Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Транспортная логистика относится к функциональной логистике и одновременно к предпринимательской логистике. Транспортная логистика имеет большое значение в прогнозировании не только расходов на доставку, но и при планировании транспортных расходов в целом для выполнения заказа потребителя транспортной услуги.
Анализируя и проектируя транспортную логистическую активность, необходимо опираться на такие оптимальные требования, как вид транспортировки, вид транспорта, тип и марка подвижного состава, эксплуатация грузоподъемности подвижного состава, схемы запасов и передачи материального потока с одного вида транспорта на другой, создание необходимых инфраструктурных объектов в материалопроводящей сети, их рациональное пространственное размещение, разработка транспортной сети и маршрутизация в материалопроводящей сети.
Значение транспортной логистики в глобальном масштабе подтверждается и развитием транспортно-логистической инфраструктуры в региональном аспекте. Как показывает мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто осознает значение логистики, компетентен в области логистики, владеет ее методами и навыками [1].
Насколько успешно специалист по логистике (или логист) будет решать производственные, технологические, эксплуатационные задачи, возникающие в ходе его производственной деятельности, настолько эффективно будет развиваться бизнес его транспортной или сервисной компании.
Транспорт является важной отраслью экономической деятельности страны, без которой продукция предприятий добывающей отрасли оставалась бы в местах ее добычи, продукция предприятий обрабатывающей отрасли не достигла бы мест производства, а продукция сельскохозяйственной отрасли никогда бы не нашла своего потребителя. Очень важно максимально использовать резервы и возможности всех видов транспорта, рационально перераспределять между ними перевозки. Развитие рыночных отношений в транспортном комплексе выдвигает задачу более тесной координации работы всех видов транспорта между собой и предъявляет к транспорту жесткие требования по ускорению времени доставки грузов при минимизации затрат на перевозку.
Таким образом, формирование отлаженной системы пассажирских и грузовых перевозок является стратегической целью развития транспорта на современном этапе.
Целью курсовой работы является выбор и обоснование эффективных маршрутов и проведение экономической оценки взаимодействия различных видов транспорта при обслуживании пассажиропотоков и грузопотоков.
Для этого в курсовой работе предлагается последовательно рассмотреть ряд задач:
- произвести расстановку воздушных судов на рейсы таким образом, чтобы суммарные затраты на транспортировку грузов были минимальными;
- рассчитать материальные затраты специалиста авиаремонтного завода при последовательном посещении им пяти городов для заключения договоров на поставку запасных частей;
- построить оптимальный маршрут поездки для специалиста авиаремонтного завода, который для заключения договоров о поставках запасных частей должен побывать в каждом из пяти городов по одному разу и вернуться в начальный пункт. Общие затраты на поездку при этом должны быть минимальными.
Расчётная часть
Задача 1
Из аэропорта должны вылететь пять воздушных судов (ВС) для доставки груза в пять городов. Затраты на полет каждого из самолетов в каждый город представлены в табл.1. Необходимо назначить ВС на рейсы таким образом, чтобы суммарные затраты на транспортировку грузов были минимальными.
Задача о наилучшем распределении некоторого числа исполнителей при условии взаимно однозначного соответствия между множествами работ и исполнителями. Эта задача, в которой число пунктов назначения равно числу пунктов производства. Т.е. задача имеет форму квадрата. Решается «Венгерским методом».
Применение Венгерского метода состоит из 2 этапов:
1) нахождение элемента, не входящего в оптимальный план (т.е., равного нулю);
2) изменения коэффициента этого элемента в целевой функции.
Введем некоторые определения.
Нулевой элемент - переменная, которая равна нулю в оптимальном (или в оптимальных) решении.
Основная строка (столбцец) - строка (столбец), в которой определяется нулевой элемент.
Базовая строка (столбцец) - строка (столбец), с элементами которой сравниваются элементы основной строки при поиске нулевого элемента.
Первый этап состоит в том, что сравниваются разности коэффициентов целевой функции основной и базовой строк во всех столбцах. Тот элемент основной строки, который соответствует наибольшей разности, не войдет в оптимальный план. Затем то же проводим для столбцов. Сущность 2 этапа заключается в том, что находят новое значение коэффициента целевой функции для найденного элемента. Оно будет равно сумме соответствующего коэффициента базовой строки и следующей по величине значению разности.
Для создания математической модели обозначим назначение i-го самолета для полета в j-й город через xij. Так как количество самолетов равно количеству городов, и каждый самолет может быть направлен только в один город, то xij принимает только два значения: единицу, если i-й самолет направлен в j-й город, или нулю, в других случаях. Поэтому .
Суммарную стоимость полетов можно представить в виде суммы
.
Итак, задачу можно сформулировать таким образом: найти минимальную суммарную стоимость транспортировки грузов Z= c x при следующих ограничениях: xij ≥ 0.
Таблица 1. Исходная матрица затрат на полёт, тыс.руб.
A B C D E
I 384 651 375 599 321
II 784 345 555 707 211
III 689 604 366 861 323
IV 637 349 185 390 731
V 474 452 267 166 223
Этап 1. В каждой строке находим наименьший элемент и вычитаем его из всех элементов соответствующей строки.
A B C D E hi
I 384 651 375 599 321 321
II 784 345 555 707 211 211
III 689 604 366 861 323 323
IV 637 349 185 390 731 185
V 474 452 267 166 223 166
A B C D E
I 63 330 54 278 0
II 573 134 344 496 0
III 366 281 43 538 0
IV 452 164 0 205 546
V 308 286 101 0 57
В каждом столбце находим наименьший элемент и вычитаем его из всех элементов соответствующего столбца.
A B C D E
I 63 330 54 278 0
II 573 134 344 496 0
III 366 281 43 538 0
IV 452 164 0 205 546
V 308 286 101 0 57
Hj 63 134 0 0 0
A B C D E
I 0 196 54 278 0
II 510 0 344 496 0
III 303 147 43 538 0
IV 389 30 0 205 546
V 345 152 101 0 57
Этап 2. Осуществляем «назначения» и выделяем их в квадрат.
1. Найдём строку, содержащую только одно нулевое значение, и в клетку, соответствующую данному значению поместим 1 элемент. Если такие строки отсутствуют, то допустимо начать с любого нулевого значения.
2. Зачеркнём оставшиеся нулевые значения данного столбца.
3. Пункты 1 и 2 повторять до тех пор, пока продолжение описанной процедуры окажется невозможной. Если на данном этапе окажется, что есть несколько нулей, которым не соответствуют назначения и которые являются не зачёркнутыми, то необходимо:
4. Найти столбец, содержащий только одно нулевое значение и в соответствующую клетку поместить один элемент.
5. Зачеркнуть оставшиеся нули данной строки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большедворская Л.Г. Единая транспортная система. Часть 1. – М.: МГТУ ГА, 2007.
2. Большедворская Л.Г. Единая транспортная система. Часть 2. – М: МГТУ ГА, 2008.
3. Петрунин С.В. Организационные и логистические методы повышения эффективности производственной деятельности авиакомпаний. – М: Авиа Бизнес Групп, 2006.