Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние рынка розничных банковских услуг Российской Федерации указывает на серьезные проблемы в его развитии. В настоящее время конкуренция затронула всех без исключения операторов финансового рынка.
В условиях растущей конкуренции банки вынуждены всё больше средств и усилий направлять на совершенствование своей деятельности, повышение эффективности использования всех своих ресурсов при одновременном повышении качества своих услуг.
Эти проблемы проявляются в высокой концентрации на этом рынке, низком уровне проникновения розничных банковских услуг, увеличении объема просроченной задолженности по потребительским кредитам на фоне увеличения уровня проникновения потребительского кредитования в регионы. Кроме того, из-за низкого уровня жизни населения в большинстве регионов Российской Федерации, растущая доля процентных выплат в структуре расходов лиц с долговой нагрузкой по потребительскому кредитованию, сопоставимой с развитыми странами, представляет собой угрозу для банковской системы и экономики страны в целом [6].
Теоретически проблема повышения конкурентоспособности кредитных организаций на рынке розничных банковских услуг недостаточно изучена, поэтому эта проблема становится наиболее актуальной для кредитных организаций, специализирующихся на предоставлении массовых стандартизированных розничных банковских услуг. Перед кредитными организациями появилась задача своевременной разработки мероприятий по повышению своей конкурентоспособности.
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы обосновывается необходимостью решения конкретной проблемы кредитной организации. АО «Почта Банк» недостаточно активно внедряет новые, востребованные клиентами банковские продукты, что снижает его конкурентоспособность на рынке банковских услуг. Реализация предложений о внедрении нового банковского продукта может способствовать упрочнению позиции АО «Почта Банк» на конкурентном рынке банковских услуг.
Объектом исследования является АО «Почта Банк».
Предмет исследования – конкурентоспособность кредитной организации.
Целью исследования является разработка мероприятий повышения конкурентоспособности кредитной организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
– исследовать состояние, перспективы и проблемы развития российского кредитного рынка;
– выявить преимущества и недостатки существующих методов оценки конкурентоспособности кредитной организации;
– дать оценку уровня конкурентоспособности АО «Почта Банк»;
– исследовать факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции кредитной организации;
– разработать мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности АО «Почта Банк»;
– рассчитать экономическую эффективность реализации предложенных мероприятий.
1 СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОГО РЫНКА
РФ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности
В настоящее время в теории еще не сформировалось единое определение такого понятия, как «конкурентоспособность», полностью раскрывающее суть этой экономической категории. Литературные источники дают множество различных формулировок, основываясь на содержании термина «конкуренция».
Озвучим некоторые из существующих определений рассматриваемого понятия, описывающие конкурентоспособность с разных точек зрения:
- Способность продукции, услуг, субъектов рыночных отношений оставаться на равных позициях с аналогичными рыночными предложениями конкурентов или конкурирующими субъектами.
- Наличие свойств, позволяющих субъекту экономического соревнования получить некоторое преимущество над конкурентами. Умение добиваться успеха в работе на определенном рынке или в конкретном регионе сбыта в текущее время, выпуская и продавая конкурентоспособную продукцию и услуги.
- Свойство товара или услуги, указывающее на уровень удовлетворения определенной клиентской потребности в сравнении со схожей продукцией или услугами, предлагаемыми на том же рынке.
Разница в понимании конкурентоспособности объясняется тем, что экономическая сущность этой категории имеет свои особенности. В настоящее время экономисты допускают применение понятия для категорий различных уровней.
Однако между терминами на разных уровнях имеются весомые различия. В частности, у конкурентоспособности страны и конкурентоспособности предприятия различаются целевые функции объектов.
Понятие конкурентоспособности применяется в различных областях деятельности в качестве универсального показателя. Но фактически это экономический термин, и корректнее всего будет использовать его по отношению к объектам экономических отношений.
Все существующие в экономике конкурентные отношения условно строятся на одном из трех уровней [8]:
1) На макроуровне, где речь идет о народнохозяйственных комплексах, странах, объединениях стран. Здесь принимаются во внимание характеристики, говорящие об общем состоянии хозяйственных систем, балансе внутри них, инвестиционном климате.
2) На мезоуровне, где речь идет об отраслях, объединении компаний и предприятий, учитываются характеристики, которые способствуют устойчивому росту показателей эффективности применения наличествующих в отраслях производственных ресурсов.
3) На микроуровне, где речь идет об определенных видах продукции, производства, предприятий, имеются в виду качественные и ценовые характеристики товаров и услуг.
Переоценка абсолютных и относительных величин производственных затрат происходит вследствие определенных процессов и явлений производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономических аспектов общественной жизни, называемых факторами конкурентоспособности. Под их воздействием конкурентоспособность фирмы может как расти, так и снижаться.
На функционирование любой организации оказывают влияние факторы, возникновение которых обусловлено замкнутым контактом экономического субъекта и задачи управления, и факторы, которые проявляются вследствие открытого взаимодействия фирмы с внешним миром в процессе решения идентичной задачи. Все факторы конкурентоспособности компании делятся на внутренние и внешние [7].
1) Внутренние факторы.
Ими являются те объективные параметры непосредственно самой организации, которые влияют на обеспечение своей конкурентоспособности. Речь идет о таких характеристиках:
2) Внешние факторы
В этом случае речь идет о социально-экономических и организационных отношениях, благодаря которым организация способна произвести более привлекательную продукцию с точки зрения, как ценовых, так и неценовых параметров.
Итак, конкурентоспособностью организации является целая совокупность факторов: внешних, оказывающих воздействие на фирму, и внутренних, или характеристик конкретно этого предприятия.
1.2 Современное состояние, перспективы и проблемы развития российского кредитного рынка
Кредитный рынок представляет собой экономическое пространство, где создаются отношения, обусловленные движением денежных средств между заёмщиками и кредиторами на условиях платности и возвратности кредита.
Главная особенность кредитного рынка заключается в том, что объектом торговли на нем являются деньги – деньги продаются и покупаются. Кредитный рынок позволяет накопить, перемещать, распределять и перераспределять заёмный капитал между сферами экономики [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Устав АО «Почта Банк»,
2. Официальный сайт АО «Почта Банк» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pochtabank.ru/,
3. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cbr.ru/,
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/,
5. Финансовый информационный портал «Банки.ру» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.banki.ru,
6. Аганбегян, А. Г. Финансы, бюджет и банки в новой России / А.Г. Аганбегян. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 400 с.,
7. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. – 5е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 290 с.,
8. Волков, О. И. Экономика предприятия: учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – 2-е изд. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 264 с.,
9. Герасимова, Е. Б. Анализ финансовой устойчивости банка: учебник / Е.Б. Герасимова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 366 с.,
10. Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для вузов / В. В. Коршунов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 347 с.,
11. Казимагомедов, А. А. Основы банковского аудита: учебник / А.А. Казимагомедов. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 183 с.,
12. Тавасиев, А. М. Банковское дело: словарь официальных терминов с комментариями / А. М. Тавасиев, Н. К. Алексеев. – 3-е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2019. – 652 с.