Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Феномен образовательной миграции представляет собой явление, присущее человечеству на протяжении значительного периода времени его существования. Образовательная миграция всегда открывала молодым людям доступ к новейшим технологиям, мировой культуре, качественному образованию, международным рынкам труда.
В настоящее время увеличение потоков образовательной миграции привело к тому, что многие страны, занимающие лидирующее положение на международном образовательном рынке, стали рассматривать образовательную миграцию в качестве «важнейшей составной части своей внешней политики, которая направлена как на укрепление экономического, так и политического влияния в мире».
За последние 40 лет количество иностранных студентов, ежегодно приезжающих в другие страны с образовательными целями, возросло почти в 7 раз - с 800 тыс. чел. в 1975 г. до 5,5 млн чел. в 2015 г. с прогнозом в 8 млн чел. к 2020 г.
По данным бюллетеня «Факты образования» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Россия занимает 6-е место в мире среди стран, принимающих на обучение иностранных студентов (5 % от количества иностранных студентов в мире). Большая часть иностранных студентов (79,2 %) прибывают в российские вузы из стран бывшего Советского Союза, затем следуют страны Азии, Африки, Ближнего Востока; меньше всего - из Северной Америки, Австралии и Океании. Не очень велико количество студентов, приезжающих в Россию из стран Северной, Западной и Южной Европы (3,8 %) и стран Восточной Европы (1,2 %), несмотря на географическую близость и на то, что до распада Советского Союза основный поток студентов прибывал как раз из стран Восточной Европы.
Образовательные мигранты воспринимаются правительствами многих стран как серьезный капитал, способствующий укреплению позиций страны в мире. В этой связи иммиграционная политика большинства стран предусматривает сосредоточение усилий на привлечении образовательных мигрантов. Российская система образования имеет в этом отношении значительный потенциал и требуются планомерные и концептуальные усилия по увеличению въездного потока образовательных мигрантов.
Целью данной работы является развитие изучение перспектив образовательных обменов между Европой и Россией на примере Венгрии, Финляндии и Чехии.
Для достижения поставленной цели будут последовательно решены следующие задачи:
– изучить образовательные обмены между Россией и Чехией,
– рассмотреть программу образовательных обменов в Венгрии,
– изучить образовательные обмены между Финляндией и Россией,
– провести анализ и оценку перспектив по взаимному сотрудничеству в сфере образования в связи с текущей политической ситуацией.
Объектом исследованияявляется исследования является образовательный обмен между Европой и Россией.
Предметом исследование являются перспективы образовательных обменов между Европой и Россией на примере Венгрии, Финляндии и Чехии.
Методический инструментарий заявленной в названии работы проблематики основывается на общенаучных методах познания (диалектический, анализ, синтез, абстрагирование, дедукция, индукция, аналитическое моделирование и пр.).
Вопрос оценки экономической эффективности экспорта образовательных программ в отечественной научной литературе проработан достаточно скудно, так в числе основных исследователей, подготовивших труды на данную тематику, можно отметить: С.Л. Зарецкую, Г.А. Лукичева, Е.Н. Иванова, Е.Е. Иванов, В.Д. Остапченко, Р.В. Козырькову, Г.А. Краснова, Т.Л. Клячко, Б.В. Казарина, Е.Е. Кобелева, Л.Н. Ваулину, А.О. Жукова, В.О. Скрипачева, Ю.А. Полушковского, М.Р. Разинькову, М.К. Бондареву, А.В. Меликяна, А.А. Александрова.
Из числа иностранных авторов можно отметить труды П. Скотта. Однако до настоящего времени не было четко сформулировано методики оценки эффективности экспорта образовательных программ, адаптированную к специфике деятельности российских высших учебных заведений.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Терминологическая справка
Международная образовательная миграция - перемещения людей между странами с целью получения образования различного уровня и на различные сроки.
Программа студенческого обмена — договорённость между учебными заведениями о взаимном обмене студентами.
Студент / Student - лица, зачисленные в установленном порядке для обучения в вузе по образовательным программам высшего профессионального образования.
Академическая мобильность / Academic Mobility – перемещение студентов высших учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения.
Программа академической мобильности / Academic Mobility Programme – комплекс мероприятий по организации обучения студентов за пределами своего вуза.
Академический обмен / Academic Exchange – одна из распространенных форм организации программ академической мобильности, реализуемая на основе договора между вузамипартнерами, продолжительностью, как правило, до одного года. Программы обмена предусматривают бесплатное обучение в вузе-партнере и не приводят к присвоению степени (диплома) принимающим вузом.
Направляющий университет / Home University - университет, который направляет студента на обучение в вуз-партер.
Принимающий университет / Host University - университет, который принимает на обучение студента из вуза-партнера.
Совместная образовательная программа / Joint Programme - образовательная программа, разработанная и реализуемая двумя (несколькими) университетами-партнерами (российскими или российским и зарубежным).
Вышеградский стипендиальный фонд – это объединение стран Вышеградской четверки: Праги, Польши, Венгрии и Словакии, которое предполагает студенческую мобильность в рамках фонда и стипендию в размере 2 300 евро на академический семестр.
Erasmus - это некоммерческая программа ЕС по студенческой мобильности. Участники программы Erasmus получают знания и имеют возможность учиться во многих странах!
Венгерская государственная стипендия Stipendium Hungaricum — одна из немногих полных стипендий в Венгрии для иностранных студентов.
Stipendium Hungaricum – это венгерская государственная стипендиальная программа, которая существует с 2013 года и направлена на студенческий и культурный обмен между Венгрией и другими странами мира.
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБМЕНЫ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЧЕХИЕЙ
1.1. Историческая сводка
Программа студенческого обмена – это уникальная возможность для студентов получить опыт и навык обучения в другой стране, повысить конкурентноспособность среди молодых специалистов, а так же обладать двумя дипломами одновременно, не теряя при этом времени.
По данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2018 году за рубежом обучалось около 1% российских студентов – порядка 57 тыс. человек. Молодёжь едет, прежде всего, в Германию. Второе место по популярности делят американские и чешские вузы. Последнее более чем объяснимо, поскольку учёба в Чехии для иностранных студентов бесплатна. Правда, с одной оговоркой – на национальном языке.
Чехия является одной из ведущих стран Европы, которая привлекает абитуриентов, студентов, преподавателей своим качественным образованием высокого уровня. Принято считать, что именно в Чехии можно получить современное высшее образование, которое соответствует всем европейским нормам. Стоит отметить, что Чехия обладает самой развитой инфраструктурой образования. Чешские университеты по праву входят в список лучших вузов Европы. Знаменитый Карлов университет и самые современные, престижные вузы - Высшая Школа Экономики, Высший Технический Университет, Чешский Аграрный Университет и многие другие.
Среди молодых стран ЕС, Чехия обладает наиболее развитой инфраструктурой образования. Чешская Республика популяризует мобильность среди студентов: открывает собственные стипендиальные фонды и подписывает новые соглашения со странами-партнерами. Такой уникальный шанс, как программа студенческого обмена, доступен не только для чехов, но и для любого иностранного студента, обучающегося в чешском вузе.
Для того, что бы стать участником программы международного обмена студентами необходимо: официально перейти на второй учебный курс и не иметь академических задолженностей, иметь высокий средний бал и соответствующее мотивационное письмо. Важно учесть бюрократические моменты и заранее подготовить документы. Например, организация поездки по программе студенческой мобильности Erasmus длится пол года.
Таблица 1 - Список договоров с иностранными организациями и вузами
Фрагмент для ознакомления
3
1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны" (заключено на о. Корфу 24.06.1994)/ URL: https://russiaeu.ru/userfiles/file/partnership_and_cooperation_agreement_1997_russian.pdf.
2. Закон РФ от 03.02.201г. 4 N 11-ФЗ, от 03.02.2014г. N 15-ФЗ, от 05.05.2014г. N 84-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» 3 февраля 2014г.// Кремль. - М., 2012г. - № 273-ФЗ
3. Костромитина П.А. Шуб М.Л. Программы международного обмена: преимущества и недостатки [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. 2014. № 9-10 (16)
4. Кузьменко А.А., Вениг С.Б. Международный студенческий обмен: перспективы, плюсы и минусы // Образование. Наука. Карьера. 2019 г.
5. Погодин С.Н. Международное сотрудничество Финляндии с Россией в сфере образования // Россия в глобальном мире. 2014. №5 (28).
6. Vinokurova S.A. Formation of the requirements for joint master's degree programs // Наночастицы, наноструктурные покрытия и микроконтейнеры: технология, свойства, применения. III Международная школа-семинар. Под ред. С.Б. Венига и Я. Элермана. 2011. С. 43-44.
7. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/
8. Бука С. А., Баврина Л. М./ Участие в программе Эразмус+ студентов-магистрантов: возможности, проблемы и прогностические параметры/ https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-vprogramme-erazmus-studentov-magistrantov-vozmozhnosti-problemy-i-prognosticheskie-parametry
9. Кортунов А.В./ Россия и Болонский процесс — 20 лет спустя/ 23.07.2019/ URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-bolonskiy-protsess-20-letspustya/
10. 10 причин учиться за границей [Электронный ресурс] // Познай себя современное образование [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.poznaysebia.com/2013/06/11/10-prichin-uchitsya-za-graniitsey/
11. Что может дать образование за границей? [Электронный ресурс] // IqConsultancy [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://www.iqconsultancy.ru/articles/plyusy-iminusy-uchyeby-za-granitsey/ (дата обращения: 19.01.2019).
12. The Centre for International Mobility (CIMO) [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.rciabc. vsu.ru/mnfop/cimo.htm.
13. Erasmus Mundus - Scholarships and Academic Cooperation/European Comission/ [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://ec.europa.eu/education/programmes/mundus/ index_en.html
14. Finnish Language & Culture Courses / Summer Universities in Finland / [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.kesayliopistot.fi/koulutustarjonta/finnish_ language_courses
15. Учеба в Финляндии - не только для финнов / инфо-Финляндия / [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.info-finlandia.ru/public/default.aspx?contentid=137415-01.12.2011.
16. Cesko-slovensy vedecky casopis zamereny na teorii vzdelavam dospelych, andragogiku a rozvoj lidskych zdrojh// ANDRAGOGICKA REVUE c. 1/2013, rocmk V.
17. Deriglazova L. V. Still looking for a partnership? EU-Russia cooperation in the field of higher education / L. V. Deriglazova, S. Mäkinen // Journal of contemporary European studies. 2019. Vol. 27, № 2. P. 184-195.
18. Erasmus+ annual report 2017/ https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/519aa03d1f0b-11e9-8d04-01aa75ed71a1/language-en 8)EU
19. downplays brain drain at Erasmus event/ 09.05.2012/ URL: https://uniavisen.dk/en/eudownplays-brain-drain-at-erasmus-event/
20. John Herbst and Sergei Erofeev/ The Putin exodus: the new Russian brain drain/ February 2019/ URL: https://publications.atlanticcouncil.org/putin-exodus/The-Putin-Exodus.pdf
21. Jussi Lassila. The Brain drain from Russia: The Kremlinʼs double-edged sword/ 05.02.2019/ URL: https://www.fiia.fi/wpcontent/uploads/2019/04/comment6_emigration_from_russia_eng.pdf
22. Nadine Burquel, Svetlana Shenderova, Svetlana Tvogorova/ Joint Education Programmes between Higher Education Institutions of the European Union and Russian Federation. Report July 2014/ URL: https://www.mgpu.ru/uploads/adv_documents/1023/1470914861-ReportJointProgrammesEn.Pdf
23. The Bologna Declaration of 19 June 1999. Joint declaration of the European Ministers of Education/ URL: http://www.magna-charta.org/resources/files/BOLOGNA_DECLARATION.pdf.