Фрагмент для ознакомления
2
. Необходимость декларации; повышенная речевая мотивация, стремление выразить свои мысли и чувства.
2. Наличие содержательной основы высказывания, когда ребенок не только хочет говорить, но и может что-то сказать.
3. Овладение детьми-логопатами языковыми средствами, необходимыми для создания конкретного текста; развитие у них умения выбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения.
Реализовать эти условия в коррекционной работе
нужен действенный подход.
- знания приобретаются и проявляются только в деятельности;
- За навыками, развитием и обучением ученика стоит действие.
Деятельность в этом случае рассматривается в двух аспектах:
1. Учебная (познавательная деятельность), в ходе которой приобретаются знания о строении языка.
2. Речевая деятельность, в ходе которой учащиеся используют язык в различных речевых функциях, в том числе и в коммуникативной.
Оба вида деятельности неразрывно связаны на всех этапах коррекции. Единство учебной деятельности и речи создает основу для активизации процесса коррекции и развития речи у младших школьников.
Деятельностный подход является основным в коррекционной работе логопеда с учащимися со сниженным уровнем познавательной активности (VII классы). На первый уровень выводится не репродуктивный метод обучения и коррекции, а метод деятельности между субъектом и объектом, который позволяет осуществлять обучение через активизацию языковых знаний, формирование языковых средств, интерес со стороны субъекта. «Русский язык», языковые навыки и познавательная деятельность для них.
Развитие языковой компетенции должно основываться на субъективном опыте ребенка. Необходимо учитывать индивидуальность и самооценку ребенка как активного носителя субъективного опыта речи.
Эта работа будет более эффективной, если коррекция учащихся будет осуществляться в системе коррекционных занятий с учетом индивидуального опыта ребенка и его зоны ближайшего развития.
Спектр опыта охватывает
• система показателей развития личности: обучение и обучение, развитие и развитие (диагностика речевого развития)
• система коррекционной работы, основанная на принципе нарушений и планировании логопедических курсов по этапам коррекции.
Логопед строит коррекционную работу, реализуя содержание предмета «Русский язык» на основе ФГОС, которая направлена на развитие функциональной грамотности и коммуникативной компетенции.
Одной из важнейших целей изучения предмета «Русский язык» в начальной школе является формирование навыков грамотного и безошибочного письма, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи – это формирование коммуникативных умений.
Важная роль в программе отводится формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка, так как четкое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения , чтение и письмо. Сюда входит первый этап коррекционной логопедической работы: восполнение пробелов и коррекция развития звуковой стороны речи.
Также программой предусмотрено формирование представлений младших школьников о словарном запасе русского языка, пополнение и обогащение словарного запаса как показателя интеллектуального развития и речи личности, что также входит в 1 этап коррекционной работы. .
Содержание программы является основой для овладения учащимися приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сравнения, нахождения сходства, различия, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, которые несомненно способствует психическому и речевому развитию и является основным элементом всей коррекционной работы логопеда.
Важную роль играет формирование представлений о грамматических понятиях: словообразовании, морфологии, синтаксисе.
Содержание тюремного курса построено концентрически, как и курс русского языка. Такая структура программы позволяет как учителю, так и логопеду учитывать степень подготовленности учащихся к определенным сведениям о языке, обеспечивает постепенное нарастание сложности материала и организует комплексное изучение теории грамматика. Правописание и развитие языка на всех этапах исправительного учреждения.
Коррекционная работа учитывает разграничение нарушений «дисграфия» и «дизорфография», с учетом критериев, на основании которых выявляются ошибки дисграфии и дизорфографии. Одним из таких основных критериев является принцип правописания, который в основном нарушается. Известно, что в русской орфографии выделяют основные принципы: фонетический (фонематический), морфологический, традиционный.
Фонетический принцип правописания основан на звуковом (фонематическом) анализе речи. Писатель анализирует звуковой состав слова и отмечает звуки определенными буквами (ср.: создание фонетико-графических изображений звуков и букв русского языка по ФГОС).Слова пишутся так, как они слышатся и произносятся (дом, трава, лиса, горка, жук) При специфических нарушениях речи и письма логопед напишет: зук, том, гойка, исиса, пуплик, трва,)
Поэтому для реализации фонематического принципа письма необходимо формировать дифференциацию фонем и проводить фонематический анализ. Данный вид коррекции является первым этапом логопедической работы, соответствующим целям и задачам программы ФГОС по предмету «Русский язык».
В настоящее время активность в обучении понимается как «добывание» знаний, которое является итогом исследования самого учащегося. Познавательная активность способствует интеллектуальному развитию ребенка, у него возникает не только потребность решать познавательные задачи, но и применять полученные знания на практике.
Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Направлять процесс развития личности – значит развивать интерес к предмету, ставить учащегося в позицию активного деятеля, всемерно раскрывать его потенциальные возможности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баллингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку: кн. для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988. 2. Дятлов С.А. Использование информационных технологий в образовательном процессе. – М., 2010.
3. Жедек П.С. Специфика фонетических знаний и умений и методы обучения фонетике// Рус. яз. в школе. – 1982. – № 5.
4. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. – М., 1987.
5. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Азбука. 1 класс. 1 часть. – М.: Просвещение, 2014г.
7. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Азбука. 1 класс. 2 часть. – М.: Просвещение, 2014.
8. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник: 1 класс. – М.: Просвещение, 2014.
9. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник: 2 класс: в 2 ч.: ч. 1. – М.: Просвещение, 2014.
10. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник: 2 класс: в 2 ч.: ч. 2. – М.: Просвещение, 2014.
11. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник: 3 класс: в 2 ч.: ч. 1. – М.: Просвещение, 2014.
12. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник: 3 класс: в 2 ч.: ч. 2. – М.: Просвещение, 2014.
13. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник: 4 класс: в 2 ч.: ч. 1. – М.: Просвещение, 2014. 49
14. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник: 4 класс: в 2 ч.: ч. 2. – М.: Просвещение, 2014.
15. Канакина В.П., Горецкий В.Г..Русский язык: метод. пособие к комплекту «Русский язык» нач. шк. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
16. Ксензонова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания младших школьников. – М., 2005.
17. Львов М.Р. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе 5-9 классах. – М., 1989.
18. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. Изд. «Наука», 1974. с. 426.
19. Львова С.И. За страницами школьного учебника. Русский язык. – М., 2007.
20. Ноздрина О.И. Формирование произносительной культуры младших школьников // Молодой ученый. – 2015. – №5. – С. 507 – 511.
21. Овчинникова И.Г. Лексикон младшего школьника. Пермь: изд-во Перм. ун-та, 2000 – 312 с.
22. Панов М. В. Современный русский язык: Фонетика. – М., 1979.
23. Петрова О.Ю. Упражнения по орфоэпии. Дидактические материалы для уроков русского языка. – СПб., 2012.
24. Программа «Школа России» [Электронный ресурс].URL: http://shkolanach.ru/011 (дата обращения: 10.05.2017).
25. Программа «Школа России» (ФГОС) [Электронный ресурс].URL: https://schoolguide.ru/index.php/progs/shkola-rossii.html (дата обращения: 10.05.2017).