Фрагмент для ознакомления
2
экстерриториальную сферу правового регулирования, не совпадающую ни с территорией государств, ни с прочими отраслями права.
1.2 Структура церковного права
Как в любой правовой системе, первичным элементом церковного права является норма. Наивысшую юридическую силу среди норм церковного права имеют каноны, которые собственно закладывают его основу. В отношении понятия этого термина у специалистов нет однозначного определения. Например, епископ Далматинский Никодим утверждает, что канонами «называются церковные законы, содержащиеся в основном каноническом сборнике и обязательные для всей Церкви» .
Но в указанном сборнике содержатся не законы, а основополагающие церковные правила: правила святых апостолов, правила святых Вселенских Соборов, правила поместных соборов и др.
Церковное право отличается не только уникальной иерархией своих норм, верхнюю ступеньку которой занимают каноны, но и способом регулирования социальных отношений. Например, В.А. Цыпин отмечает, что «каноны — это основные церковные законы, которые составляют фундамент действующего в Церкви права, причем одинаково во всех Поместных Православных Церквах, во все века церковной истории» .
Вместе с тем, в другом месте он пишет, что Никейский Собор издал 20 канонов, которые касаются разных вопросов церковной дисциплины. Эти правила были после Собора приняты всей Церковью
Под канонами стоит понимать основополагающие правила, которым в светском праве соответствует понятие «принципы права».
Российский гуманитарный энциклопедический словарь также отмечает, что «канон (от греч. ко^юу — прямая палка для измерений) — устоявшиеся нормы, правила, традиции. ... церковные каноны — нормы, регламентирующие жизнь Церкви» .
Например, Правило Правил святых апостолов гласит: «Епископа да поставляют два или три епископа», а в соответствии с Правилом 6 епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина. Правило 12 предписывает: «Если кто из клира, или мирянин, отлученный от общения церковного, или недостойный принятия в клир, отошед, в ином городе принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и принявший и принятый». В соответствии с положениями Правила 29, если «епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, как Симон волхв Петром» .
В.А. Цыпин подчеркивает, что «нормы права церковного отличаются от норм, установленных государством, тем, что первые имеют более нравственно-принудительный характер: Церковь, которая по преимуществу есть царство свободы, не может употреблять физической силы, как то делает государство; она действует только с помощью духовных средств. Несмотря, однако, на это отличие норм церковных от норм государственных, церковное право со всей справедливостью должно считаться правом в собственном смысле.
Относительно более крупных составных частей церковного права в литературе существуют разные позиции. Например, М.Ю. Варьяс считает, что «церковное право как система состоит из подотраслей, институтов и подинститутов. Весь объем церковно-правовых норм можно разделить на две части: 1) внутреннее право; 2) внешнее право Церкви. Эти части мы условно будем называть подотраслями, если считать само церковное право отраслью, а точнее, корпоративной правовой системой. Подотрасли, в свою очередь, делятся на более мелкие образования (институты и подинституты).
В частности, необходимо (как это принято в большинстве отраслей права) разделить церковное право на общую и особенную части. К общей части логически следует отнести вопросы экклезиологии (правовой статус Церкви), состав и устройство Церкви, регулирование и виды церковной власти, общие основания корпоративной ответственности по церковному праву и проч. К институтам особенной части можно отнести отдельные виды церковного управления и церковной власти, семейное, имущественное, процессуальное, внешнее право Церкви, отдельные виды церковных наказаний» . На отраслевом характере церковного права настаивают и некоторые другие авторы .
Относительно характеристики системы церковного права частично мы солидарны с теми авторами, которые считают, что церковное право является не отраслью, а «особой самостоятельной системой права, отличной от права общегражданского и не соотносимой с ним, в том числе в аспекте разделения на публичное и частное, состоящей из собственно канонического права, в максимально возможной степени восходящего к праву естественному, но не тождественного ему, и собственно церковного права, посредством которого обеспечивается оптимизация конкретных жизненных условий, в которых реализуется концептуальная цель канонического права» .
Вместе с тем мы считаем, что как особая система церковное право включает в себя Общую и Особенную части. В Общую часть входят институты субъектов, источников, канонов права, которые распространяют свое воздействие на всю систему. Например, каноны выполняют здесь роль, подобную той, которую в международном праве и в национальных системах права выполняют принципы права. Кроме того, поскольку каноны являются боговдохновенными основополагающими правилами, то они вполне относятся к естественному, т.е. божественному праву как его понимали в период античного права (до так называемой эпохи «просвещения»).
Помимо этого у церковного права, как особой системы, имеются свои уникальные методы правового регулирования. Одной из особенностей которых является то, что «согласно с существом церкви как союза, основанного на религиозной вере и держащегося силой убеждения, церковные законы обыкновенно составляются и формулируются не столько в повелительном тоне законов, сколько в форме правил, убеждающих и наставляющих, т.е. действующих на волю через совесть... отсюда и их своеобразная санкция, состоящая в угрозе нарушителям их гневом Божиим, карой небесной или дисциплинарным наказанием, налагаемым самой церковью и состоящим в отлучении от ее общества» .
Наконец, церковное право отличается особым составом субъектов, которые от субъектов в других системах права отличаются не только уникальным правовым статусом, но и тем, что приобретению правосубъектности в церковном праве предшествуют соответствующие религиозные таинства (крещения, миропомазания, хиротонии). Из этого следует не только уникальность правового статуса субъектов указанной системы права, но и то, что ее нормы опираются на церковные догматы. Отмечая различие и взаимосвязь тех и других А.С. Павлов писал, что учение о таинстве крещения, именно как таинстве, т.е. благодатном средстве духовного возрождения человека, принадлежит догматическому богословию, а не церковному праву, ибо это внутреннее действие крещения не подлежит внешнему наблюдению и юридически не может быть доказано. Для права же крещение есть способ вступления в церковное общество и основание общей церковной правоспособности. С этой точки зрения в церковном праве может быть речь только об условиях действительности акта крещения. О взаимосвязи религиозных систем права с нормами религии, как об одной из их уникальных особенностей, пишут и другие авторы .
В частности, прп. Иустин (Попович) отмечает, что «стремясь сохранить своих верных чад от еретических заблуждений и соблазнов, Церковь, особенно на Соборах, раскрывала, объясняла и истолковывала отдельные догматы, как например: на Первом Вселенском Соборе — догмат о единосущии Лиц Пресвятой Троицы, догмат о Божестве Сына; на Втором Вселенском Соборе — догмат о Божестве Святого Духа; на Третьем Вселенском Соборе — догмат о воплощении Бога Слова и догмат о Пресвятой Богородице; на Четвертом Вселенском Соборе — догмат о Богочеловече-стве Господа Иисуса Христа; на Шестом Вселенском Соборе — догмат о двух волях и действах в Господе Христе; на Седьмом Вселенском Соборе — догмат о святых иконах; на Карфагенском Поместном Соборе — догмат о первородном грехе и благодати; на Лаодикийском Поместном Соборе — догмат о Таинстве Миропомазания и т. д. .
Церковное право многие канонисты делят на внутрицерковное и внешнее. Церковь Христова имела свои правила, свою достаточно полно разработанную систему законов, регулирующих вну-трицерковные отношения еще тогда, когда Римское государство не только не признавало за ней статуса публичной корпорации, но прямо преследовало ее в силу их церковного авторитета. Это так называемое внутри-церковное право своим происхождением не обязано государству и не является частью государственного, публичного права.
Таким образом, церковное право как особая система состоит из отраслей, подотраслей, институтов и подинститутов права. Весь объем церковно-правовых норм можно разделить на две части: Общую и Особенную. Общая часть включает систему норм, распространяющих свое регулирующее воздействие на всех субъектов и на все виды отношений,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Барсов Н.И. Священное Предание. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т. Т.2. - М., 1995. - 800 с.
2.Величко А.М., доктор юридических наук Рецепция в церковном праве Электронный ресурс] // URL:: http://vizantolog.ru/wp-content/uploads/2011/01/Рецепция-в-церковном-праве.pdf (дата обращения 06.03.2018)
3.ВолодинаН.В. Теоретические основы правового регулирования отношений государства и религиозных объединений (сравнительно-правовой анализ). Автореф. дис.... д-ра юр. н. - СПб., 2010. - 50 с.
4.Давид Р. Основные правовые системы современности.-М.,1988. - 45 с.
5.Иоанн (Митропольский), епископ Аксайский. История Вселенских Соборов.- Киев, 2004. – 447 с.
6.Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. - М.: Русский Хронограф, 2004. – 263 с.
7.Краткий курс церковного права. Учебное пособие / Варьяс М.Ю. - М.: МЗ Пресс, 2001. - 128 c.
8.Коновалов А. О церковном праве и церковном суде // Имперское возрождение. 2006. № 1. С. 6- 15.
9.Курс церковного права / Павлов А.С.; Редкол.: Антонова Л.И., Баскин Ю.Я., Бернацкий Г.Г., Козлихин И.Ю., Кропачев Н.М., Кузнецов Э.В., Луковская Д.И., Поляков А.В., Сальников В.П. (Отв. ред.), Сандулов Ю.А. (Отв. ред.) - С.-Пб.: Лань, 2002. - 384 c.
10.Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея. Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым / Под ред. и с предисловием проф. В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2005. – 300 с.
11. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. — М.: ИКД "Зерцало-М", 2001. — 400 с.
12.Никодим (Милаш), епископ Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви. В 2 т. Т.1. - М., 2001. – 500 с.
13.Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. Составлено по общим церковно-юридическим источникам и частным законам, действующим в автокефальных церквах. Перевод с сербского Мил. Г. Петровича. - СПб.: Типография B.В. Комарова, 1897. - 105 с.
13.Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Уч. пос. - - М.: ИКД «Зерцало-М», 2008.- 500 с.
14.Осавелюк А.М. Государство и Церковь. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2010.- 250 с.
15.Осавеяюк А.М. Особенности содержания и структуры церковного права // Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2014 № 11 С.31-36
16.Павлов А.С. Курс церковного права. - СПб.: Лань, 2002. – 150 с.
17.Протоиерей Анатолий Лобков. Воля Божия как источник церковного права. Пятигорск: Южэнерготехнадзор, 2001. – 50 с.
18.Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. – 1050 с.
19.Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). В 4 т. Т. 2. М.: Паломник, 2005. – 40 с.
20.Софроний (Сахаров), архимандрит. Преподобный Силуан Афонский. – 106 с.
21.Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 2004.- 235 с.
22.Христианство: энциклопедический словарь. В 3 т. Т.1. М., 1993.
23.Черданцев А.Ф. Теория государства и права-М.: Юрайт, 2002. -325 с.
24.Цыпин В.А., прот. Церковное право. Учебн. пособие. - М., 1996.- 260 с.
25.ЦыпинВ.А., прот. Каноническое право. - М., 2009. - 615 с.