Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Уже более трех тысяч лет человечество бьется над проблемой решения вечной общечеловеческой проблемы - как защитить человека от произвола гордых государственных чиновников.
Впервые об этой проблеме задумались на заре государственности. Каждая страна, которая впоследствии добилась стабильной государственной системы, решала ее по-своему, внося свой вклад в эту проблему, которая всегда возникала.
В современной политико-правовой доктрине верховенством права признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно реализуется принцип разделения властей, признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.
Еще одной неотъемлемой чертой верховенства права является последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют независимо и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволить ни одной из них доминировать над другими или сосредоточить власть в руках одного чиновника.
Актуальность темы исследования заключается в том, что для понимания законодательного процесса необходимо четкое представление о государственных законодательных органах. Законодательная функция этих органов имеет большое значение для функционирования других ветвей власти и жизни населения страны.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Венгеров А. Б., Власова Т.В., Головистикова А., Енгибарян Р. В., Комаров С. А., Лазарев В. В., Мазарчук Д. В., Перевалов В. Д., Рассказов Л. П., Старков О. В. и др.
Объектом исследования является система государственного управления.
Предметом исследования является законодательная власть в системе государственного управления.
Целью исследования является изучение законодательной власти в системе государственного управления.
Задачи:
изучить понятие и признаки закачательной власти;
изучить функции законодательной власти;
изучить принципы деятельности законодательной власти;
изучение системы законодательной власти.
Методологическую основу настоящего исследования составили комплекс общенаучных и специальных методов исследования (диалектический метод познания, исторический, логический, системный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.).
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1.Понятие, признаки и функции законодательной власти
В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка.
Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.
В соответствии со статьей Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Известный английский мыслитель Джон Локк в своем главном труде «Два трактата о государственном правлении» писал о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, законодательной и судебной, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации, естественных прав и свобод. Он придавал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Джоном Локком были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости этому органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим новой постоянно действующей структуры и т.д.
Классический вид концепция разделения властей приобрела в работах Шарля Луи Монтескье. Он сделал вывод, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства.
Признаки законодательной власти:
– Системность
– Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
– Коллегиальность
– Представительство интересов, выборность
Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей, присущих законодательной ветви власти:
Законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
По отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
Кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.
Функции законодательной власти:
1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.
2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;
3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;
4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.
Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.
1.2.Законодательная власть с точки зрения теории разделения властей
Законодательная власть — это основной юридический аспект выражения воли народа, которая должна консолидировать в себе интересы всех без исключения групп с различными интересами. В сфере теории разделения властей законодательная власть устанавливает правила поведения и осуществляет контроль за исполнением, исполнительная власть обеспечивает исполнительно-распорядительную функцию, а также осуществляет контроль за исполнением законов, а судебная власть разрешает правовые споры.
Первостепенность законодательной власти обуславливается тем, что правила поведения по отношению других ветвей власти устанавливаются первой, также определяя с одной стороны ориентированную самостоятельность ветвей между собой, с другой — нацеливает на качественное функционирование, одновременно с этими явлениями осуществляет контроль за качеством и своевременностью исполнения законов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Юрайт, 2018. -367 с.
2. Воротников, А. А. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019 — 640с.
3. Корнев, В. Н. Теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.Н. Корнева. — М.: РАП, 2017. — 560 с.
4. Кудинов, О. А. Комментарии к источникам римского права / О. А. Кудинов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 344 с.
5. Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 384 с
6. Лукьянова, Е. Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: Учебное пособие / Е.Г. Лукьянова; РАН. Институт государства и права. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. — 208 с.
7. Любашиц, В. Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю.Мордовцев, А.Ю.Мамычев — 3-е изд. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 526 с
8. Малько, А. В. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 213 с.
9. Марченко, М. Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2. Право: Академ. курс / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 816 с.
10. Матненко, М. А., Утемисова, З. Ж. Проблемы типологии государств [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 3-6.
11. Матузов, Н. И. Теория государства и права : Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 640 с
12. Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 464 с.
13. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 560 с.
14. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 496 с.
15. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: Учебник для вузов / Л.П. Рассказов. — 6-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 475 с.
16. Рассолов, М. М. Актуальные проблемы теории государства и права. — М.: ЮНИТИ — ДАНА: закон и право, 2018. — 447 с.
17. Сафронова, Е. В. Теория государства и права. Практикум/Е.В.Сафронова, А.Ю.Кузубова, Л.Л.Соловьева — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 195 с
18. Смоленский, М. Б. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 272 с.
19. Старков, О. В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. — М.: — торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 372 с
20. Хабибулин, А. Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. Хабибулина А. Г., Лазарева В. В. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 512 с
21. Черногорцева, Г. В. Правовые идеи в философии нового времени // Молодой ученый. — 2019. — №12. — С. 877-880.