Фрагмент для ознакомления
2
1.1.Организация закупок для нужд уголовно-исполнительной системы
Одной из важных составляющих нормального функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы является закупочная деятельность. Нельзя не согласиться, что, своевременное осуществление государственных закупок в необходимых объемах способствует решению основных вопросов продовольственного, вещевого, коммунально-бытового и иных видов обеспечения учреждений УИС. Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – это совокупность действий, осуществляемых заказчиком в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта [1].
Учреждения УИС выступают в роли государственного заказчика – государственного орган (в том числе органа государственнойвласти), либо государственного казенного учреждения, действующего от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченных принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющих закупки.
Проблема применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок очень актуальна и широко рассматривается во всех аспектах, причем рассматривают ее не только с экономической точки зрения, но и правовой. Для решения проблем государственных заказчиков необходим концептуальный подход.
В целях своевременного и полного обеспечения деятельности заказчика товарами, работами и услугами с эффективным расходованием средств федерального бюджета, защиты от недобросовестных поставщиков, а также безусловного обеспечения исполнения государственных контрактов в сфере обеспечения обороны и безопасности государства, закупочная деятельность и снабжение материальными ресурсами в УИС осуществляется преимущественно в централизованном порядке [3].
В соответствии со ст. 38. 44-ФЗ, заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн. рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). Если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн. рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта – контрактного управляющего. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения
2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд [2].
Для осуществления закупок конкурентными способами с целью определения поставщиков в учреждении необходимо создать Комиссию по осуществлению закупок (для осуществления закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется. Создать комиссию и определить порядок ее работы необходимо до начала проведения закупки, т. е. не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки.
Для создания и обеспечения деятельности комиссии по осуществлению закупок заказчику необходимо определить вид комиссии, сформировать и утвердить ее состав (в том числе назначить председателя), установить порядок работы. Если закупки заказчика не отличаются спецификой и не требуется участие в работе комиссии специалистов в конкретных областях, целесообразно создать единую комиссию для осуществления всех закупок вне зависимости от объекта закупки и способа определения поставщика.
Единая комиссия должна отвечать требованиям, предъявляемым ч. 5 и ч. 6 ст. 39 44-ФЗ и состоять не менее, чем из 5 человек. В то же время, когда осуществляется закупка специфического товара (работы, услуги), заказчик вправе создать комиссию по осуществлению конкретной закупки, в состав которой могут быть включены эксперты в соответствующих областях.
Итак, закупочный цикл состоит из нескольких этапов: планирование; размещение извещения; выбор поставщика (подрядчика, исполнителя); заключение государственного контракта; формирование отчетности.
1.2.Планирование закупок для нужд УИС
Планирование закупок – это первостепенный по значимости и начальный этап закупочного цикла. Планирование согласно целям закупок обеспечивается посредством формирования, утверждения и ведения нескольких инструментов, а именно планов закупок и планов-графиков. Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Планы закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней государственными заказчиками, действующими от имени Российской Федерации, – после доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
а) формируют планы закупок исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 44-ФЗ, и представляют их не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок;
б) корректируют при необходимости по согласованию с главными распорядителями планы закупок в процессе составления проектов бюджетных смет и представления главными распорядителями при составлении проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации [3];
в) после уточнения планов закупок и доведения до государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации утверждают в десятидневный срок сформированные планы закупок и уведомляют об этом главного распорядителя.
В план закупок включается информация о закупках, извещение об осуществлении которых планируется разместить либо приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в которых планируется направить в случаях, установленных 44-ФЗ, в очередном финансовом году и (или) плановом периоде, а также о закупках у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты с которыми планируются к заключению в течение указанного периода [3].
План закупок должен быть составлен, оформлен в соответствии с нормами ст.17 44-ФЗ. Дата утверждения плана закупок 44-ФЗ – 10 рабочих дней после доведения лимитов бюджетных ассигнований на следующий финансовый год и плановые периоды до организациизаказчика, а также составления и принятия на их основе плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения государственного или муниципального уровня [4].
План закупок подлежит размещению в Единой Информационной Системе в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения. На основе плана закупок составляется своеобразная его детализация – план-график закупок. В него включается перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Планы-графики закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней. Для того, чтобы внести изменения в план-график, инициаторы закупки подают рапорт на имя начальника учреждения с просьбой на соответствующее разрешение.
Внесение изменений в план-график в ЕИС возможно в течение 3 дней с даты утверждения начальником вышеуказанного рапорта. В большинстве случаев изменения в план-график вносятся, чтобы отобразить, на какую сумму заключен государственный контракт после электронного аукциона либо при расторжении государственного контракта по дополнительному соглашению с целью высвобождения экономии денежных средств. По новым контрактам изменения вносятся сначала План закупок, а после в план-график.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. — 2013. — № 14. — Ст. 1652.
3. Федеральный закон РФ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в редакции от 24.04.2020, действующая редакция).
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» //Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2019. — № 2.
5. Абрамкин, М. Н. Понятие государственного контракта в законодательстве и праве Российской Федерации / М. Н. Абрамкин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 19-22.
6. Акчурина О. С., Атаева А. Б. Особенности организации подсобного хозяйства в учреждениях ФСИН России по СевероКавказскому федеральному округу // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конференции. 2016. С. 981–983.
7. Блинкова, Е. В., Кошелюк, Б. Е. Договор поставки товаров для государственных нужд : монография. — М.: Проспект, 2017. — 136 с.
8. Бодрягина О. А. Организация закупок для нужд уголовно-исполнительной системы: проблемные вопросы // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом : сб. тезисов выступлений и докладов участников Междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2018. С. 1215
9. Бодрягина О. А., Моор Т. А. Планирование потребности в материальных ресурсах в рамках законодательства о контрактной системе // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конференции. 2016. С. 984–989
10. Бодрягина О. А., Балян Э.В. Обоснование нормативных затрат на обеспечение функций ФСИН России в соответствии с законодательством о контрактной системе // Материально-техническое обеспечение учреждений уголовно-исполнительной системы : сб. материалов Всерос. науч.-практ. круглого стола. 2017. С. 122–127.
11. Бодрягина О. А., Подолян Е. С. Проблемы и перспективы самообеспечения учреждения УИС продовольствием в соответствии с задачами развития УИС // Актуальные вопросы материальнотехнического снабжения органов и учреждений уголовноисполнительной системы : сб. материалов Всерос. науч.-практ. круглого стола. 2017. С. 127–130 6.
12. Везломцева С. Г. Государственный и муниципальный заказ в системе государственного управления экономикой // Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития : материалы XV Всерос. науч.-практ. конф. (24 сент. 2018 г.) : в 3 ч. Ч 2. Ростов н/Д., 2018. С. 72
13. Иваненко, А. В. Правовая природа государственного контракта и его место в системе гражданско-правовых договоров // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. — 2017. — № 4. — С. 98–103.
14. Кравченко М.В., Толстова А.З. Проблематика оценки эффективности контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Научные горизонты. – 2017. – № 3. – С.108 – 113.
15. Крадинов П. Г. Система государственных закупок в ЕС и подходы к оценке ее эффективности. // Научно–исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2018. – № 3 (17). – С. 37–46
16. Кузьмина И.А. Результаты общественного обсуждения закупок // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и зарубежом. – 2018. – С.1416-1420.
17. Курашова Е.А. Основы формирования системы государственных закупок // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий. – 2018. – С.62-65.
18. Лебедев, К. К. Контракт в системе закупок для государственных и муниципальных нужд // Современные парадигмы научных воззрений / 27–28 февраля 2016 года, г. Санкт-Петербург. — СПб.: КультИнформПресс, 2016. — С. 166–174.
19. Мельничук В.А. Альтернативные примеры организации систем государственных закупок // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – № 4 (24). – 2017. – С.81-86.
20. Михеев Д.С. Гласность при общественном обсуждении закупок // Вестник марийского государственного университета. Серия «исторические науки. Юридические науки». – 2017. – Т.3, № 2 (10). – С.66-70.
21. Никифорова Л. Рейтинг эффективности и прозрачности закупочных систем регионов России в 2019 г. // Федерализм. – 2019. – № 2. – С.193–218.
22. Никифорова Л., Гончаров Е. Система рейтинговой оценки закупочной деятельности государственных заказчиков Воронежской области // Федерализм. – 2019. – № 3. – С.186—196.
23. Новожилова Ж. С., Подолян Е.С. Совершенствование механизма продовольственного обеспечения в уголовно-исполнительной системе //Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2016. С. 1236–1239