Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы объясняется тем, что в настоящее время в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности. Фармацевтика является одной из важнейших жизнеобеспечивающих отраслей и определяет решение социально-экономических задач развития всей экономики России и реализацию национальных проектов.
В современных условиях хозяйствования руководителям фармацевтических компаний необходимо постоянно повышать уровень конкурентоспособности. Высокий уровень конкурентной борьбы на фармацевтическом рынке заставляет предприятия постоянно меняться: осуществлять структурные преобразования, обновлять методы управления, модифицировать специфику взаимоотношений с клиентами и партнерами по бизнесу. В большой степени это относится и к розничным аптечным предприятиям – конечной точке реализации фармацевтической продукции. В этой связи становится актуальным исследование возможностей разработки и применения аптечными предприятиями новых методов и технологий управления, обеспечивающих эффективную коммерческую деятельность и увеличение их конкурентоспособности.
Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на достижение целей по повышению конкурентоспособности организации. Конкурентоспособность предприятия по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих: конкурентоспособности продукции и ресурсного потенциала организации.
Вопросам обеспечения конкурентных преимуществ в рыночной экономике посвящены работы многих отечественных и зарубежных специалистов, в частности, М. Портера, Р. Пейса, Ю. Иванова, И. Сиваченко, Р. Фатхутдинова и других. Однако, несмотря на значительные теоретические достижения по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятий, многие аспекты этой проблемы требуют дальнейшего исследование. В частности, это касается уточнения сути и содержания понятия конкурентоспособности предприятия, а также анализа факторов формирования конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования является аптека «Планета Здоровья».
Предметом исследования является фактор конкурентоспособности аптеки «Планета Здоровья».
Цель исследования – рассмотреть качество фармацевтических товаров как основной фактор конкурентно способности аптеки.
Задачи исследования.
рассмотреть конкурентоспособность как экономическая категория ;
изучить методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия;
определить факторы повышения конкурентоспособности современных фармацевтических организаций;
рассмотреть характеристику аптеки «Планета Здоровья»;
дать анализ конкурентоспособности товара и аптеки «Планета Здоровья»;
изучить совершенствование конкурентоспособности товаров «Планета Здоровья» на основе ассортиментной политики.
Практическая значимость. В ходе выполнения дипломной работы закреплены, систематизированы и углублены знания о потребительских предпочтениях к товарам аптечного ассортимента.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АПТЕК
1.1 Конкурентоспособность как экономическая категория
Конкурентоспособность – важнейшая интегральная характеристика, используемая при оценке эффективности экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Само понятие конкурентоспособности применяется к определенному субъекту и означает способность этого субъекта (потенциальная или реальная) выдерживать конкуренцию. Конкурентоспособность используется в качестве сравнительной характеристики продукции, которая содержит комплексную оценку производственных, коммерческих, организационно-экономических показателей по отношению к выявленным требованиям рынка или свойствам аналогичной продукции .
Конкурентоспособность представляет собой относительную и интегральную характеристику, которая отражает отличие товара и определяет его привлекательность в глазах потребителей. Конкурентоспособность понятие, имеющее множество аспектов. Оно означает соответствие продукции рыночным условиям, определенным потребительским требованиям. Конкурентоспособной считается продукция, которая обладает не только высокими потребительскими свойствами, но и находится в соответствии с требованиями международных стандартов в сфере экологической безопасности. Конкурентное преимущество Исходной точкой экономического анализа можно считать определение технических и экономических факторов конкурентоспособности, трактуемых в качестве совокупности критериев количественной оценки конкурентоспособности предприятия. Рыночные позиции определяются внутренними конкурентными преимуществами, которые группируются по шести значимым аспектам: конкурентоспособность продукции; финансовое состояние компании; степень эффективности маркетинговой деятельности; рентабельность продаж; имидж компании; эффективность управления.
Цена, качество и условия продаж - важнейшие факторы конкурентоспособности торгового предприятия. Очевидно, что качественный товар, реализуемый (в сравнении с иными торговыми предприятиями) по более низким ценам, на условиях долгосрочного или беспроцентного кредита, привлечет больше покупателей, чем в аналогичные торговые предприятия. Также на уровень конкурентоспособности торгового предприятия значительное влияние оказывают ассортимент реализуемых товаров, условия их гарантийного и послепродажного обслуживания, а также качество услуг, оказываемых самим торговым предприятием .
Все предприниматели для объективной оценки конкурентоспособности изготавливаемой продукции, должны использовать критерии, которыми оперируют покупатели. По этой причине первоначально определяется перечень параметров, являющихся существенными с позиции покупателя. Количественная оценка конкурентоспособности товара проводится благодаря оценке совокупности качественных и стоимостных характеристик продукции.
Качественными показателями конкурентоспособности могут быть 2 группы показателей:
1. Жесткие параметры, описывающие основные функции продукции, в том числе связанные с ними основные характеристики, которые могут заменяться в относительно стабильных пределах (показатели эргономичности, технические параметры, соответствие международным стандартам и др.).
2. Мягкие параметры, которые характеризуют эстетические свойства продукции (цвет, дизайн, упаковка и др.).
На сегодняшний день значение мягких показателей растет, поскольку придает товарам особую привлекательность. Установка качественных характеристик товара является исходным пунктом оценки его конкурентоспособности .
Совокупность параметров, которыми характеризуется уровень конкурентоспособности, разделяется на 3 группы: параметры нормативной группы, устанавливающие принципиальную возможность реализации изделий на целевом рынке. Данную работу начинают с оценки патентной чистоты изделий; технические характеристики изделий, то есть их качественная составляющая (определение эталонных, необходимых качеств для потребителя); экономические параметры, включающие в себя цену потребления.
1.2 Методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия
Существует огромное количество расчетных и расчетно-графических методов оценки конкурентоспособности.
На современном этапе развития экономики высокий уровень конкурентоспособности является главной целью большинства организаций, поэтому его можно считать одним из важнейших факторов коммерческого успеха предприятия. В рыночных условиях особое значение приобретает проблема повышения конкурентоспособности фирмы. Высокий уровень достигается не только качеством менеджмента, но также зависит от конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от превосходства над товарами конкурентов. Научные исследования в данной области, как правило, ориентированы на изучение имеющегося опыта развития рынка. Поэтому возникает необходимость в создании комплексного подхода к определению и оценке конкурентоспособности для розничного предприятия с целью выбора наиболее реальных и эффективных стратегий .
Все методы оценки конкурентоспособности предприятия можно классифицировать по следующим признакам: категория предприятия; тип метода; особенности расчета показателей конкурентоспособности; возможность прогнозирования конкурентоспособности; учитываемые факторы конкурентоспособности; использование весомости показателей; источник информации для расчетов; трудоемкость расчетов; критерии конкурентоспособности.
Матричный метод производится путем изучения и оценки хозяйственной деятельности предприятия и ее продукции. Анализ проводится с учетом жизненного цикла продукции. При данном методе строится матрица, которая использует в своей основе систему координат: по горизонтали располагаются темпы роста и сокращения количества продаж, по вертикали – относительная доля товаров компании, представленных на рынке. Из преимуществ данного метода можно выделить то, что при наличии достаточного количества информации об объемах реализации товаров и относительных долях рынка конкурентов можно получить высокую точность оценки конкурентоспособности своей фирмы. Из недостатков – невозможность анализа причин, из-за которых предприятие или его конкуренты занимает ту или иную долю рынка, осложнение выборки для управленческих решений, необходимость обладания достоверной информацией, что подразумевает собой дополнительные затраты для проведения исследований рынка. С использованием данных признаков классификации была составлена таблица методов оценки конкурентоспособности фирмы указаны в приложении 1 .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80 (ред. от 18.04.2007) «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (вместе с «ОСТ 91500.05.0007-2003...») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.03.2003 № 4272) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №5. – С. 2001.
2. Приказ Минздрава России от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2017 № 45113) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – №9. – С. 3684.
3. Анализ фармацевтического рынка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prnews.ru/topic/analiz-farmacevticeskogo-rynka-rossii
4. Аптека «Планета Здоровья» г. Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://planetazdorovo.ru/
5. Безверхов, К. Формирование торговой и ассортиментной политики аптечного учреждения: [Электронный ресурс]/ Безверхов К. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http.bezverhov.temator.ru/cont/2438/1.html.
6. Бельтюков, Е.А. Конкурентная стратегия предприятия: сущность и формирование на основе оценки уровня конкурентоспособности / Е.А. Бельтюков, Л. Некрасова // Экономика: реалии времени. – 2017. – № 2. – С. 6-13.
7. Ван Прает, Д. Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии. Издательство: Азбука Бизнес. / Д. Ван Прает. – 2018. – 320 с.
8. Ворожевич, А.С. Защита брендов. Стратегии, системы, методы. Учебное пособие. Издательство: Проспект. – 2017. – 144 с.
9. Голикова, Т.А. По большому счету: [проблемы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан] / Т.А. Голикова; записала Т. Зыкова // Российская газета. – 2017. – С. 1-9.
10. Еленева, Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело» / Ю.Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – №8. – С. 27–30.
11. Знахина, А.В. Оценка конкурентоспособности современных предприятий / А.В. Знахина // Экономика и менеджмент. – 2018. – № 1. – С. 15-18.
12. Изучение конкурентоспособности аптеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alppp.ru/law/informacija-i-informatizacija/44/statja--izucheniekonkurentosposobnosti-apteki.html
13. Котлер, Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер. – М.:. Издательство «Прогресс», 2019. – 350 с.
14. Кочнева, Я. Б. Особенности учёта в аптеках розничной торговли // Молодой ученый. – 2019. – №2. – С. 228-230. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/240/55471/
15. Крайнов, Г.Н. Технология подготовки и реализации кампании по рекламе и PR. Учебное пособие. / Г.Н. Крайнов. – Издательство: Лань Спб. – 2018. – 372 с.
16. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе / Ю.Б. Рубин. – М.: Маркет ДМ, 2017. – 410 с.
17. Сайгина, Е. П. Психологические факторы, оказывающие влияние на потребительское поведение / Е. П. Сайгина // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2017. - № 9. – С. 405-407.
18. Савтюгин, А. Конкурентные преимущества в стратегии компании. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.4p.ru/main/theory/3189/
19. Спичак, И. В. Комплексный анализ и разработка направлений оптимизации информационной деятельности аптек / И. В. Спичак, М. А. Пасечнекова // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2016. - № 2(15). – С. 94-101.
20. Уварова, Д.М. Подходы к оценке конкурентоспособности аптечной организации / Д.М. Уварова. – Саратов: ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского, 2019. – 156 с.
21. Факторы ситуационного влияния на процесс принятия решения о покупке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stud24.ru/marketing/faktory-situacionnogo-vliyaniya-na-process/269915- 804258-page2.html
22. Фармацевтическая отрасль [Электронный ресурс] // Отраслевой бюллетень КСК групп. – 2016. - № 7. – С. 2. - Режим доступа: https://docplayer.ru/28745523-Farmacevticheskaya-otrasl.html
23. Фармацевтический маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6010983/
24. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Инфра-М, 2018. – 312 с.
25. Формирование организационно-экономических направлений повышения конкурентоспособности предприятия фармацевтической промышленности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://si.sseu.ru/sites/default/files/2015/10/dissertaciya_izmaylova_a.m.pdf
26. Чупандина, Е. Е. Выявление резервов повышения эффективности фармацевтического консультирования населения / Е. Е. Чупандина, М. С. Куролап, Н. А. Терновая. – 2017. - № 4(30). – С. 70-73.
27. Чупандина, Е. Е. Социологическое исследование информационных потребностей фармацевтических работников / Е. Е. Чупандина [и др.] // Журнал научных статей Здоровье и Образование. – 2018. - № 20 (1). – С. 192-197.