Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что точное установление функций государственного органа имеет важное юридическое значение: права, предоставленные законодательством этому органу, и обязанности, на него возложенные, могут быть реализованы и должны трактоваться исключительно в рамках его функций и задач так, как они установлены законом.
Правовой статус - это юридически закрепленное положение субъекта в отрасли права, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей. Он отражает юридически оформленные взаимоотношения органа или лица с обществом и государством, другими субъектами права. В нем выражаются легальные пределы свободы, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.
В структуру правового статуса входят следующие элементы:
1. Права и обязанности (ядро правового статуса);
Права - совокупность норм, закрепляющих возможность совершения определенных действий и распространяющихся на неограниченный круг лиц. Обязанности - это совокупность общеобязательных норм, неисполнение которых влечет предусмотренную законом ответственность.
2. Законные интересы - это отраженное в праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством юридическое дозволение, обеспечивающее стремление субъекта пользоваться конкретным социальным благом.
3. Правосубъектность - свойство субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях.
4. Юридическая ответственность - правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность нести соответствующее наказание за совершенное им правонарушение.
5. Правовые принципы - основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.
Российская Федерация является страной с формирующейся налоговой системой. Налоги являются неотъемлемой частью доходов Федерального бюджета.
Значимость Федеральной налоговой службы как органа государственной власти является неопровержимой. А деятельность в рамках правового поля Российской Федерации является обязательной в современном государственном устройстве страны. В правовом государстве очень важно определить правовой статус всех участников хозяйственной деятельности и их полномочия.
Целью данной работы является изучение всего спектра полномочий налоговых органов Российской Федерации как субъекта финансового и налогового права, их функций, принципов и задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить сущность правового статуса.
2. Определить сущность налоговых органов Российской Федерации.
3. Выяснить, каким правовым статусом обладают налоговые органы Российской Федерации и Федеральная налоговая служба Российской Федерации в частности.
4. Рассмотреть на практическом примере осуществление прав и обязанностей Федеральной налоговой службы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и существования правового статуса
1.1 Сущность налоговых органов Российской Федерации
Каждый финансовый орган в Российской Федерации обладает определенным правовым статусом. Федеральная налоговая служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам [8, с.24].
Федеральная Налоговая Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Структура налоговых органов выглядит следующим образом:
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов. ФНС России не имеет подведомственных органов государственной власти и зарубежных представительств. Сама ФНС находится в ведомстве Министерства финансов РФ.
Таким образом, федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Кроме того, в структуре ФНС присутствуют и подведомственные организации:
1. ФКУ «Налог-сервис»
2. ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы»
3. ФБЛПУ «Поликлиника ФНС России»
4. Санатории, санатории-профилактории, детский оздоровительный лагерь
5. Приволжский институт повышения квалификации ФНС России
6. Северо-Западный институт повышения квалификации ФНС России [14, с.45]
Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач.
Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.
1.2 Задачи и полномочия Федеральной налоговой службы
К основным задачам Федеральной налоговой службы относятся:
1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
2. Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
3. Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.
В соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Консультант Плюс.
2. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 17.08.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Консультант Плюс.
3. Приказ ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@ (ред. от 10.05.2017) «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2014 N 32450) // Консультант Плюс.
Литература
4. Алексеев С.С. Проблемы теории права. - М.: ПЕР СЭ, 2017. - 135 с.
5. Бабаева Б.К. Государственная налоговая служба. - М.: Просвещение, 2018.- 588 с.
6. Борисов А.Н. Налоговые проверки, или как защитить свои права. - М.: Сфера, 2017. - 192 с.
7. Воробьева В.С. Налоги. - М.: ВЛАДОС, 2021. - 604 с.
8. Грачева Е.Ю. Налоговое право. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 304 с.
9. Демин А.В. Налоговое право России. - М.: Просвещение, 2019.- . 360 с.
10. Демин А.В. Принцип законности налогообложения: содержание, проблемы, тенденции. - М.: Академия, 2018. - 480 с. - М.: Академия, 2018. - 480 с.
11. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. - М.: ВАЛДОС, 2020. - 180 с.
12. Усанов В.Е, Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. - М.: Академия, 2018. - 312 с.
13. Финансовое право. / Ответственный редактор Н.И. Химичева. - М.: Академия, 2021. - 336 с.
14. Финансы и кредит / Под ред. М.В. Романовского. - Оренбург, Издательство Руссервис, 2018.- 178с.