Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества значимость универсальных ценностей жизни и здоровья человека, распространение стандартов здорового образа жизни приобретает особое значение.
Анализ исследований российских ученых (М.М.Безруких, Э.А.Мулявина, З.И. Тюмасова и др) подтверждает, что с переходом детей из класса в класс проблема сохранения и укрепления индивидуального здоровья младших школьников только нарастает.
Формирование ЗОЖ как педагогическая проблема рассматривается в трудах отечественных педагогов научной литературы: в настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются специалисты различных областей знаний: медицины и физиологи И.Брехман, В.В.Колбанов, Ю.П.Лисицин, Б.Н.Чумаков, Н.М.Амосов, психологи Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, О.Г.Кулиш, А.И.Захарова, В.С.Мухина и другие; педагоги Г.К.Зайцев, О.В.Морозова, Т.В.Поштарева, Л.Г. Татарникова и другие. В процессе написания работы были проанализированы работы специалистов в области социально-культурной деятельности, а именно: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова.
Проблема формирования здорового образа жизни очень актуальна по сегодняшний день, так как своевременна и достаточно сложна в любом обществе, в любой социально-экономической и политической ситуации, поскольку от нее зависит будущее страны, генетические ресурсы нации, научный и экономический потенциал общества.
Существует ряд негативных факторов, влияющих на здоровье детей: снижение уровня жизни по всей стране, повсеместное ухудшение экологической ситуации, финансового положения и изменения образовательного потенциала семьи. Причины сложившейся ситуации отчасти кроются в школе, которая не отвечает современным гигиеническим и возрастным физиологическим требованиям, вызывает дезадаптацию, хронические перегрузки детей и провоцирует рост заболеваемости.
В связи с этим проблема сохранения здоровья и пропаганды здорового образа жизни представляет особый интерес для школьников с точки зрения педагогической науки и школьной практики.
Сейчас показано, что образ жизни на 50% определяет состояние здоровья человека (остальные - 20% - наследственность, 20% - экология и 10% - медицина), что свидетельствует о важности формирования здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - это постоянное соблюдение гигиенических норм и правил, осознание их необходимости, способствующее сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.
Следует подчеркнуть, что основные составляющие здорового образа жизни общие. В то же время это динамическая система поведения человека, основанная на знании различных факторов, влияющих на здоровье, и постоянная коррекция поведения с учетом накопленного опыта и возрастных особенностей.
Пути развития здорового образа жизни вытекают из понимания функциональной структуры. Их ключевым можно считать медицинскую деятельность, т.е. деятельность людей, связанная с их собственным и общественным здоровьем, направленная на охрану, укрепление и воспроизводство здоровья, т.е. положительная медицинская деятельность. Итак, с практической точки зрения вы можете определить здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входит преодоление факторов риска для здоровья и создание благоприятной среды для укрепления здоровья, т.е. эволюция индивидуальных и социальных факторов, которые способствуют развитию здоровья, определила актуальность нашего исследования.
Развитие у школьников интереса и стремления к здоровому образу жизни, развитие их способностей - неотъемлемая часть валеологического образования и актуальная педагогическая проблема. В то же время формы и методы формирования здорового образа жизни у младших школьников еще недостаточно разработаны. Таким образом, существует противоречие между необходимостью развития здорового образа жизни у младших школьников и отсутствием этих методик, что является противоречием.
Проблемой исследования явился поиск ответа на вопрос, каковы педагогические условия учитывать на уроках физической культуры с целью формирования ЗОЖ младших школьников, так как сложилась система школьного образования. Как отмечает Попов С.В., « не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни».
Цель исследования: теоретически обосновать комплекс педагогических условий для формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Объект исследования: педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках физической культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить литературу по вопросам формирования здорового образа жизни младших школьников в педагогических условиях.
Рассмотреть сущность и содержание здорового образа жизни у младшего школьного возраста.
Рассмотреть педагогические условия по формированию здорового образа жизни в условиях начальной школы на уроках физической культуры.
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме; обобщение и систематизация теоретического материала;
1. Анализ литературы по вопросам формирования здорового образа жизни у младшего школьного возраста
История развития знаний о здоровье насчитывает более 2000 лет. Древнегреческие философы (Гераклит, Демократ, Платон, Аристотель, Гиппократ и т. д.) стоят в основе формирования мировоззрения, сохраняя наибольшую ценность для здоровья человека. Аристотель подчеркнул, что «здоровье человека - это счастье». Гиппократ понимал человеческое тело в целом, придавал большое значение вопросам этики, поведения, уделяя внимание как организму, его природе, так и окружающей среде, условиям жизни, гигиеническому режиму.
Клавдий Гален систематизировал и обобщил знания древних греков и римлян о здоровье в одном из своих трактатов. Главное в его заявлении, что каждый член общества может поддерживать свое здоровье, если он ведет здоровый образ жизни; Не имею вредных привычек. Люди здоровой конституции заболевают в результате недержания, отсутствия образования и пренебрежения к здоровью. Однако Гален несколько сузил определение здоровья, ограничил его только отсутствием боли.
В Хартии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».
Е. Булич, И.В. Муравов (1997), работающий над развитием санитарного просвещения, привел 79 определений здоровья, предложенных специалистами из разных стран. Критическое понимание набора определений состояния здоровья указывает на то, что эта концепция является многосторонней.
Здоровье является естественной, абсолютной ценностью жизни, которая делает верхний шаг иерархической шкалы ценностей, а также в системе таких категорий человеческого существования, как интересы, идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творчество, Программы и ритма жизни. С ростом благосостояния населения, удовлетворением его естественных первичных потребностей (в продовольствии, жилье и т. д.) Относительная ценность здоровья будет все больше возрастать.
Понятие «болезнь» и «здоровье» тесно связаны. Измерять здоровье и болезнь трудно, и почти невозможно провести четкую границу между ними.
В Хартии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Однако понятия «индивидуальное здоровье» (лицо) и «здоровье населения» не следует путать.
Человек, который имеет гармоничное физическое и умственное развитие и хорошо приспособлен к окружающей физической и социальной среде, можно считать здоровым. Она полностью осознает свои физические и умственные способности, может адаптироваться к изменениям в окружающей среде, когда они не выходят за рамки нормы, и вносит свой вклад, соизмеримый с его способностями, благосостоянию общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание/ В.И.Андреев. – Казань, 2019. – 267 с.
2. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы Первой всероссийской конференции. М.: АПКиПРО, 2017. – 192 с.
3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: Индивидуально-ориентированный подход / Т.В.Ахутина // Школа здоровья. - 2020. - № 2. – С. 78 - 90.
4. Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. - М.: Мир, 2017. – 368 с.
5. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2018. - 134 с.
6. Буслаева Е.М., Пушкарева Н.В., Елисеева Л.В. Шпаргалка по управле-нию образовательными системами. – М., 2018. – 32 с.
7. Вайнер Э.Н. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды. – Липецк, 2021. – 206 с.
8. Возвышаева, И. В. Охрана здоровья детей и младших школьников в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. - 2017. - №1. – С. 89 – 98 с.
9. Всё о здоровом образе жизни: Пер. с англ. - Франция: Ридерз Дайджест,2020. – 404 с.
10. Гликман И.З. Наша школа: от старой к новой / И. З. Гликман // Народное образование. – 2019. – № 1. – С. 32-38..
11. Горохова Н.А. Организация здоровьесбережения в школе / Н.А.Горохова // ОБЖ. – 2017. – № 7. – С. 33-38.
12. Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа// ОБЖ. – 2018. - №3 – С.31
13. Дзятковская, Е.Н. Здоровьесберегающее образовательное пространство / Е.Н.Дзятковская // Педагогическое образование и наука. -2022. - № 3. - С. 78 – 131.
14. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни; М.: Флинта - Москва, 2019. - 560 c.
15. Изуткин, Д. А. Управление системой «образ жизни - здоровье» через общественные условия жизнедеятельности / Д. А. Изуткин // Законы управленческой сферы общества : материалы 32-го междунар. акад. симп. — Н. Новгород : [б. и.], 2004. - С. 138-139. (0, 1 п..л.).
16. Залыгин, В. Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / В. Е. Залыгин // ОБЖ. – 2020. – № 1. – С. 41-43
17. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования / Г.К. Зайцев. – СПб, 2017. – 100 с.
18. Здоровая школа: Сборник научно – методических материалов. – Пермь,2010. – 280 с.
19. Здоровый школьник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М., 2019. – 78 с.
20. Зайцев Г.К. Валеология. Культура здоровья: Книга для учителей и школьников педагогических специальностей. – Самара, 2021.-272с.
21. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 2018. С. 148-153.
22. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. Часть 1. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении / Под науч. ред. Э.М. Казина. – Кемерово, 2020. -301с.
23. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., 2019. – 23 с.
24. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни): Пер. с английского. - М.: Медицина, 2017. 240 с.
25. Касаткин В.Н. Школа здоровья / В.Н. Касаткин. – М., 2018. – 42 с.
26. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. – М., 2018. – 192 с.
27. Калугина, Т.Г. Концептуальные основы здоровье развивающего сопровождения образовательного процесса: Физическая культура. Валеология / Т. Г. Калугина // Образование. - 2021.- № 2. – С. 68 - 85.
28. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. - СПб.: ДЕАМ, 2017– 232 с.
29. Колесов, Д.В. Здоровье через образование / Д. В. Колесов // Биология в школе, - 2020.- № 2.- С. 78 - 109.
30. Колесов, Д.В. Школьник - взросление и здоровый образ жизни; Грааль - Москва, 2019. - 100 c
31. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. - 176 с.
32. Крейг Уинстон. Поддерживая здоровый образ жизни; Источник Жизни - Москва, 2018. - 64 c.