Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любой организации, в том числе, и в сфере здравоохранения. Однако специфика учреждений данного типа настолько отличается от других учреждений и сфер, что даже регулирование конфликтов претерпевает значительные изменения.
Вся деятельность учреждений здравоохранения строго регламентирована нормативными документами и актами, что заставляет руководство строго придерживаться их и подчинять деятельность определенным правилам, выполнять должностные инструкции.
Такая ситуация требует наличия работников от высшего до низшего звена с различным образованием и уровнем квалификации. Это влечет присутствие неоднородных социальных групп с разным уровнем материального обеспечения, развития и возрастного состава, преобладание сотрудников женского пола в ситуации дефицита кадров всех уровней.
В последние годы выше обозначенные проблемы привлекают активное внимание, требуя разработки новых технологий предупреждения и преодоления конфликтов в профессиональной деятельности.
Проблемная ситуация для учреждений здравоохранения состоит не только в сложности выбора методов управления конфликтами, но и в определении причин, приводящих к этим явлениям. В этом проявляется актуальность выбранной темы курсовой работы.
В современной литературе по управлению конфликтами в организациях уделяется внимание деятельности общего руководителя и мало освещена деятельность менеджеров среднего звена. Применительно к учреждениям здравоохранения менеджерами среднего звена можно считать старших медицинских сестер, координирующих деятельность среднего медицинского персонала в отделении.
Объект исследования – старшие медицинские сестры.
Предмет исследования: уровень информированности старших медицинских сестер о проблеме конфликтов и способах управления ими.
Цель курсовой работы: раскрытие психологических и юридических аспектов конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности медицинской сестры.
В качестве объекта исследования в курсовой работе выступает коллектив старших медицинских сестер.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть социально-психологические аспекты исследования конфликта;
- рассмотреть юридические аспекты конфликтных ситуаций;
- изучить причины конфликтов среди медицинских сестер. Значение деятельности старших медицинских сестер в управлении конфликтами;
- провести опытно – экспериментальное исследование по выявлению психологических и юридических аспектов конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности медицинской сестры
- составить рекомендации для старших медицинских сестер по управлению конфликтами в профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость заключается в анализе материала с целью обоснования различных подходов к решению проблемы, систематизации полученных данных и составлении рекомендаций, имеющих практикоориентированную направленность.
Практическая значимость работы заключается в том, чтобы в дальнейшем на ее основе разработать рекомендации для конструктивного преодоления конфликтных ситуаций среди медицинских работников с учетом их индивидуально – поведенческих особенностей и выбираемого ими стиля поведения в конфликтных ситуациях.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
1.1. Социально-психологические аспекты исследования конфликта
В психологии понятие конфликта применяется довольно широко, эффективно обращаясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой человека. Конфликтом называют как межличностные трудности, внеличностные кризисы, так и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), а также столкновение алгоритмов решения проблем обучения учащегося и т. д. Мы даем некоторые из наиболее распространенных определений этой концепции в науке психологическая. "Психологический словарь" определяет конфликт как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [2, с. 67].
В. В. Дружинин и его соавторы дают следующее определение конфликта: "Конфликт - это средство разрешения неразрешимых фундаментальных противоречий другими (логическими) средствами". Н. в. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление-противостояние двух принципов, проявляющееся в деятельности сторон. вечеринки. стороны, направленные на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена действующим лицом( субъектами). А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагает следующее определение: "под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения существенных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектам конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями" [6, с. 95].
Несмотря на близость понимания компонентов или признаков конфликта несколькими авторами, ни одно определение не может считаться универсальным либо из-за ограничений, связанных с их явлениями, либо из-за его полной двусмысленности. В рамках этой конференции мы сосредоточимся только на одном аспекте исследований конфликтов: социально-психологических исследованиях. Это особый аспект анализа конфликтов, но он очень полезен для понимания социальных конфликтов и конфликтов, которые они порождают.
Различные социально-психологические технологии могут использоваться в качестве инструментов управления конфликтами, противоречиями и сопротивлением в команде.
Психологические исследования определяют основные принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликтов.
Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия. В этом случае вам необходимо [8, с. 107]:
- отличать причину от истинной причины конфликта, которая часто маскируется его участниками;
- определение структуры бизнеса;
- понять истинные причины, по которым люди вступают в конфликт.
Разрешить конфликт в соответствии с его целями. Чрезвычайно важно быстро определить цели конфликтующих сторон, провести четкую границу между особенностями межличностного и делового сотрудничества.
Разрешить конфликт с учетом эмоциональных состояний. Если конфликт приобрел ярко выраженный эмоциональный характер и сопровождается бурными реакциями, желательно показать на конкретных примерах, как напряжение влияет на эффективность работы, противники теряют объективность, снижается их критичность. Другими словами, необходимо вести разъяснительную беседу в спокойной и уверенной обстановке.
Разрешение конфликта с учетом личностных особенностей его участников. В этом случае, прежде чем приступить к разрешению конфликтов, необходимо разобраться в особенностях конфликтующей личности: сбалансированы ли они, подчинены ли они поведению, каковы доминирующие черты характера, серьезность темперамента и т. д. Это позволит не только правильно понять их мотивы, но и правильно выбрать тон для общения при разрешении конфликта.
В управленческой практике в организациях для разрешения конфликтов используются следующие социально-психологические методы.
Перевести конфликт на уровень социального мышления. Технология такой передачи в организациях предполагает формирование небольших контактных групп с примерно равным числом сторон конфликта с обеих сторон. Участникам предлагается мысленно сопоставить возможные потери от конфликта с поставленными организацией целями, выполнить взаимное и саморефлексивное мышление, условный "обмен ролями", выполнить ряд упражнений в области социально-психологического тренинга. Таким образом, Вы сможете привнести положительные моменты в общение членов группы, пробудить желание сотрудничать, пересмотреть причины и цели конфликта [8, с. 109].
Исследование общественного мнения. Групповое сознание в организации очень информативно с точки зрения оценки социальной напряженности и помогает выявлять, предотвращать и разрешать конфликты. Формирование в коллективе определенного общественного мнения о конфликтующих сторонах является мощным регулятором поведения людей. Многие зависят от отношения окружающих, нуждаются в одобрении и поддержке. В конфликте они могут оказаться в такой болезненной изоляции, что даже готовы прекратить конфронтацию.
Оперативные методы урегулирования и разрешения конфликтов на индивидуальном уровне. Если участник конфликта в сфере социальной работы был действительно возмущен, раздражен тем, что произошло во время общения, лучше сообщить об этом своему оппоненту. это
это не значит, что вы должны ударить его изо всех сил. В такой ситуации наиболее подходящим поведением было бы использовать утверждения " ^ " вместо того, чтобы говорить «Вы». Если первая формула звучит как выражение его собственных чувств («я действительно очень зол, потому что..."), то вторая похожа на уличное обвинение партнера («Ты ошибаешься, потому что...»), что обязательно усилит обострение эмоций [13, с. 165].
Поскольку искренность отношений между сторонами является основным фактором эффективности вербального взаимодействия в сфере социальной работы, было бы вполне естественно информировать партнера о чувствах, возникающих в результате острой ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулов В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2020. – 430 с.
2. Архипов К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 2021. – 387 с.
3. Богачева, Е.В. Психологическая структура профессиональной деятельности медицинской сестры. – М.: Педагогика и психология, 2019. – 432 с.
4. Борисов В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2021. – 543 с.
5. Бойко В.В., Диагностика уровня эмпатических способностей / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Д.Я. Райгородский– Самара, 2001. – 630 с.
6. Волегов Л.Д. Менеджмент. - М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА- М-НОРМА, 2020. - 304 с.
7. Воронов А.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача — М.: Медицина, 2021. – 296 с.
8. Горева М.С. Управление персоналом. М.: Академия, 2019. – 345 с.
9. Дубинина В.Н. Психология общих способностей. – М.: Проспект 2021. – 430 с.
10. Дятлов А.В. Управление персоналом. - М.: НОРМА, 2019 - 624с.
11. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М.: Проспект, 2021. – 421 с.
12. Иванова М.С. Организация кадровой деятельности. - М.: 2020. - 496 с
13. Курочкина О.С. Организация аттестации персонала. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 170 с.
14. Лебедева А.В. Организационное проектирование системы управления персоналом. – М.: Юнити, 2019. – 122 с.
15. Лисицина П.В. Организационное проектирование системы управления персоналом. – М.: Просвещение, 2019. – 284 с.
16. Михайлов П.А. Системы управления. – М.: Педагогика, 2020. – 324 с.
17. Михайлова Н.С Управление персоналом. - М.: Юрайт, 2019. - 336 c
18. Некрасов С.И. Организационное проектирование системы управления персоналом. - М.: Юрайт, 2019. - 167 с.
19. Овсянко Д.М. Кадровый менеджмент. Учебное пособие. – М.: Дело, 2020. – 429 с.
20. Орлова А.В. Управление персоналом М.: Издательство НОРМА, 2019. - 300 стр.
21. Семочкина А.М. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
22. Титова М.С. Порядок проведения аттестации работников. – М.: Академия, 2021. – 312 с.
23. Туманов А.В. Психодиагностика. –СПб. : Питер, 2019. – 397 с.
24. Устинова О.В. Психология общения. – М.: Дело, 2020 – 397 с.
25. Яровая А.Н. Личностные качества работников здравоохранения. – СПб.: Феникс, 2021. – 330 с.