Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Профессионально важные качества и их качества 4
1.1. Профессионально важные качества и их особенности 4
1.2. Профессиональные качества в резюме 7
2. Практические аспекты профессиональных качеств 13
2.1. Понятие о профессиональной успешности и профессиональных качествах 13
2.2. Различие профессионально важных качеств и личных качеств 24
Заключение 28
Список литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что современные специалисты привыкли к термину профессионально важные качества. Однако возникает закономерный вопро с, а какие качества являются важными для той или иной профессии.
Кроме этого возникает другой вопрос, а что такое профессионально важные качества. Это те качества которые помогают строить карьеру или это качества которые нужны для того что бы стать руководителем или хорошим специалистом который разбирается в своей отрасли.
Сегодня книжные полки наполнены большим количеством специальной литературы посвященной профессиональному отбору, как для психолога, так и для начальника отдела кадров. Однако при этом в них постоянно можно встретить вариацию разных определений посвященных понятию профессионально важные качества.
Цель исследования – выявить особенности теоретического обоснования профессионально важных качеств в научной литературе.
Объект исследования – профессионально важные качества.
Предмет исследования – теоретическое обоснование профессионально важных качеств в научной литературе.
Задачи исследования:
1. Дать определение профессионально важным качествам.
2. Дать характеристику профессионально важным качествам.
3. Выявить особенности взаимосвязи и определения профессионально важных качеств и профессионального успеха в литературе.
4. Выявить различи между профессионально важными качествами и личными качествами.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Профессионально важные качества и их качества
1.1. Профессионально важные качества и их особенности
Направления психологического профессиографирования
Рассматривая профессиональную деятельность в русле системного подхода, В. Д. Шадриков (1979) выделил семь направлений возможного анализа профессий.
Генетический анализ профессии: рассмотрение профессии в ее возникновении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности.
Личностно-мотивационный анализ деятельности: выявление и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быт реализованы в данной профессии.
Компонентно-целевой анализ: исследование компонентного состава задач в деятельности; действий как процессов; результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок.
Информационный анализ: исследуется модальность и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; измеряется количество информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации.
Структурно-функциональный анализ: устанавливается структура деятельности, то есть ее связи между компонентами; значимость и вес этих компонентов и связей; организация деятельности во времени; сложность компонентов-задач и трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента.
Индивидуально-психологический анализ: исследование индивидуальных стилей деятельности.
Психофизиологический анализ: исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике.
В работах. Е. М. Ивановой выделены специализированные направления профессиографирования, учитывающие этап исследования и его прикладную цель .
Психограмма
Психологам важно изучить и понять специфические требования той или иной профессии к психическим качествам работника. Упорядоченный набор ПВК называется профессиональной психограммой. Термин «психограмма» был предложен немецким психологом Уильямом Штерном (1871–1938).
В индустриальной психотехнике начала XX в. речь шла о психограмме как совокупности профессионально важных качеств личности профессионала. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда – успешного профессионала.
Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). Например, психограмма успешного вагоновожатого (составленная берлинским психологом К. Траммом) включила следующие функции:
• внимание;
• способность быстро принимать решения;
• присутствие духа;
• хорошее зрение, слух, глазомер;
• хорошая память;
• различение скорости движения;
• суставное чувство;
• технические способности;
• сопротивление усталости.
Профессиональная пригодность
В.А. Бодров в своей работе приводит определение профессиональной пригодности как индивидуальные особенности человека, необходимые для успешного выполнения трудовой (учебной) деятельности, его пригодность для конкретной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что профессионально важные качеств – это те качества, которые способствуют профессиональному развитию данного человека в данной области или специальности. При этом набор этих качеств может быть самым разнообразным, и он напрямую зависит от выбранной специальности, профессии и от индивидуальных приоритетов самого соискателя.
Не стоит забывать, что одни сотрудники хорошо справляются с обязанностями чистого исполнителя, а другие могут быть хорошими распределителями заданий, т.е. начальниками. Третьи могут совмещать в себе способности, как руководителя, так и подчиненного и т.д. При этом такие специалисты по-разному будут общаться с клиентами. Одни будут разговаривать подчеркнуто вежливо, а вторые могут вести себя дерзко.
1.2. Профессиональные качества в резюме
Профессиональные качества в резюме указываются при приёме на работу. Менеджер по персоналу должен оценить, подходит ли кандидат на определённую должность. Не всегда просто выявить именно те качества, которые требуются для работы по конкретной специальности. Каждая профессия требует набора личностных характеристик, умений и ключевых навыков и компетенций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Профессионально важные качества. История отечественного и иностранного подхода. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Парламентский финансовый контроль. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2021. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Профессионально важные качества. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Профессионально важные качества. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Профессионально важные качества. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2020. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Профессионально важные качества. Отбор и планирование. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Профессионально важные качества. Изучение и развитие. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Профессионально важные качества. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по российскому профессиональному отбору. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика финансового контроля. Справочник юриста и финансиста. – Екатеринбург: Полис, 2021. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика профессионального отбора. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Профессионально важные качества. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
13. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Профессиональный отбор в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.
14. Цуприкова И.В. Теоретический анализ проблемы профессиональной успешности в зарубежной и отечественной психологии / И. В. Цуприкова. // Молодой ученый. – 2021. – № 11 (353). – С. 148-152. – [Электронный ресурс] – https://moluch.ru/archive/353/79088/ (дата обращения: 15.04.2022).