Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В соответствии с требованиями ФГОС ДО [20] в качестве одного из приоритетов образования выступает речевое развитие дошкольника, которое позволяет успешно общаться в кругу сверстников и взрослых. При этом выразительность представляет собой качественную характеристику речи. Это обусловлено тем, она является значимым показателем речевой культуры личности.
Главным назначением выразительности речи можно назвать обеспечение эффективности коммуникации. Одновременно выразительность можно характеризовать немаловажным средством речевого самовыражения личности. Проблема процесса формирования выразительности в дошкольном возрасте нашла отражение в работах известных отечественных психологов, например, Л. С. Выготского, А.В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, а также в трудах педагогов, например, Ф.А. Сохина, О.С. Ушакова и др. Тем не менее, в педагогических трудах рассматривались только отдельные аспекты выразительности, а ее интегративный характера не учитывался.
Кроме этого, пока еще не нашли своего окончательного решения ряд значимых вопросов как содержательного, так и методического характера, например, это применение театрализованных игр для формирования у детей дошкольного возраста выразительности речи. Этим и обуславливается актуальности рассмотрения темы «Театрализованная игра как средство развития выразительности у дошкольников».
Целью данной работы является проведение комплексного изучения возможностей театрализованных игр для развития у дошкольников выразительности речи.
Задачами работы являются следующие:
- рассмотреть понятие выразительности речи;
- проследить развитие выразительности речи в дошкольном возрасте;
- охарактеризовать театрализованную игру как средство развития выразительности речи;
- диагностическим путем выявить начальный уровень сформированности выразительности речи у старших дошкольников;
- разработать комплекс театрализованных игр для развития выразительности речи у старших дошкольников.
Объект исследования – развитие выразительности речи дошкольников.
Предмет исследования – театрализованная игра как средство развития выразительности речи старших дошкольников.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Е.А. Антипина, Л.В. Артемова, З.М. Богуславская, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Л.А. Горбунова, Б.Н. Головин, Л.В. Кудацова, М.Д. Маханева, О.С. Ушакова, М.Ф. Фомичева, Э.Г. Чурилова и др.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; эмпирические – метод диагностических заданий, обобщение материала, полученного в ходе эмпирического исследования.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1.Теоретические основы развития выразительности речи средствами театрализованных игр
1.1. Понятие выразительности речи
Выразительность выступает в качестве одного из компонентов общего развития речи дошкольников. При этом под выразительностью принято понимать все те особенности структуры речи, которые заметным образом позволяют усилить впечатление от сказанного, вызывая и поддерживая тем самым интерес и у оппонента, а также оказывая воздействие не только на его разум, но также и на его чувства, воображение. Иными словами, выразительность речи – это особое коммуникативное качество, которое отражающее намеренное усиление говорящим впечатления от сказанного.
Рассмотрение психолого-педагогической литературы показывает, что понятие «выразительность речи» обладает интегрированным характером и в себя включает вербальные (то есть интонацию, лексику, а также синтаксис) и невербальные (это жесты, мимика, поза) средства.
Б.Н. Головин в этом отношении подчеркивался, что выразительность речи представляет «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя» [8, c. 186]. Названный исследователь полагал, что выразительность речи формируется не только стилистическими фигурами и тропами, но также и единицами языка всех его уровней, при этом каждый функциональный стиль имеет свои средства создания рассматриваемого качества речи.
Изучая выразительность как отдельное качество речи, Б.Н. Головин считал, что следует рассматривать несколько типов выразительности, а именно: образно-эмоциональную, структурную, понятийную, а также смешанную. При этом каждому жанру и функциональному стилю характерен свой тип речевой выразительности.
ГА. Копнина и А.П. Сковородников под выразительностью речи понимают совокупность качеств (то есть это логичность, точность, ясность, а также экспрессивность), которые ее обеспечивают полноценное восприятие адресатом [10, c. 37].
Н.С. Рождественский указывал, что под выразительностью речи необходимо понимать умение убедительно, внятно и одновременно по возможности сжато выражать свои чувства и мысли, умение владеть интонацией, выбором необходимых слов, правильным построением предложений, подбором примеров и фактов, в целях воздействовать на слушателя [17, c. 10].
Устная речь обладает следующими основными интонационные средства выразительности:
- темп речи (или темпо - ритм речи);
- высота, сила голоса;
- логическое ударение.
Сила голоса – это его звучность, его полноценность, а также умение им управлять, позволять ему звучать тихо, средне либо громко, умело осуществлять переходы от громкого звучания к тихому, а также наоборот, от тихого к громкому.
Темп речи – это весьма действенное средство художественной выразительности речи. Применение в речи разнообразных оттенков ей придает особую живость, динамику, также богатство выразительного звучания.
При этом ритмом принято называть равномерное чередование замедления и ускорения, ослабления и напряжения, краткости и долготы речи. Ритм речи неизменно требует не однообразия непосредственно в длительности пауз, а именно их выразительного разнообразия.
Логическое ударение – это наиболее существенное выделение слова, с позиции ситуации речи, это средство передачи смысловых отношений непосредственно между словами [12, c. 26].
Указанные выше средства выразительности рассказывания определяются преимущественно содержанием, а также основной мыслью речевого произведения, настроением говорящего, авторскими оценками.
Выразительность речи также зависит от техники речи. При этом под техникой речи принято понимать совокупность навыков и умений, с помощью которых реализуется язык в определенно обстановке общения. В этом случае компонентами техники речи выступают дыхание, голос, а также дикция.
Дыхание – это основа внешней (то есть звучащей) речи. При этом правильное дыхание прослеживается в равномерном и экономном расходовании воздуха. Правильным типом дыхания является смешанное реберно – диафрагматическое дыхание. В процессе речи правильное дыхание прослеживается и в экономном расходовании воздуха, и в незаметном, своевременном пополнении его запаса в легких (это происходит во время остановок - пауз). При чтении вслух плечи чтеца неподвижны, грудь немного приподнята, при том, как низ живота подтянут. Процесс выработки правильного произвольного дыхания неизменно требует тренировки у ребенка дыхательного аппарата, а также установления правильного режима [7, c. 34].
Голос обладает следующими свойствами: высоту, силу, длительность (или темп), полетность, а также качество (тембр). Данные свойства голоса выступают в качестве условия выразительности. Необходимо различать громкость и силу звука. Ведь сила звука представляет собой объективную величину, которая характеризуется энергией звука. В свою очередь громкость представляет собой отражение в сознании реальной силы звука, то есть громкость является понятием субъективным [16, c. 40].
Под громкостью следует понимать в качестве полнозвучности голоса. В речи смена силы голоса применяется как одно из выразительных средств [6, c. 65].
Можно говорить громко, средне, а также тихо, в прямой зависимости от содержания речевого высказывания. Только громкое либо только тихое говорение вызывает у слушателя впечатление однообразия.
Голос обязательно должен являться достаточной силы (звучности), а также чистоты (благозвучности). Дикция – это чистота произношения звуков родного языка. При этом каждое слово должно произноситься отчетливо и ясно. Ясность произношения напрямую зависит от устройства речевого аппарата, а также его правильной работы [24, c. 45].
Чистота и ясность произношения достигается за счет правильной артикуляции, иными словами, правильностью работы речевого аппарата. В этом случае важна подвижность и гибкость языка, нижней челюсти, губ, а также заднего неба [9, c. 59].
Таким образом, традиционно принято выделять следующие средства выразительности: фонетические (то есть это звуковые повторы, ударение, интонация, звукопись и др.), лексические (это омонимы, синонимы, антонимы, окрашенная лексика, диалектизмы, а также просторечные слова и др.), словообразовательные (это экспрессивные аффиксы, окказионализмы, словообразовательные архаизмы и др.), грамматические (то есть это синонимия частей речи и синтаксических конструкций и др.), тро
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 125 с.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: метод. пособие. – М.: КНОРУС, 2018. – 224 с.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2019. – 213 с.
4. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2019. – 144 с.
5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С.62 – 76.
6. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с.
7. Горобец Н.М., Ключко Н.М., Мантаржиева А.М. Выразительность речи» как лингводидактическое метапредметное понятие // Мир науки, культуры и образования. – 2020. – № 2. – С. 32-37.
8. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 2019. – 322 с.
9. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М.: Наука, 2018. – 322 с.
10. Копнина Г.А., Сковородников А.П. Выразительность речи. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М.: Флинта: Наука, 2017. – 354 с.
11. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. – М.: Владос, 2016. – 342 с.
12. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.
13. Лакофф Д., Джонсое М. Метафоры, которыми мы живём. – М.: Едиториал УРСС, 2017. – 188 с.
14. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. – №4. – С.105-112.
15. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2019. – 86 с.
16. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1987. – 204 с.
17. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. – М., 2013. – 222 с.
18. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. / под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2019. – 360 с.
19. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 11. – С. 8-12.
20. Ушакова О.С., Развитие речи и творчества дошкольников – М.: 2018. – 274 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 11. 2013 года №1155. – М., 2018. – 64 с.
22. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – 320 с.
23. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2017. – 416 с.
24. Шишкина Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи // Начальная школа. – 2006. – № 9. – С. 44-47.