Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Массовые коммуникации – одна из главных составляющих политического процесса. Конечно, такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, не исчезают с политической авансцены, но они все больше уступают место такому новейшему инструменту и ресурсу власти, как информация.
Прямые носители и распространители информации — средства массовой информации (далее по тексту – СМИ), усиленные частным капиталом либо поддержкой государства, все больше превращающиеся из власти четвертой в первую.
«Владеть важной информацией значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной — значит владеть еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной стране или умалчивать ее значит иметь двойную власть», — так обозначают роль СМИ в политике авторы авторитетнейшего немецкого пособия по политологии .
Владение информацией, распоряжение данными и направление информационных потоков – ключ к политической деятельности. Умение обобщать, системно оценивать и соотносить разные «информации» - один из главных инструментов в общественной деятельности. Совершая обмен информацией, четко уясняется, какую информацию и по каналам лица, облеченные властью, хотят распространить.
Это касается всех: общественных деятелей и благотворителей, политиков и управленцев на локальных уровнях, менеджеров коммунальных служб и владельцев крупным бизнесом. Одни и те же навыки необходимы всем. А вот детали и особенности отличны в зависимости от специфики деятельности. В указанной курсовой работе речь пойдет о влиянии СМИ и, в частности, крупнейшего телеканала России – «Первого канала» на политические процессы в стране.
Государственная информационная политика – важный аспект государственного управления в информационном обществе. Существуют разные институты, через которые реализуются мероприятия государственной информационной политики. К ним можно отнести институты связи с общественностью, аналитические центры, культурные центры. Однако базовым механизмом для реализации государственной информационной политики все равно остаются и являются СМИ. Именно они способны создавать информационный порядок, играющий важнейшую роль при формировании общественного мнения.
С развитием технологий и скорости передачи данных в постиндустриальном обществе увеличивается роль и значение информации и СМИ. Это определило необходимость создания государствами системы управления в области информации или государственной информационной политики.
В данный момент государственная информационная политика является важнейшей составляющей внешней и внутренней политики страны, а развитие демократического, информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество по умолчанию должно являться долгосрочной стратегической целью , однако указанная цель не всегда реализуется на практике. В этой связи интересно рассмотреть роль «Первого канала» в контексте, проводимой в России информационной политики, и его влияние на нее и формирование политической повестки, в связи с его ролью крупнейшего телевизионного СМИ страны.
На основе этого сформированы цели и задачи исследования. Целью исследования является системное осмысление роли современных СМИ, как инструмента влияние на политические процессы в масштабах Российской Федерации. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– выяснить основные составляющие понятия и феномена СМИ и особенности связанного с ним дискурса в современной науке;
– раскрыть методологические аспекты основных направлений участия СМИ в политической жизни страны;
– исследовать взаимосвязь политических институтов и государства и СМИ в масштабах России;
– исследовать место, роль и исторические этапы эволюции «Первого канала» как, ведущего телевизионного СМИ страны;
– привести конкретные примеры участия «Первого канала» в политической жизни и оценить степень его влияния.
Объектом исследования является взаимосвязь СМИ и политической жизни России, на примере «Первого канала».
Предмет исследования – конкретные формы влияния «Первого канала» на формирование политической повестки страны.
Способы исследования. Методологической основой работы является междисциплинарный подход и система общенаучных и специальных политологических методов и принципов познания, которые обеспечивают всестороннее исследование тематики курсовой работы. В целях создания целостной картины измерения взаимосвязи СМИ в формировании политической повестки были применены диалектический, системный, сравнительно-политологический, исторический, структурно-функциональный, аксиологический методы.
Междисциплинарный подход применен как своеобразный синтез достижений политологии, истории, философии, культурологии, психологии, социологии, правоведения и других наук, что позволяет понять многоаспектность влияния СМИ, и рассматриваемого в работе «Первого канала» в контексте формирования политической повестки. Диалектический метод использовался для исследования взаимосвязи объективных и субъективных факторов влияния СМИ на ход и характер политических процессов. Системный метод позволил выявить разнообразные проявления и возможности СМИ, как инструмента формирования политической повестки. Сравнительный метод позволил провести систематизацию опыта использования СМИ в формировании информационной повестки государством и оценить роль «Первого канала» на контрасте с другими крупнейшими федеральными СМИ. С помощью исторического метода раскрыта эволюция развития и роли «Первого канала» на разных этапах российской государственности после 1991 года. Структурно-функциональный метод позволил выявить реальные возможности влияния институциональной инфраструктуры, СМИ на политические процессы, особенно в контексте такого понятия, как информационные войны, активным участником которых являлось рассматриваемое СМИ на заре своего существования.
Научная новизна полученных результатов заключается в концептуальном политологическом осмыслении роли ведущих СМИ в целом, и «Первого канала», в частности, проявляющаяся, с одной стороны, в их встроенности в государственные институты, а с другой – деструктивном, негативном влиянии на политические процессы: как на национальном, так и глобальном уровнях.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников (364 наименований). Общий объем курсовой работы составляет 409 страниц, из которых основной текст – 372 страницы, оглавление и список использованных источников – 37 страниц.
Глава 1. Участие СМИ в формировании политической повестки
§1.1 Понятие СМИ. Виды СМИ и их влияние на общество
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что несколько десятилетий назад человечество вступило в информационную эпоху, потребовавшую коренного пересмотра основ и подходов во всех сферах государственного управления. Особое значение в этой связи приобрела проблема обеспечения государственной информационной политики, поскольку информационная сфера охватила практически все области жизнедеятельности общества. СМИ, являясь элементом массовой коммуникации, формируют общественное мнение, культуру и мировоззрение, а значит – тип личности и представляют собой важнейший инструмент внутренней и внешней политики любого государства.
Размышляя о современности, ученые, политики, журналисты чаще говорят об информационном обществе, подчеркивая при этом, что речь идет о новых ступенях общественного развития, где информационные технологии
кардинально изменяют характер организации социально-производственных процессов. Появляется так называемое двадцатичетырехчасовое общество – глобальная коммуникация заставляет работать мировую экономику без перерыва . Следовательно, меняется и непрерывно растет роль массовой коммуникации и информации. В этой связи появляются и новые критерии оценки уровня цивилизационного развития общества, возможности и объем передаваемой информации. Иными словами, XXI век в своих поисках ресурсов развития общества направлен к новым информационно-коммуникативным технологиям, обеспечивающим быстрый и универсальный доступ к информации.
Средства массовой информации – это организации, создаваемые для сбора, обработки, анализа информации и доведения ее с помощью специальных технических средств до различных социальных групп . Основными социальными функциями СМИ являются: информационная, образовательная, функция социализации, критики и контроля, мобилизационная, инновационная, оперативная, функция формирования публичного представления . Реализация всех этих функций, в той или в иной степени, связана с обеспечением информационной безопасности личности, общества и государства, что создает неизбежные условия для влияния государства на СМИ.
В российском законодательства СМИ определяется следующим образом: в Законе «О средствах массовой информации» (далее по тексту – Закон о СМИ) под средствами массовой информации понимается «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Кроме того, из ключевых и базовых понятий о месте и роли в СМИ в законодательстве России можно выделить следующие положения Конституция Российской Федерации «гарантирует свободу массовой информации, прямо запрещает цензуру». Аналогичные принципы закреплены. Закон о СМИ закрепляет право граждан на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц». Эти базовые положения подтверждают важность места и роли СМИ в современной общественной и политической жизни страны.
Возрастающая роль СМИ порождает споры о том, к каким последствиям это может привести и о месте СМИ в социальной жизни общества, учитывая тот факт, что в России действует более 61 500 официально зарегистрированных СМИ, транслирующих информацию на 102
Фрагмент для ознакомления
3
1) Артемьев М. Главный телекиллер 1990-х: чем запомнится Сергей Доренко. Журнал "Forbes". 10.05.2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/obshchestvo/375913-glavnyy-telekiller-1990-h-chem-zapomnitsya-sergey-dorenko (дата обращения 12.05.2022).
2) Включили телепреемника. Газета "Новая газета". 14.02.2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://novayagazeta.ru/articles/2008/02/14/39312-vklyuchili-telepreemnika (дата обращения 12.05.2022).
3) Грозовский Б. Экран войны: как телевидение погружает население в параллельную реальность. Журнал «Forbes». 28.07.2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://www.forbes.ru/mneniya-column/tsennosti/263735-ekran-voiny-kak-televidenie-pogruzhaet-naselenie-v-paralellnuyu-real (дата обращения 12.05.2022).
4) Демушина О. Н. СМИ как инструмент легитимации институтов власти // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – №. 3. C. 71-75. Болохвитинов Н. Н. США: проблемы истории и современной историографии. - М.: Наука, 1980. - С. 186.
5) Драгунский Д. Отчаяние мальчиков. Газета.Ру. 12.02.2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://www.gazeta.ru/comments/column/dragunsky/8069501.shtml (дата обращения 12.05.2022).
6) Дубин Б. В. В стране зрителей. Дружба Народов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/9fdge (дата обращения: 11.05.2022)
7) Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. № 32. 08.02.1992.
8) Засурский Я.Н. Предисловие кн. Мелюхина И.С. «Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития». // М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 5.
9) История Первого канала [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.com/28719084-Istoriya-pervogo-kanala.html (дата обращения: 12.05.2022).
10) Керимов А. А. Легитимность политической власти: проблемы дефиниции и основные теоретические модели // Известия УрФУ. Серия 3. Общественные науки. – 2015. – Т. 10. – №. 1. – С. 81-91.
11) Кирилл Клейменов назвал «предательством» поступок сотрудницы Первого канала, ворвавшейся в эфир с антивоенным плакатом. Журнал "Правила жизни". 21.03.2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pravilamag.ru/news/society-news/21-03-2022/671623-kirill-kleymenov-nazval-predatelstvom-postupok-sotrudnicy-pervogo-kanala-vorvavsheysya-v-efir-s-antivoennym-plakatom (дата обращения 12.05.2022).
12) Кирпичникова А.В. Основные права, свободы и обязанности журналиста, как субъекта конституционно-правовых отношений // Актуальные проблемы юриспруденции и пути решения сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2014. С. 8-10.
13) Ключевой вопрос недели — чем отличается президент Саакашвили от президента Ющенко? Официальный сайт Первого канала. 12.02.2006.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2006-02-12/225910-klyuchevoy_vopros_nedeli_chem_otlichaetsya_prezident_saakashvili_ot_prezidenta_yuschenko (дата обращения 12.05.2022).
14) Крыштановская О.В. Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия // Мир России. Социология. Этнология. М.: Издательский дом «Мир безопасности» № 4 - 2002. С.17.
15) Макаренко, В.П. Власть и легитимность // Россия – США: опыт политического развития. – Ростов-на-Д., 1993. ‒ C. 83-108.
16) Накал предвыборных страстей на Украине. Официальный сайт Первого канала. 13.10.2004 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// https://www.1tv.ru/news/2004-10-13/240244-nakal_predvybornyh_strastey_na_ukraine (дата обращения 12.05.2022).
17) Нисневич Ю.А. Государственная информационная политика и ее роль в деятельности PR-служб. // Связи с общественностью в политике и государственном управлении. - 2011. М.: РАГС. С. 171.
18) ОРТ давно продано. Газета Коммерсантъ. 05.02.2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/170437 (дата обращения 12.05.2022).
19) Осипова Н.Г., Юрченко Е.И. Средства массовой информации в современном обществе: теоретико-методологический анализ новейших подходов. // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2010. № 1. С. 64–85.
20) Панарин И.Н. Информационная война и власть. // М.: Издательский дом «Мир безопасности» - 2001. С.100.
21) Первый канал / Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Первый_канал (дата обращения: 12.05.2022).
22) Первый канал в сюжете о подвигах россиян в Сирии показал кадры из шутера Arma 3. Деловой Петербург. 26.02.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2018/02/26/Pervij_kanal_v_sjuzhete_o_p (дата обращения 12.05.2022).
23) Пименова Ю. Проблемы взаимодействия СМИ и государства в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/50703/1/%D0 %9F%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D 0%B2%D0%B0.pdf (дата обращения 11.05.2022).
24) Пономарев Н. Ф. Стратегии и технологии медиалегитимации власти: монография / Н. Ф. Пономарев. ‒ Пермь: Пермский гос. ун-т., 2010. - С. 151.
25) Пономарев Н. Ф. Информационная политика органа власти: пропаганда, антипропаганда, контрпропаганда [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.evartist.narod.ru/text28/0008.htm (дата обращения 12.05.2022).
26) Российское правительство занимается решением социальных проблем. Официальный сайт Первого канала. 27.01.2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2005-01-27/236319-rossiyskoe_pravitelstvo_zanimaetsya_resheniem_sotsialnyh_problem(дата обращения 12.05.2022).
27) Сергей ДОРЕНКО: «НАДО ПОКАЯТЬСЯ? ПОЖАЛУЙСТА!». Газета «Новая газета». 28.09.2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://novayagazeta.ru/articles/2006/09/28/27774-sergey-dorenko-nado-pokayatsya-pozhaluysta (дата обращения 12.05.2022)
28) . Средства массовой информации России / Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Средства_массовой_информации_России (дата обращения: 12.05.2022).
29) Тараканова Л.А., Годаль А.И. К вопросу о правовом регулировании поведения журналистов в чрезвычайных ситуациях // Естественно-гуманитарные исследования. 2017. № 18 (4). С. 83-89.
30) Теория установления повестки дня / Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_установления_повестки_дня (дата обращения: 12.05.2022).
31) Ханин Г.И. Размышления над книгой Борис Березовский как зеркало истории позднего Брежневизма и 1990-х гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://hjournal.ru/files/JER_9_4/JER_9.4_16.pdf (дата обращения 11.05.2022).
32) Dearing, J., Rogers, E. Agenda-setting, Where Has It Been, Where Is It Going? / J. Dearing, E. Rogers // Sage publications, 1996. –Vol. 6.
33) How free is the Russian media? Index on Censorship. VOLUME 37.01 SPRING 2008 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.indexoncensorship.org/2008/03/free-russian-media (дата обращения 12.05.2022).
34) Kim, L. Russia having success in hybrid war against Germany/ The Great Debate. 07.02.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://web.archive.org/web/20160208082158/http://blogs.reuters.com/great-debate/2016/02/07/russia-having-success-in-hybrid-war-against-germany (дата обращения 12.05.2022).
35) McCombs,M. Media Agenda-Setting in the Presidential Election / М. McCombs, Сh. Eyal, D. Graber, D. Weaver. –N.Y.: Praeger Scientific, 1981. –229 р.
36) The Role of News on Facebook [Электронныйресурс] // Pew Research Center. –Режимдоступа: http://www.journalism.org/2013/10/24/the-role-of-news-on-facebook.