Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Художественный символизм присутствует во всей мировой литературе, даже в тех направлениях, которые тяготеют к реалистическому отображению действительности. Но в каждую эпоху и в творчестве каждого писателя он реализуются по-разному, имеет свои особенности.
Не является в этом смысле исключением и творчество русского писателя конца XIX – начала XX века А. И. Куприна. В его произведениях символические мотивы занимают значительное место.
Анализ символики произведений необходим в данном случае потому, что заложенные в произведение символы напрямую связаны с течением повествования, развитием сюжета, и без понимания их значения нельзя в полной мере оценить глубину творчества писателя, его внутреннюю литературную организацию, точку зрения в представлении своих позиций.
Актуальность исследования заключается в необходимости понимания роли символизма в творчестве Куприна для полноценного понимания смысла его произведений.
Цель данной работы — проанализировать, как символические образы реализуются в произведении «Гранатовый браслет».
Объектом исследования является повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Предмет исследования – символика повествования в произведении и специфика реализации символов в индивидуальной авторской трактовке.
Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
1. кратко охарактеризовать основные особенности творческой манеры А. И. Куприна;
2. выявить ключевые символические образы произведения;
3. проанализировать повесть Куприна «Гранатовый браслет» в ее художественном единстве и определить роль символических образов в композиции.
Методологической базой исследования послужили работы Даракчи М.И., Иконниковой Я.В., Меднис Н.Е., Платоновой Т.В., Силантьева И.В. и других.
В работе использованы структурно-поэтический, историко-функциональный методы, применяется методика мотивного анализа.
Исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Роль символических образов в повести А. Куприна «Гранатовый браслет»
Творчество Александра Ивановича Куприна – одна из самых интересных страниц в истории русской литературы; его творчество занимает в истории русской литературы особую нишу: его рассказы отличает оптимизм, воля к жизни.
В своих произведениях он затрагивает темы, касающиеся самых разных сторон жизни человека.
Многими исследователями отмечается широкий тематический диапазон рассказов и повестей писателя. Так, например, Куприна интересуют темы, связанные с жизнью армии — так как он сам был профессиональным военным.
Также одной из самых распространённых в творчестве Куприна тем является тема животных, в частности, тема цирка.
Обращают на себя внимание и такие произведения Куприна, которые написаны на основе легенд или преданий — они несут особую смысловую и философскую нагрузку. Рассказы 1900 годов «Молох» и «Олеся» принесли Куприну известность, но «Поединок» (1905) сделал его фигурой первой величины.
Отличие творчества Куприна от других писателей-современников заключается в том, что он, пожалуй, единственный оптимист, противостоящий упадочным настроениям в обществе и литературе. Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло пессимистическим настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907—1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911) [3, 112].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века. – М.: Прометей, 2000. — 304 с.
2. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994. – 602 с.
3. Даракчи М.И. Автоинтертекстуальность творчества А. И. Куприна // Филологический класс, № 4 (30), 2012, с. 110-115.
4. Ибатуллина Г.М. Образно-смысловые парадигмы софийного мифа в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология», № 2, 2015, с. 141-145.
5. Иконникова Я.В. Хронотоп как маркер оппозиции «Свои-чужие» в прозе А. И. Куприна // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, № 10 (114), 2012, с. 52-58.
6. Кондрашова И.В. Вопросы художественной трансформации идей в произведениях А. И. Куприна конца XIX начала XX веков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, № 6, 2008, с. 159-163.
7. Меднис Н.Е. Поэтика и семиотика русской литературы. – М.: Языки славянской культуры, 2011. – 232 с.
8. Платонова Т. В. Место сравнений в художественной речи А. И. Куприна // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, № 6, 2011, с. 246-252.
9. Чеснокова И.Г. Социальное и природное в творчестве А. И. Куприна // Вестник Марийского государственного университета, 2, № 4 (24), 2016, с. 102-106.
10. Чеснокова И.Г. Личность могучего чувства в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет» // Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 4-2 (70), 2017, с. 46-48.