Фрагмент для ознакомления
2
Огромное пространство нашей страны, множество малозаселенных районов, многообразные ландшафты и различные климатические зоны, обилие культурных и исторических достопримечательностей дают возможность для развития туризма в России.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем.
В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Не смотря на различие формулировок, все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами.
Туризм – не только крупнейший, но и один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.
Культурный туризм в общеевропейских и мировых процессах является наиболее перспективным направлением социального и экономического сотрудничества.
Винный туризм – туризм, целью которого является (или включает в себя) дегустация, потребление, покупка вина непосредственно на винодельне.
Винный туризм это, прежде всего, вид культурного туризма.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в России культурный винный туризм не развит. Именно как туризм богатый культурой, традициями приносящий прибыль и доход, как для виноделов, так и для страны в целом.
Винный туризм это, прежде всего вид культурного туризма, который включает в себя ознакомление с историей виноделия, с историей страны, с ее культурой, которые связаны между собой. Так же винный туризм приобретает особую актуальность в свете последних прогнозов, согласно которым время, выделяемое людьми на свой отдых, будет сокращаться, поэтому туристы будут искать туристический продукт, дающий максимум впечатлений в минимальный отрезок времени.
Объект исследования – винный туризм как особый вид туризма.
Предмет исследования – развитие винного туризма в Молдове.
Цель исследования – разработать проект по созданию туристского продукта на рынке винного туризма в Молдове.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
– определить понятие, структуру и виды туристического продукта,
– рассмотреть особенности разработки и планирования туристского продукта,
– провести анализ ресурсов для организации тура «Винное сердце Молдовы»
– разработать программу тура и обслуживания туристов,
– провести расчет экономической эффективности тура.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных ученых по организации туристской деятельности; исследования, посвященные познавательному туризму: А.А.Андреева, О.В. Галковой, В.А. Квартальнова, С.А.Красной, Ю.С. Путрик, Н.А.Седовой, М.А. Сущинской и других.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: историко-географический, картографический, математико-статистический, сравнительно-аналитический, методы группировки и классификации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА
1.1 Понятие, структура и виды туристического продукта
Туристический продукт, это в первую очередь комплекс услуг, товаров и работ. Основная цель этого комплекса – удовлетворение потребности туриста во время его туристической поездки. Также необходим провести разделение между понятиями «туристическая услуга» и понятием «туристический продукт». Так как в отличие от туристической услуги, туристический продукт принимает свойству товара.
Самое главное отличие этих понятий в том, что туристическая услуга может быть потреблена только в месте ее производства, а туристический продукт может быть куплен в любом месте, но потреблен он может быть только в том месте, где будет произведена туристическая услуга. Это отличие и делает возможным существование турагентств, которые продают путевки. Приобретая их товар, потребитель не приобретает туристическую услугу, он приобретает лишь гарантию на ее исполнение в будущем.
Таким образом, можно прийти к более широкому определению. Туристский продукт в широком смысле — это экономическое благо, предназначенное для обмена.
Так К. Менгер, основатель австрийской школы в экономике, определяет любой товар. Туристский продукт как товар характеризуется потребительской стоимостью, т. е. полезностью или способностью удовлетворять определенные потребности людей в досуге и отдыхе.
Полезность туристского продукта определяется его ценностью для потребителя. Из – за этого туроператоры стремятся к созданию такого туристского продукта, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т. е. по возможности он должен иметь массового потребителя. Тогда можно использовать и индустриальные технологии для производства туристского продукта
В структуре туристического продукта есть три основных элемента: тур, дополнительные туристско – экскурсионные услуги и товары (рисунок 1). Тур - первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое. Является продуктом труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки. В состав тура входит так называемый турпакет и комплекс услуг на маршруте [2].
Тур в свою очередь включает в себя четыре обязательные составляющие: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер. На рисунке 1 изображена структура туристического продукта, с точке зрения производителя.
В соответствие с определением Зорина И.В. «Туристский центр — это место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социальнодемографические, инфраструктурные.» [1].
Без выбора места путешествия нельзя организовать и саму турпоездку, поэтому не один турпакет не может обойтись без «туристического центра» и он является обязательной его составляющей.
Туристический центр является олицетворением туристического индивидуального интереса. Так, к примеру, разные туристы, приходя в туристическую фирму, говорят, что один хочет поехать в Грузию, другой в Кахетию (регион, на востоке Грузии, заинтересовывающий туристов в первую очередь многовековым традиционным виноделием), а третий говорит, что хочет посетить горы Грузии.
У разных туристов есть свои представления о направлении, в котором они хотят отправиться в поездку. Как правило — это страна, регион или даже конкретный город. Турагент в свою очередь должен свети желание клиента к конкретному выбору туристического центра, так как от этого будет завесить проживание и место доставки транспорте.
Также необходимо помнить, что даже в одном городе или районе, может быть несколько туристических центров. [3]
К примеру, в горах Грузии есть различные исторические горные области, такие как Сванетия, Тушетия, Лагодехи и т.д. И в зависимости от выбора туристом области, его рекреационные возможности будут сильно отличатся, как и способ доставки до туда.
В соответствие с определением Зорина И.В. «Транспорт - средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристского центра.» [1].
Наиболее широко используется в качестве средства передвижения, без сомнения, самолет. На короткие расстояния поезд, туристский автобус, автомобиль. Большую часть затрат, обусловливающую стоимость турпакета, составляют затраты на перевозку. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. В отношении скоростных видов транспорта необходимо заметить, что, несмотря на их дороговизну по сравнению с другими видами, они также используются на короткие расстояния, так как позволяют экономить время туристов для рекреационных целей. [4]
Услуги размещения — это конкретный отель, который предлагается туристу в туристском центре на время путешествия. Размещения в отелях различаются в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, ботели, кемпинги и т. д. Услуги питания не включаются отдельным элементом в туристский пакет, поскольку в туризме они составляют часть услуг размещения.
Принятые в туризме комбинации размещения и питания:
- ВВ - размещение + завтрак; - НВ - полупансион: размещение + завтрак + ужин;
- FP - полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин.
Обычно турист имеет возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций, при этом, заказывая ВВ как вариант обслуживания, турист выбирает его отнюдь не из-за соображений экономии. Действительно, туроператор получает значительные скидки при пакетировании услуг размещения и питания, поскольку гарантирует загрузку отелей и ресторанов. При этом «пакетные цены» могут быть в три-четыре раза ниже розничных.
Что же приобретает турист, выкупая комбинацию ВВ или НВ? Прежде всего свободу выбора, поскольку в этом случае он может сам моделировать программу пребывания в туристском центре, по собственному усмотрению выбирая ресторан, или может отправиться на экскурсию, в которой обычно предусмотрен обед. [5]
Трансфер - доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно. Трансферы осуществляются с использованием автобусов, иногда такси или лимузинов, если такого типа трансферы включены в турпакет или затребованы туристом. Строго говоря, трансфер — это любая перевозка туриста в границах туристского центра. Поэтому сюда относят также поездки из отеля в театр и обратно, в музей и т. п. Но эти трансферы обычно не включаются в туристский пакет, поскольку клиенты их не всегда воспринимают как обязательную услугу. [6]
Это была структура туристического продукта с точки зрения его производителя. Но также, немаловажной является точка зрение его потребителя, а ведь именно во многом от нее зависит успех в реализации туристического продукта.
Структура туристического продукта с точки зрения потребителя делится на две основные части – это ядро туристического продукта, куда входят его функциональные свойства/характеристики и оболочка, которая в свою очередь представляет марку, гарантии, имидж туристического агента или туроператора и эстетические показатели качества и комфорта отдельно взятого туристического продукта.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 08.06.2020).
2. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
3. Андреев, В. Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме : учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
4. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
5. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
6. Березовая Л.Г. История туризма и гостеприимства: учеб. для СПО. М.: Юрайт, 2019. 477 с.
7. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности [Текст] / В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 320 с.
8. Дурович, А.П, Бондаренко Г. А. Организация туризма: учеб. пособие [Текст] / А.П. Дурович. – Мн.: Новое знание, 2015. – 277с.
9. Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности : учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 392 с.
10. Лысикова, О. В. Операционный менеджмент туризма : учебное пособие / О. В. Лысикова, А. В. Фоменко. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 96 с.
11. Матюхина, Ю. А. Индустрия туризма : учебное пособие / Ю. А. Матюхина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 310 с.
12. Морозов, М. А. Экономика организации туризма : учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 291 с.
13. Мотышина, М. С. Менеджмент туризма : учебник для среднего профессионального образования / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 282 с.
14. Овчаров, А. О. Экономика туризма : учебное пособие / А.О. Овчаров. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 253 с.
15. Орловская, В. П. Технология и организация предприятия туризма : учебник / В.П. Орловская ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 176 с.
16. Остроумов, О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность : учебно-методическое пособие / О. В. Остроумов ; под. ред. Ю. С. Путрика. — Москва : Финансы и Статистика, 2021. — 128 с.
17. Панова, А. В. Статистика туризма : учебное пособие / А.В. Панова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 248 с.
18. Пахомова, О. М. Стандартизация и контроль качества туристских услуг : учебное пособие / О.М. Пахомова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 135 с.
19. Пищулов, В. М. Менеджмент в сервисе и туризме : учебное пособие / В.М. Пищулов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 284 с.
20. Погодина, В. Л. География туризма : учебник / В.Л. Погодина, И.Г. Филиппова ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 256 с.
21. Покровский, Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления : учебное пособие / Н. Е. Покровский, Т. И. Черняева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Университетская книга ; Логос, 2020. — 424 с.
22. Практика активного туризма : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. — Орел : МАБИВ, 2020. — 149 с.
23. Рассохина, Т. В. Менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для вузов / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
24. Рассохина, Т. В. Организация туристской индустрии: менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
25. Рябушкин, Б.Т. Индустрия туризма: Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма [Текст] / Б.Т. Рябушкин. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 c.
26. Чеглазова, М.Е. Теоретические основы жизненного цикла туристского продукта [Текст] / М.Е. Чеглазова, М.А. Нестерова // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе: Сборник научных трудов. – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2019. – С. 63-66.
27. Чеглазова, М.Е. Специфика качества обслуживания в индустрии туризма и гостеприимства [Текст] / М.Е. Чеглазова, А.С. Перескоков // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе: Сборник научных трудов. – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2019. – С.67-71.
28. Чеглазова, М.Е. Роль бюджетных авиакомпаний в развитии туристской сферы [Текст] / М.Е. Чеглазова // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России: материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Казань, 24-25 января 2020 г.). – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. – С. 321-326
29. Международная организация виноградарства и виноделия [Электронный ресурс]. URL: http://мимо.com.ua/info/153-oiv-international-organisation-of-vine-and-wine /
30. «Cтарый и Новый Свет»: что вкладывают в эти понятия, говоря о винной индустрии? Портал Виноделия и Виноградарства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vinmoldova.md/index.php?id=2811
31. Виноделие, виноградарство, алкоголь и табак, напитки. Портал отраслевых ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://eurowine.com.ua/node/10613