Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Вопросы обучения и развития персонала всегда актуальны как в коммерческом секторе, так и в системе государственной и муниципальной службы. Качество выполнения поставленных задач и уровень клиентского сервиса значимы и приоритетны во всех направлениях. Однако, в условиях активной цифровизации и интеграции новых коммуникационных систем воспринимать новые правила, работать в новых программах и информационных системах становится все сложнее, уровень подготовки специалистов должен быть выше.
При приеме новых сотрудников, молодых специалистов организации необходимо создать условия для того, чтобы передача нужных знаний, адаптация и сопровождение были максимально эффективными.
В органах государственного и муниципального управления специалистам необходимо досконально знать нормативно-правовые акты и методические указания, чтобы максимально корректно и в соответствии с требованиями закона оказать услугу и выполнить поставленные задачи. В имеющихся предписаниях и регламентах сформированы разные формы обучения и в том числе наставничества, применяя которые появляется возможность обеспечивать введение в должность достаточно быстро и эффективно.
В системе государственной и муниципальной службы эта технология применяется достаточно часто, поэтому представляется важным выявить ее особенности и эффективность на примере конкретной организации.
Цель данной курсовой работы – анализ проблем и направлений повышения результативности и эффективности наставничества на государственной гражданской службе (на примере Управления социальной защиты населения Центрального округа г.Москва).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и сущность наставничества;
- определить нормативно-правовые основы наставничества на государственной гражданской службе в Российской Федерации;
- провести анализ существующей системы наставничества в Управлении социальной защиты населения Центрального округа г.Москва;
- выявить проблемы и направления повышения результативности и эффективности наставничества в Управлении социальной защиты населения Центрального округа г.Москва.
Предмет исследования – технология наставничества в управлении персоналом.
Объект исследования - Управление социальной защиты населения Центрального округа г.Москва.
Методы исследования: анализа и синтеза, исследования нормативно-правовых актов и научной литературы.
Степень изученности данной темы достаточно высокая, что обусловлено интересом к ней со стороны научного пространства и органов государственного и муниципального управления. В зарубежной и российской литературе проведен анализ наставничества как методологии обучения персонала в коммерческих структурах, а также в системе государственной гражданской службе. В настоящем исследовании использованы труда таких авторов как А.А. Вартанян, Д.С. Гузаирова, А.В. Дейнека, В.Д. Дорофеева, Ю.С. Одегов и других.
Непосредственно вопросы наставничества Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Ястребов А.А., Иванов А.Д., Хуторской А.В., где определены сущность и особенности наставничества в системе государственной гражданской службы, выделены проблемы и перспективы совершенствования.
Информационная база исследования представлена нормативно-правовой базой, данными органов государственного и муниципального управления, отраслевыми отчетами, научными статьями и открытыми данным, размещенными в системе Интернета.
1.Теоретические и правовые основы наставничества на государственной гражданской службе
1.1 Понятие и сущность наставничества
Наставничество применяется в управлении с самых древних времен и является одной из древнейших технологий введения в должность и обучения.
Цель наставничества – передача определенного спектра знаний и навыков новым работникам, а также предоставление им информации о структуре организации, организационной культуре, коммуникациях, правилах работы и особенностях выполнения поставленных задач, которые необходимы на первоначальном этапе вступления в должность и первичном обучении.
Задачи наставничества:
- предоставление первичной информации о компании и происходящих в ней процессах, спектре и особенностях производства продуктов и услуг,
- описание рынка и сектора в котором работает организация, целевых потребителей,
- описание и демонстрация трудовых операций, которые должен осуществлять работник по данной должности,
- информирование о способах и методах взаимодействия в руководством, коллегами, потребителями и партнерами,
- ответы на вопросы обучаемого,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года №79-ФЗ. // Консультант Плюс
Учебные материалы, монографии, статьи
2. Гузаирова, Д. С. Организация и проведение профессиональных тренингов в процессе внутрифирменного обучения персонала / Д. С. Гузаирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64111/ (дата обращения: 03.12.2020).
3. Дейнека, А. В. Управление персоналом: Учебник / А.В. Дейнека. — М.: Дашков и К, 2017. — 292
4. Зенько, Н. Н. Теория и методика тренинга. Общие основы организации: практическое пособие / Н. Н. Зенько. Гомель: ГГУ имени Ф. Скорины, 2018. — 47 с.
5. Денисова Е.Д. Дополнительное корпоративное образование : обучение по требованию или непрерывный процесс обучения? // Тенденции развития образования : педагог, образовательная организация, общество – 2018 : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – 2018. – С. 331-334
6. Дорофеева В.Д. Особенности обучения персонала в современных компаниях / В.Д. Дорофеева, С.С. Ткачук // Актуальные проблемы социоэкономики в XXI веке : сб. студ. науч. работ. – 2017. – С. 89-94.
7. Лайм, М. Спенсер, Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы/Пер. с англ. М., 2018
8. Ломакина П.Е. Корпоративное обучение и человеческий потенциал как конкурентные факторы экономики знаний // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 68-70.
9. Лукьянова, А. и др. Развитие навыков для инновационного роста в России: Доклад № АCS1549. -М.: Алекс, 2018. -172 с.
10. Мухина М.Г. Моделирование внутрифирменного обучения персонала сервисных организаций // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 468.
11. Нестерова О.В. Обучение персонала как инструмент реализации стратегических целей организации // Вестник евразийской науки. 2015. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-personala-kak-instrument-realizatsii-strategicheskih-tseley-organizatsii (дата обращения: 03.12.2020).
12. Одегов, Ю. Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом / Ю. Одегов, Л. Котова // Кадровик. – 2019. — №2. – С.82-90.
13. Паратнова О. Как разработать программу тренингов // https://www.psychologos.ru/articles/view/kak-razrabotat-programmu-treninga-dvoe-zn--osnovnye-uprazhneniya (дата обращения: 12.11.2020)
14. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Ястребов А.А., Иванов А.Д. Наставник в современной компании: требования и подготовка // Московский экономический журнал. – 2019. - №12
15. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос, 2018. 73 с