Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблемы, связанные с улучшением предварительного расследования по уголовным делам в отечественном уголовном судопроизводстве неизменно занимают одно из основных мест, что определяется положением досудебного производства в системе стадий уголовного судопроизводства. В настоящее время сложилась новая волна обсуждений о последующих путях развития организации предварительного расследования, в частности, дознания, в России.
Основная сложность этого процесса определяется отсутствием точной, научно обоснованной концепции организации предварительного расследования. Реформирование досудебного производства осуществляется неупорядоченно, о чем говорит анализ большого количества поправок, внесенных в УПК РФ. За время действия Уголовно-процессуального кодекса РФ в него внесли значительное число корректировок, которые по большей степени преобразовали его изначальную модель этого крайне важного нормативного документа.
К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на колоссальное число поправок, несовершенство отдельных норм УПК РФ весьма часто дает возможность виновным лицам уходить от уголовно-правовой ответственности, негативно сказывается на деятельности следователей и дознавателей, а также уменьшает авторитет правоохранительных органов всей правоохранительной системы, в том числе государства. В связи с этим, представляется, что необходимо принять все меры для переосмысления и максимально скорой ликвидации всех образующихся противоречий между нормативными актами и реалиями жизни. После принятия Уголовно-процессуального кодекса РФ процедура расследования в форме дознания была значительно изменена. Дознаватели получили реальную возможность расследовать преступные деяния, отнесенные к собственной компетенции, в режиме экономии процессуального характера, без ущемления прав граждан, с соответствующим составлением обвинительного акта. Завершение дознания обладает в настоящее время специфической формой и подлежит осуществлению в упрощенном режиме. Законодатель в определенных нормах сформулировал правовое положение дознавателя и органа дознания, регламентировал их полномочия. Все данные новеллы, несомненно, необходимо признать прогрессивными.
Значение роли органов дознания состоит в том, что оно дает возможность более мобильно и эффективно осуществлять предварительное расследование по преступлениям средней и малой тяжести, таким образом, повышая эффективность деятельности правоохранительных органов.
Основное назначение такой формы предварительного расследования, как дознание заключается в упрощенной и ускоренной форме расследования ряда преступлений. Однако на практике дознание в том виде, в котором оно осуществляется в настоящее время, в связи с отсутствием взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, строгими формализованными процедурами, бумаготворчеством и длительными сроками, не выполняет своего назначения.
Дознание до сих пор остается ярким объектом критики и теоретиков, и практиков в связи с расплывчатостью отграничения от предварительного следствия. Дознание практически отграничивается от следствия по формальным признакам, к которым относят категории расследуемых преступлений, подследственных органам предварительного следствия и дознания, сроки и субъекты расследования, а также некоторым особенностям в процедуре осуществления.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с органами дознания в уголовном процессе РФ.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие деятельность органов дознания в уголовном процессе РФ.
Цель данной работы – комплексное исследование организации деятельности органов дознания: понятия, системы, полномочий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие органа дознания как участника уголовного процесса со стороны обвинения, провести соотношение органа дознания со смежными понятиями: начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель;
2) изучить полномочия органов дознания;
3) исследовать срок и порядок производства дознания, выявить особенности производства дознания в органах внутренних дел;
4) рассмотреть контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания;
5) изучить проблемы и перспективы функционирования органов дознания в уголовном судопроизводстве.
Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.Общая характеристика органов дознания в уголовном процессе
1.1.Понятие органа дознания как участника уголовного процесса со стороны обвинения. Соотношение органа дознания со смежными понятиями: начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель
Предварительным расследованием признается самостоятельная и независимая стадия уголовного процесса, представляющая из себя строго предусмотренную УПК РФ систему следственных действий, непосредственно связанных со сбором, закреплением и последующей оценкой доказательств, преследующих цель воссоздания реальной картины преступного деяния, установления виновных, а также обеспечение всех необходимых условий для рассмотрения в суде уголовного дела.
Субъектами стадии предварительного расследования являются должностные лица и государственные органы, к компетенции которых относится уголовно-процессуальная деятельность.
Предварительное расследование производится только в рамках уголовного дела и в форме дознания либо предварительного следствия.
Дознание может осуществляться следующими органами: дознавателями ОВД РФ, пограничными органами ФСБ РФ, службой судебных приставов РФ, противопожарной службой РФ, дознавателями, следователями, таможенными органами.
К органам дознания подследственны уголовные дела небольшой и средней тяжести, предусмотренные ч. 3 ст. 150 УПК РФ .
УПК РФ предусматривает, что дознание является формой предварительного расследования преступных деяний, осуществляемое следователем либо дознавателем по определенному уголовному делу, где осуществление предварительного следствия не считается обязательным условием.
Также к органам дознания необходимо отнести ОВД РФ и иные исполнительные органы власти, обладающие соответствующей компетенцией по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Одним из органов дознания является полиция. Каждое ее подразделение: полиция общественной безопасности и криминальная полиция осуществляют функции дознания, а начальники подразделений являются руководители органов дознания.
В связи с существенным объемом уголовно-процессуальной деятельности полиции в городских, районных отделах внутренних дел, в линейных отделах внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, т.е. сотрудники, которым постоянно поручается производство дознания. В вышестоящих ОВД формируются отделы дознания, которые осуществляют контрольно-методическое руководство дознавателями.
Командиры воинских соединений и частей, начальники военных гарнизонов и учреждений, начальники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ назначают дознавателей из категории самых подготовленных оперативных работников, которым и поручается производство дознания по определенным делам.
В аналогичном порядке, учитывая объем работы, организовано дознание и в иных органах, где законодательством устанавливается производство дознания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Российская газета, N 249, 22.12.2001
3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) О полиции // Российская газета, N 28, 10.02.2011
4. Федеральный закон от 04.03.2013 N 23-ФЗ (ред. от 28.12.2013) О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета, N 48, 06.03.2013
5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 01.04.2022) Об оперативно-розыскной деятельности // Российская газета, N 160, 18.08.1995.
Научная и учебная литература:
1. Бородкина Т. Н. Статус дознавателя в уголовном судопроизводстве: этапы и проблемы его формирования // Журнал «Вестник экономической безопасности». – 2018. – С. 90
2. Гирько С.И. Расследование преступлений в форме дознания в системе МВД России // Юридический консультант: . - М.; ЮРМИС, 2016. - № 7.- С.37
3. Гукова В.А. Орган дознания как участник уголовного процесса: проблемы правопонимания и правовой регламентации // Актуальные проблемы науки и практики. Сборник научных статей. - 2020. - С. 260-264.
4. Есина, А. С. Дознание в органах внутренних дел : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Есина, Е. Н. Арестова, О. Е. Жамкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 179 с.
5. Исиченко А.П. Орган дознания без дознания // Журнал «Уголовно-исполнительная система». -2018. - № 2. - С. 9- 11.
6. Курбанов М. И. Проблемы организации и осуществления предварительного расследования в РФ // Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». – 2016. – С. 104
7. Маказиева З. Д. Особенности органов дознания в уголовном процессе: теоретический аспект // Журнал «Закон и право». – 2018. – С. 109-111
8. Михайлов В.А., Побегайло Э.Ф., Цопанова И.Г. О статусе органов дознания и следственных органов // Журнал «Публичное и частное право». -2019. -№ 1 (41). - С. 75-83.
9. Мусеибов У.А. О правовой регламентации понятия и системы органов дознания // Журнал «Российский следователь». - 2016. - № 19. - С. 9-11.
10. Нартоков А. Х. Роль органов дознания в расследовании преступлений // Журнал «Теория и практика общественного развития». – 2016. – С. 43-45
11. Нургалиев Д. Р. Отличительные черты дознания от предварительного следствия // Журнал «Юридические науки».- №85.- 2018.- С.36
12. Седова Г.И. Некоторые особенности правовой регламентации деятельности органов дознания в уголовном судопроизводстве России // Журнал «Уголовное производство: процессуальная теория и криминалистическая практика».- 2016. - С. 91-93.
13. Сергеев А.Б. Особенности формирования органов дознания в России // История государства и права. - М.; Юрист, 2016. - № 5. – С. 25
14. Титосян Е. А. Проблемы и перспективы функционирования органов дознания в уголовном судопроизводстве / Е. А. Титосян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 435-437.
15. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): Учебник для вузов / Под ред.проф. Э.К. Кутуева; науч. ред. и вступительное слово проф. В.П. Сальникова; 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России; Фонд «Университет», 2019. – 583 с.
16. Уголовно-процессуальное право: учебник и практикум / В. И. Качалов [и др.]; под общей редакцией В. А. Давыдова, В. В. Ершова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 373 с.
17. Федоров П. Р. Проблемы процессуального статуса дознавателя по УПК РФ [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 258-259.
18. Шадрина М.Д., Калентьева Т.А. Актуальные проблемы регламентации деятельности органов дознания в РФ // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2019. – С.236-238