Фрагмент для ознакомления
2
На основе маркетинговых исследований принимается решение о том, нуждается ли бренд в репозиционировании.
Репозиционирование - это изменение основных характеристик бренда и закрепление их в сознании целевой аудитории [22, с. 104].
Тенденции рынка туристических продуктов невозможно точно оценить с помощью одного его исследования, и необходимо постоянно отслеживать изменения его основных показателей, определяющих успех продвижения туристических продуктов. В массовых направлениях отправки туристов в путешествие необходимо учитывать изменения: демографической структуры потребителей туристических продуктов; географии путешествий; сезонных условий потребления туристических продуктов; объема продаж туристических продуктов на местном, региональном и международном рынках; социально-экономические факторы и отношение потребителей к туристическим путешествиям; образ жизни в свободное время и другие изменения [5, с. 181].
Эти изменения являются объектами маркетинговых исследований рынка туристических продуктов. Объектами маркетинговых исследований могут быть: рынок; потребители; конкуренты; товары; цена; товарное движение; системы стимулирования сбыта и рекламы; внутренняя среда предприятия.
Из всех объектов маркетинговых исследований рынок представляет наибольший интерес для маркетологов и бизнес-лидеров. Он рассматривается с точки зрения тенденций и процессов развития, структуры и географии, мощностей, динамики продаж, состояния конкуренции, барьеров, возможностей и рисков [16, с. 166].
Потребители как неизменная составляющая рынка изучаются маркетологами как в рыночной среде, так и отдельно (семьи, домохозяйства). Предметом исследования в данном случае являются мотивационные факторы, определяющие потребительское поведение на рынке, структуру потребления, доступность товаров, тенденции потребительского спроса.
Основной целью исследования продукта является проверка соответствия его технико-экономических показателей и качества потребностям потребителей. Исследование позволяет нам получить данные о потребительских свойствах продукта: дизайн, упаковка, форма, цвет, эргономика, функциональность и т.д. Результаты исследования могут быть учтены при разработке оптимального ассортимента продукции для повышения конкурентоспособности продукта и определения основных направлений деятельности компании [17, с. 95].
Исследование цен предполагает определение затрат по статьям калькуляции, степени влияния конкуренции (сравнение технико-экономических показателей и потребительских параметров товаров других предприятий). Полученные результаты позволяют определить оптимальные соотношения себестоимости, цены и прибыли [10, с. 77].
Система распределения товаров состоит из торговых каналов, посредников, продавцов, форм и методов продажи, а также издержек обращения. Исследования этих факторов проводятся с целью выявления наиболее эффективных способов и средств оперативного доведения товара до конечного потребителя.
Стимулирование продаж и реклама способствуют перемещению товаров. Исследования в этой области влияют на поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы и позволяют установить наиболее благоприятное время для проведения эффективной PR-кампании, обеспечения позитивного отношения к предприятию и его продукции, развития коммуникационной системы коммуникации [14, с. 150].
Исследования в области рекламы предполагают тестирование (предварительное тестирование) средств привлечения потребителей, сравнение фактических и ожидаемых результатов. Полученные данные позволяют принимать решения об активизации рекламных кампаний, искать новые способы воздействия на потребителей, повышать интерес к продукции компании.
Изучение внутренней среды предприятия направлено на определение реального уровня его конкурентоспособности, возможности успешной адаптации к динамично развивающимся факторам внешней среды [4, с. 200].
Изучение конкурентов в жесткой борьбе позволяет занять выгодную позицию на рынке по сравнению с ними. В сферу интересов предприятия входит рыночная доля конкурентов, их слабые и сильные стороны, реакция потребителей на маркетинговые инструменты конкурентов, материальные, производственные, трудовые потенциалы, а также организация управления деятельностью [21, с. 20].
1.3 Методы маркетингового аудита в туризме
Традиционно существует три способа сбора данных, а именно: наблюдение, эксперимент, опрос.
Наблюдение - пассивный эксперимент является одним из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь наблюдает за людьми и ситуацией, не вмешиваясь в события [3, с. 168].
Исследователи торговой компании могут обосноваться в торговых залах, провести измерения, послушать, что люди говорят о разных товарах, и заметить, как продавцы справляются с оформлением и доставкой покупок. Они могут совершать покупки в своих собственных магазинах и магазинах конкурентов, чтобы узнать о качестве обслуживания. Такие наблюдения могут привести к полезным идеям, которые фирма могла бы оценить [13, с. 421].
Эксперимент предусматривает плановое воздействие на события. Это активный метод. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых групп испытуемых, создания различных условий для этих групп, контроля переменных компонентов и установления степени значимости наблюдаемых различий. Цель такого исследования - выявить причинно-следственные связи путем отсеивания тех объяснений результатов наблюдения, которые противоречат фактам [6, с. 175].
Допустим, исследователи хотят получить ответ на следующий вопрос: как предоставление питания в первом классе в полете повлияет на количество пассажиров авиакомпании "Аэрофлот"?
С этой целью проводится эксперимент. Авиакомпании выбирают три похожих маршрута, 20% пассажиров на которых заявляют, что предпочитают летать самолетами "Аэрофлота". Предположим, что на первом маршруте "Аэрофлот", как и другие авиакомпании, будет кормить пассажиров стандартными горячими обедами, на втором маршруте ограничится бутербродами, а на третьем предложит специально приготовленную еду и напитки по самым высоким стандартам европейских авиакомпаний. Если от еды ничего не зависит, исследователи должны обнаружить, что те же 20% авиапутешественников высказываются в пользу "Аэрофлота" на всех маршрутах. Предположим, к концу эксперимента 20% пассажиров все еще высказываются в пользу "Аэрофлота" на маршруте со стандартным горячим питанием, 10% на маршруте с холодными бутербродами и 30% на маршруте с роскошным питанием. Можно сделать вывод, что улучшенное качественное и горячее питание повышает интерес пассажиров, а холодное снижает его [11, с. 111]. Кроме того, необходимо проверить и убедиться, что выборка достаточно репрезентативна и полученные результаты не могут быть объяснены какими-либо другими предположениями. Если экипажи более приветливы на маршруте с роскошным питанием, то именно их радушие может повлиять на удовлетворенность пассажиров в большей степени, чем еда. Тогда, возможно, необходимость улучшения питания не так важна, как привлечение и обучение более гостеприимных сотрудников [23, с. 279].
Опрос наиболее удобен для поиска и описательного исследования. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях и предпочтениях людей, степени их удовлетворенности, а также оценить свое положение в глазах аудитории. Так, с помощью опроса исследователи могут выяснить, сколько людей предпочитают "Аэрофлот" другим авиакомпаниям [8, с. 142].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Абрамов, Т. Д. Методы оценки эффективности маркетинговых решений // Молодой ученый. - 2020. - № 8 (298). - С. 301-303.
2.Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 304 с.
3.Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019. – 474 с.
4.Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 559 с.
5.Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
6.Егоршин, А. П. Эффективный маркетинг организации: учебник для вузов. - Нижний Новгород: НИЭМ, 2020. - 302 с.
7.Калашникова, Ю. О. Особенности маркетингового аудита // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2019 г.). - М.: Буки-Веди, 2019. - С. 69-72.
8.Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 170 с.
9.Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник. – М.: Юрайт, 2021. – 315 с.
10.Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 181 с.
11.Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 444 с.
12.Короткова, Т. Л. Управление маркетингом: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 242 с.
13.Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент– Спб.: Питер, 2018. – 848 с.
14.Наумов, В. Н. Стратегическое взаимодействие рыночных субъектов в маркетинговых системах: монография. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 270 с.
15.Новаторов Э. В. Специфика и особенности аудита маркетинга услуг /\ Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2021. - № 34. – С. 50-62.
16.Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 374 с.
17. Рудаков П. В. Организация проекта аудита маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2019. - № 2. - С. 90-97.
18.Рыжикова, Т.Н. Маркетинг: экономика, финансы, контроллинг: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 225 с.
19.Токарев, Б. Е. Маркетинг инновационно-технологических стартапов: от технологии до коммерческого результата. – М.: Магистр, 2020. - 264 с.
20.Тультаев, Т. А. Маркетинг услуг: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
21. Тюрин Д. В. Маркетинговый аудит в российских компаниях: виды, формы и методы проведения // Менеджмент сегодня. - 2020. - № 1. - С. 12-26.
22.Фарахутдинов, Ш. Ф. Современные тенденции и инновационные методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 231 с.
23.Цахаев, Р. К. Маркетинг: учебник. – М.: Дашков и К°, 2020. - 548 с.
24.Щепакин, М. Б. Экономика маркетинговой и рекламной деятельности: учебное пособие. – М.: Магистр, 2021. – 232 c.