водой без тяжелого дыхательного оборудования. Может быть, именно в это время начала расти популярность такого вида плавания и определенный интерес к нему. Интересен тот факт, что можно сказать что фридайвинг получил признание из-за спора.
А вот и история о столь важном для развития фридайвинга споре в 1949 году, когда Раймондо Бухер, итальянский лейтенант, на спор нырнул на глубину 30 метров, на кону стояли не малые деньги. Из-за того, что в споре фигурировали еще пару человек, его результат произвел фурор. Эта история получила хороший отклик у людей того времени, и фридайвинг был причислен к официальным видам спорта [2].
В России его значимость тоже не приуменьшена, в 2005 года была создана некоммерческая организация - Федерация Фридайвинга. Название, конечно, же отражает предназначение организации. Основные цели федерации состоит в том, чтобы продвигать и поддерживать развитие фридайвинга в России, объединить любителей профессионалов [11].
Но только из-за этого фридайвинг известен? Из-за эффектности? Конечно нет. Одна из причин почему фридайвинг популярен-его необычное влияние на наш организм. Но для того чтоб осознать, как фридайвинг влияет на наш организм нужно понять какие процессы, происходят при погружении человека.
Согласно современным исследованиям, мы имеем определенный комплекс адаптивных сердечно-сосудистых реакций, похожий имеется у ныряющих водных и полуводных млекопитающих, хотя и выраженный в существенно меньшей степени. Речь идет о важнейшим универсальным
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамчук, И. О. Применение элементов и техник подводного плавания для ускорения обучения классическому плаванию / И. О. Адамчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 370-372. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85501/ Боровиков П.А. Водолазное дело России. М.: Нептун, 2017. 608 с.
2. Бершова А.С., Непомнящий А.В. Применение интегральных практик во фридайвинге // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2015. № 3. С. 11-19.
3. Богдашкин А.Е., Васенина В.Г. Повышение общей физической работоспособности у начинающих фри- дайверов // Спорт - дорога к миру между народами: материалы III Международной научно-практической конференции. М.: ГЦОЛИФК, 2017. С. 59-62.
4. Бреслав И. С. Дыхание. Висцеральный и поведенческий аспекты. СПб. : Наука, 2005.
5. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптационное плавание: учеб. пособие для студ. Высш. уч. завед. / Н. Ж. Булгакова. — М.: Издат. Центр «АКАДЕМИЯ», 2008. — 432 с.
6. Булгакова Н. Ж., Попов О. И., Распопова Е. А. Теория и методика плавания : учебник / под ред. Н. Ж. Булгаковой. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
7. Григорьева Д.В., Никитина А.А. Предвидение критических ситуаций в условиях водной среды // Научно-педагогические школы университета: научные труды: ежегодник - 2016. СПб.: НГУ физической культуры, спорта и здоровья П.Ф. Лесгафта, 2016. С. 74-80.
8. Зеленкова И.Е., Зоткин С.В., Корнеев П.В., Копров С.В., Альмяшев Д.Х., Глазачев О.С., Грушин А.А. Вариабельность гипоксической устойчивости у спортсменов различной квалификации и спортивной специализации // Спортивная медицина: наука и практика. 2016. Т. 6. № 4. С. 5-10.
9. Зеленкова И.Е., Фудин Н.А., Вагин Ю.Е., Нафе- ева А.А., Кулин А.А. Адаптация к задержке дыхания у спортсменов-фридайверов // Спортивная медицина: наука и практика. 2014. № 2. С. 9-14.
10. Искусство фридайвинга // Octopus. Read and dive. URL: octopus.ru/index.php/articles/5607.
11. Ковязина Л., Тадышева Б. Влияние искусственной гипервентиляции легких на продолжительность максимального времени апноэ // Биоразнообразие, проблемы экологии горного Алтая и сопредельных регионов: настоящее, прошлое, будущее: материалы IV Международной конференции. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2016. С. 344-345.
12. Колчинская А. З., Цыганова Т. Н., Остапенко Л. А. Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка в медицине и спорте. М. : Медицина, 2003.
13. Мазуров И. В. Подготовка подводного пловца. — М.: ДОСААФ, 1972. — 112 с.
14. Малешин К.К., Конеева Е.В. Характеристика фри- дайвинга как вида спорта и основные правила соревнований // Научный форум молодых ученых: проблемы, пути решения и перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2018. С. 47-56.
15. Малыгин Л. С., Раевский Д. А., Фаворская Е. Л., Лаврентьева Д. А. Обучение плаванию спортивным и самобытным способам на основе двигательной готовности : учебно-методическое пособие для студентов вузов физической культуры. – Малаховка, 2014.
16. Молчанова Н. В. Основы ныряния с задержкой дыхания. М. : Саттва Профиль, 2011.
17. Молчанова Н., Сазонов А. Исследование изменений ритма сердца у фридайверов при плавании с задержкой дыхания // Теория и практика физической культуры. 2007. № 10. С. 38-39.
18. Молчанова Н.В. Основы ныряния с задержкой дыхания. М.: Саттва, Профиль, 2013. 144 с.
19. Молчанова Н.В. Физическая подготовка спортсмена во фридайвинге в подготовительном периоде : авто- реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 24 с.
20. Молчанова Н.В., Щукин Е.А. Влияние некоторых психологических особенностей личности фридайвера на предрасположенность к блэкаутам // Экстремальная деятельность человека. 2015. № 2. С. 33-35.
21. Молчанова, Н.В. Основы ныряния с задержкой дыхания. Саттва, Профиль. - М., 2011.
22. Молчанова, Н.В. Основы фридайвинга. Федерация фридайвинга России. - М., 2008.
23. Молчанова, Н.В. Тренировочные программы по фридайвингу. -М., 2011
24. Морозова Т. С., Морозов С. Н. Организация практических занятий по физическому воспитанию студентов с ослабленным здоровьем // Образовательная, воспитательная, развивающая и оздоровительная роль физической культуры и спорта в вузе : материалы 2-й Международной научно-практической конференции / под ред. Ю. Л. Кислицина. – М., 2006.
25. Немчунаев И. П. Плавание. Книга-тренер. – М. : Эксмо, 2012.
26. Никитин Е.А. Коррекция гипоксических состояний у фридайверов с поражением опорно-двигательного аппарата на дистанции 100 м скоростное апноэ // Студенческая наука - физической культуре и спорту: материалы открытой региональной межвузовской конференции молодых ученых с международным участием. СПб.: НГУ физической культуры, спорта и здоровья П.Ф. Лесгафта, 2017. С. 91-93.
27. Никитина А.А., Мосунов Д.Ф. Признаки предвидения и предупреждения утраты сознания в виде спорта фридайвинг // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11. С. 109-112.
28. Оздоровительное плавание в вузе: теория и практика : учебное пособие / сост. И. В. Переверзева, О. А. Арбузова. – Ульяновск : УлГТУ, 2012.
29. Педагогический словарь // Наука. Искусство. Величие. URL: niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/articles/6/adapta ciya.htm.
30. Плавание : учебник для вузов / под общ. ред. Н. Ж. Булгаковой. – М. : Физкультура и спорт, 2001.
31. Плавание: Учебн. для студентов вузов физвоспитания и спорта / под ред. В. Н. Платонова. — К.: Олимпийская литература, 2005. — 496 с.
32. Подводный спорт и здоровье / под ред. С. К. Андреевой и др. — М.: Румянцева Н. Основы дайвинга. Учебник, разработанный и изданный Федерацией подводного спорта России. — М., 2010.
33. Правила и положения соревнований. Версия 16.0 - ноябрь 2018 // Федерация фридайвинга. URL: freediving.ru/images/docs/AIDA-RulesRegulati ons_16_RUS.pdf.
34. Раевский Д. А. Обучение плаванию спортивными и самобытными способами : учебное пособие для подготовки бакалавров. – М. : ГУУ, 2014.
35. Румянцева Н., Школьников М. Плавучесть и координация движений в водной среде. — М. 2009.
36. Шумков А., Шумкова Л. Азбука плавания в ластах. — М., 2008, ДОСААФ, 1980. — 223 с.
37. Щукин Е.А. Склонность к риску и тревожность как возможные факторы предрасположенности фридай- вера к блэкаутам // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 26. С. 101-105.
38. Юганкина Е.А., Дьякова Е.Ю. Обоснование актуальности проведения исследований адаптационных механизмов спорстменов, занимающихся подводным спортом // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского. Томск: СТТ, 2015. С. 204-207.
39. AIDA. International association for the development of apnes. URL: aidainternational.org.
40. CMAS. URL: cmas.org/en.