Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения состава слова и его происхождения достаточно широко раскрыта в научной литературе, однако отсутствуют в достаточной степени полноценные научные исследования, которые классифицируют мотивационные признаки номинативных единиц, выделяют структурно-семантические группы слов, образованных путем сочетания различных элементов, которые составляют мотивировочный признак.
Актуальность темы исследования обусловлена отсутствием научных работ по изучению мотивационных признаков англоязычных названий кондитерских изделий.
Цель исследования – определить модели формирования англоязычных названий кондитерских изделий в мотивационном аспекте.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть синонимическую вариативность термина «мотивированность слова»;
2) обобщить разные лингвистические подходы к выделению видов мотивированности слова;
3) охарактеризовать мотивировочный признак в структуре номинативной единицы;
4) систематизировать лингвистические подходы к исследованию мотивировочных признаков англоязычных гастронимов;
5) определить основные модели, лежащие в основе англоязычных названий кондитерских изделий.
Объектом исследования являются англоязычные названия кондитерских изделий.
Предметом исследования являются модели построения англоязычные названия кондитерских изделий в мотивационном аспекте.
Материалом исследования послужили КОЛ-ВО англоязычных названий кондитерских изделий, извлеченных из толковых словарей английского языка, а также из текстов, размещенных в открытом доступе сети Интернет.
Методы исследования: тезаурусный анализ, этимологический анализ, анализ научной литературы
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые англоязычные названия кондитерских изделий рассмотрены в мотивационном аспекте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно применить в курсе бакалавриата «Лексикология английского языка», «Лингвострановедение английского языка», «Практический курс английского языка», а также на уроках английского языка в учреждениях общего среднего образования по теме «Food».
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и источников и приложения.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ МОТИВАЦИОННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ГАСТРОНИМОВ
1.1. Синонимическая вариативность термина «мотивированность слова»
Слово характеризуется неразрывной связью его внешней и внутренней формы, т.е. его звуковой оболочки и образным способом выражения его значения. Однако в одних словах эта связь с течением времени как бы «стирается» и говорящими уже не ощущается (ср., например, такие слова, как дом, стол, окно и др.), без привлечения специального этимологического анализа не понятно, почему дом называется домом, а стол – столом .
В других же словах эта связь остается достаточно прозрачной и понятной носителям языка (ср., например, такие слова, как подоконник, пятница, подснежник, мотивация которых легко угадывается).
Мотивированность слова – это сохранение в его семантической структуре связи звучания со значением, т.е. это своеобразное «обоснование» звукового облика слова, осознаваемое носителями языка, наглядный «образ» значения слова. Мотивированность слова как бы отвечает на вопрос, почему тот или иной предмет внешнего мира получил такое название .
Тип мотивированности слова как терминологического сочетания условен: первый компонент словосочетания означает разновидность чего-либо с присущими ему признаками, обусловленность чем-либо (в данном случае способом, средством, признаком, степенью мотивированности).
Что касается других терминологических сочетаний с компонентом «мотивированность» – «феномен мотивированности слов» и синонимом «феномен лексической мотивированности» – они заменены, по-видимому, более удачным словосочетанием «феномен мотивированности слов», в котором компонент «мотивированности» означает «связь между словами, раскрывающую их мотивированность.
Термин «лексическая мотивированность», именуемый в начальный период становления терминологической системы мотивации для обозначения «мотивированность в лексикологическом и семасиологическом аспекте», приобрел значение «вид мотивированности, связанный с выражением мотивированного или номинативного признака в слове» и встал в один ряд с термином «структурная мотивированность» – «тип мотивации, связанный с выражением классификационного признака» .
Остальные сочетания термина «мотивированность» (склонность к мотивированности, утрата мотивированности, фактор мотивированности) прозрачны и традиционны, хотя наряду с ним использовались и другие обозначения: изредка «мотивированная связь (отношения)», единичные «производные отношения», «структурно-смысловые связи». Мотивированная связь постулировалась как один из важных видов системных отношений в лексике.
В теории и практике апробированы все термины мотивологии, в том числе ключевые: «мотивированность», «мотивированные отношения», «внутренняя форма слова», которые получили дальнейшее развитие. В 1990-е годы развитие термина «мотивация» было продолжено в онтологическом направлении: тип мотивации определялся как свойство слова – структурно-семантическое место в иерархии других свойств лексических единиц – системных, функциональных средств выражения мотивации и ролевой характеристики .
Второй термин – «мотивированые отношения (связь)» утвердился в своем значении – отношения лексических единиц, раскрывающих их
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменко, С.И., Фурсенко, И.В. Мотивированность слова как научная категория / С.И. Абраменко, И.В. Фурсенко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2020. – № 6. – С. 54–60.
2. Володина, Я.С. Лингвистика: теория и практика / Я.С. Володина. – Елабуга: Крест, 2016. – 460 с.
3. Катермина, В.В. Гастрономическая картина мира в английской неологии: лингвокультурологический аспект / В.В, Катермина // Киберленинка. Научный портал. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gastronomicheskaya-kartina-mira-v-angliyskoy-neologii-lingvokulturologicheskiy-aspekt/viewer (дата обращения: 19.04.2022).
4. Коноваленко, М.И., Огорельцева, А.А., Прянишникова, А.В. Принципы дифференциации единиц номинативного фонда разных тематических групп / М.И. Коноваленко, А.А. Огорельцева, А.В. Прянишникова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы языкознания: история и современность». – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2022. – С. 100–120.
5. Масленников, И.Ю., Правдина, О.Г., Шелестова, И.М. Структура и содержание гастрономических терминов в английском языке / И.Ю. Масленников, О.Г. Правдина, И.М. Шелестова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 4. Лингвистика. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. – С. 66–80.
6. Переверзина, А.М., Храмов, И.С. Основные понятия и связи в мотивологии / А.М. Переверзина, И.С. Храмов // Лингвистические исследования. – 2020. – № 10. – С. 40–52.
7. Удальцова, Е.Е. Мотивирующие признаки слова: теория и практика исследования / Е.Е. Удальцова // Вестник лингвистики. – 2017. – № 5. – С. 60–72.
8. Шахназарова, Е.Н. Внутренняя форма слова и ее характеристики: лексикологическое исследование / Е.Н. Шахназарова // Русский язык. Сборник статей. Вып. 4. – М.: Форум, 2018. – С. 39–50.
9. Щукина, А.О. Лексикология / А.О. Щукина. – Ярославль: Призма, 2019. – 480 с.
10. Яковлева, А.С. Основы современной лексикологии / А.С. Яковлева. – Тамбов: Перекресток, 2019. – 378 с.